Вечером 29 июня в Москве состоялась четырнадцатая церемония вручения старейшей российской театральной премии "Хрустальная Турандот". Изображение китайской принцессы, героини старинной сказки Карло Гоцци, вручает своим любимцам московская театральная общественность.
Во дворце старинной усадьбы Кусково были названы имена лауреатов. Хрустальные статуэтки вручали МХАТовец Дмитрий Назаров и вахтанговская актриса Мария Аронова.
Лучшим спектаклем стал МХАТовский "Лес" по пьесе Островского в постановке Кирилла Серебрянникова, обладателя режиссерской "Турандот" прошлого сезона. Художник-постановщик "Леса" Николай Симонов назван лучшим сценографом. Сергею Женовачу вручили премию за лучшую режиссуру: он поставил спектакль "Мальчики" по собственной инсценировке девяти глав "Братьев Карамазовых" в Российской академии театрального искусства.
Сразу три актрисы получили премию за лучшую женскую роль. Жюри решило отметить таким образом чеховских "Трех сестер" в постановек Петра Фоменко. Сестер Прозоровых сыграли Полина и Ксения Кутеповы и Галина Тюнина.
Лучшим актером жюри выбрало ветерана сцены, актера Театра российской армии, 90-летнего Владимира Зельдина за его роль Дон Кихота в мюзикле "Человек из Ламанчи" по драме Д. Вассермана.
Лучшим дебютантом стал Петр Кислов из Школы-студии МХАТ: он исполнил главную роль в МХАТовской комедии "Изображая жертву" по пьесе братьев Пресняковых.
Почетный приз "За честь и достоинство" в этом году достался директору театра имени Маяковского Михаилу Зайцеву.
Особый приз - "Хрустальную розу" - актеры и режиссеры предназначили Николаю Караченцову, поправляющемуся после автомобильной аварии. Награду вчера вручили его жене Людмиле Поргиной.
Обладателями "Турандот" за последние 14 лет становились не только актеры, режиссеры и художники, но и целые коллективы. Так, в прошлом году, "принцессу" в номинации "За честь и достоинство" получила "Мастерская Петра Фоменко". В разные годы "Турандот" вручали Константину Райкину, Олегу Табакову, Олегу Ефремову, Михаилу Ульянову, Марку Захарову, Наталье Гундаревой, Инне Чуриковой, Ии Саввиной, Владимиру Васильеву, Олегу Меньшикову. Богдан Ступка и Деклан Доннеллан получали статуэтки в знак признательности от московских любителей театра.
Артисту какой-то стимул для существования нужен обязательно. Какая бы ни была премия, все равно артистам приятно.
С 1991 года эксперты из числа театрального бомонда выбирают ежегодно 10-15 московских театральных постановок и поручают жюри выбрать лучший спектакль, сценографа, дебютанта, актера, актрису, режиссера. Статуэтки также вручаются за "Честь и достоинство профессии" и за "Служение искусству". Особенность работы жюри состоит в том, что кандидаты на каждую номинацию остаются тайной. В день вручения премии называются только имена лауреатов, так что никто не уходит обиженным. Если жюри не находит достойного кандидата на статуэтку в той или иной номинации, то награду не вручают вовсе.
Жюри не меняется со дня основания премии: в него входят Екатерина Максимова, Петр Тодоровский, Анатолий Приставкин, Юрий Черниченко, Андрей Макаревич и Борис Беленький, который и является учредителем "Хрустальной Турандот".
Место для вручения премии, конечно, выбрано не случайно. Кусково, имение графов Шереметевых, знаменито своей театральной историей. С XVIII века титулованные владельцы усадьбы славились не только близостью ко двору и деятельностью на государственной службе, но и страстной любовью к театру. Крепостной театр Николая Петровича Шереметева (1751-1809) считался одним из лучших в России, в нем ставили и оперы и балеты на очень высоком уровне.
Одна из самых романтических и сентиментальных страниц истории русского театра тоже связана с усадьбой Кусково: брак Н.П. Шереметева со своей крепостной примой Прасковьей Жемчуговой.
Примечательно, что первую статуэтку "Турандот", вручавшуюся в 1991 году, художник исполнил по портрету великой актрисы Театра имени Вахтангова Цецилии Львовны Мансуровой. Мансурова была замужем за одним из потомков "кусковских" Шереметевых, тоже Николаем Петровичем.
Учредители премии задумывали "Хрустальную Турандот" как знак признательности и любви. Неангажированность жюри, частная инициатива организаторов, отсутствие жесткого регламента и строгих правил вкупе с непринужденной атмосферой и праздничной обстановкой неизменно делают день вручения премии одним из самых обаятельных событий уходящего театрального сезона.
Юлия Штутина