На этой неделе в прокат выходят картины с лаконичными названиями: "V значит "вендетта", "Ультрафиолет", "Питер FM" и "16 кварталов". Обозреватели журнала Time Out Москва обнаружили, что за этими сочетаниями букв и цифр скрываются две антиутопии, два с половиной римейка и одна история любви.
V значит "вендетта" / V for Vendetta
Жанр: антиутопия. Режиссер: Джеймс Мактиг. В ролях: Натали Портман, Хьюго Уивинг, Джон Хёрт. США - Германия, 2005. 132 мин.
В недалеком будущем Америка отступила в тень, зато Великобритания обрела "силу через единство, единство - через веру". Законно избранный геронтократ Адам Сатлер (Джон Херт) с молчаливого согласия большинства уничтожил гражданские свободы, книги и грампластинки. Единственным центром развлечений для англичан остается телевидение, настойчиво пугающее зрителей ужасами терактов и новых болезней. Вести с полей перемежаются пламенными обращениями геноссе Сатлера, сулящего скорый конец мифическим террористам, педерастам и порнографам. Видели "Обыкновенный фашизм" Роома? Вот примерно так выглядит Единая Британия.
Террористы, впрочем, действительно существуют - хоть и в единственном числе. Наряженный Зорро подпольщик (экспрессивно вертящий головой Хьюго Уивинг) в веселой усатой маске и при кинжалах шныряет по ночным улицам Лондона, рисуя на фашистских плакатах букву "V". Именно там, на улицах, этот V знакомится с сотрудницей телевидения Эви (Натали Портман) и открывает ей несколько тайн. Во-первых, он подражает Гаю Фоксу, заговорщику XVII века,
пытавшемуся взорвать здание Парламента. Во-вторых, сегодня V и сам собирается устроить большой фейерверк с подрывом здания городского суда (минуту спустя Дворец правосудия и вправду взрывается под музыку Чайковского). А в-третьих - все это только генеральная репетиция: через год V намерен сравнять с землей Парламент, да и весь фашистский режим вместе с ним.
Поставленная по сценарию братьев Вачовски экранизация еще одного культового комикса Алана Мура ("Из Ада", "Лига выдающихся джентльменов", "Константин") была подвергнута анафеме еще до начала съемок - любые попытки снять кино по его сюжетам вызывают у Мура крайнее омерзение. Снобизм автора, чей герой изъясняется исключительно цитатами - не из Шекспира, так из Чарли Мэнсона, можно понять. Отдавать андерграундный комикс в руки кинопродюсеров - все равно что доверять исполнение песен Rolling Stones оркестру Вооруженных сил. А аранжировками "Вендетты", похоже, занимались вообще производители рингтонов.
Где и когдаРасписание показов в кинотеатрах Москвы
Забудьте о "Матрице", да и вообще о великих сценаристах Вачовски. Драматургия тут находится на уровне "новых русских блокбастеров". А главным спецэффектом оказывается увеличенное во весь экран лицо Джона Херта. Известно, что многие фишки из первоначального сценария "Вендетты" были использованы в "Матрице" - похоже, ничего нового на замену так и не сочинили. Конечно, фильм все равно получился неординарным - сочетание Стивена Фрая, низехонько летающих кинжалов и политических шаржей смотрится экстравагантно. Да и здания Парламента в финале горят вполне ярко. Но в фильме за 50 миллионов хочется увидеть хотя бы связный отчет об освоении этой суммы, а никак не панораму книжных полок в кабинете у сценариста.
Василий Корецкий, Time Out Москва
Ультрафиолет / Ultraviolet
Жанр: пауэр-трэш. Режиссер: Курт Уиммер. В ролях: Милла Йовович, Кэмерон Брайт. США, 2006. 88 мин.
По собственному признанию режиссера Курта Уиммера ("Эквилибриум"), "Ультрафиолет" - это не какая-нибудь вампука о подвигах саблезубой девушки, а классика (точнее, "Глория" Джона Кассаветиса), переосмысленная в традициях манги. Пусть так. Но плод противоестественного союза старого и модного оказался не похож ни на одного из родителей. Ближайшим родственником "Ультрафиолета" по сюжетной линии представляется чемпионат по биатлону, а по мировоззренческой - древний фильм категории "В" "Смертельные гонки 2000" Роджера Кормана. Там юный Сильвестр Сталлоне с ППШ, тощий Дэвид Кэррадайн в гидрокостюме и еще с полдюжины странных персонажей участвовали в гонках на выживание. Заканчивалось все государственным переворотом и убийством президента.
В "Ультрафиолете" тоже убивают президента, гидрокостюмов - завались, имеется даже сюжет (хотя и трудноразличимый за всполохами выстрелов). В далеком будущем корпоративные структуры бьются насмерть с вампирским подпольем за обладание пухлым неразговорчивым мальчиком (Брайт). В венах парнишки течет нечто, способное, по одной версии, спасти всех вампиров (не спрашивайте, от чего), по другой - убить всех людей. На стороне властей - черные вертолеты и легионы затянутых в черное ниндзя. Уиммер вообще несколько злоупотребляет цветом ночи: особым шиком он, например, считает снимать лиловое на лиловом. На стороне вампиров - одна-единственная Вайолет (Йовович), обладающая несколько слоновьей грацией и поистине былинной силой. Ей, к примеру, не составляет труда уложить две дивизии одним ударом шашки.
Вся эта дичь поставлена со вполне оперным пафосом и размахом, к тому же не без души. Дизайн фильма поражает своей ретрофутуристической цельностью. Надувная мебель анилиновых цветов, уходящие за горизонт неоновые коридоры, спецэффекты, упростившиеся до уровня 486-х процессоров. Второй план заполнен персонажами с лицами порноактеров, наконец-то пробившихся в кино без обнаженки. Короче, все образцово-маргинально и вполне может ухватить за живое полсотни техно-романтиков. Остальным же придется горько сожалеть о том, что Уиммер не отказался от услуг Йовович и прочих актеров примерно такого же пошиба и не снял просто аниме. На то, что могло бы получиться, недвусмысленно намекает роскошная рисованная заставка. И - ничего, кроме правды! - фильм проигрывает ей по всем статьям.
Василий Корецкий, Time Out Москва
Питер FM
Жанр: городская история. Режиссер: Оксана Бычкова. В ролях: Екатерина Федулова, Евгений Цыганов, Ирина Рахманова, Владимир Машков. Россия, 2006. 85 мин.
Сюжет фильма - чистая геометрия, превращение мелодраматического квадрата в лирический треугольник. Есть девушка-диджей Маша (Федулова) и ее жених - бывший одноклассник, который вписан в какой-то бизнес и скучен как осенний день. Но день по сюжету летний и принадлежит архитектору Максиму (Цыганов), бывшему нижегородцу, влюбленному в Питер. Влюбленному настолько, что даже стажировка в Германии его не греет. К тому же в Питере живет девушка, только что Максима бросившая. Она и есть четвертый угол квадрата. Обещанное геометрическое превращение произойдет так: курчавый Машин жених получит отставку, темноглазая Максимова невеста будет забыта, а третьим выступит летний Петербург. Но для режиссера-дебютантки Оксаны Бычковой он будет не лишним, а главным.
Бычкова разглядывает город с нескрываемой и чуть старомодной нежностью, от которой шаг до умиления. Но она от этого шага удерживается. Ее Петербург сводит Машу с Максимом, как сводил в свое время героев "Белых ночей". Собственно, "Питер FM" и есть версия классической истории с поправкой на гламурную эстетику и новейшие обстоятельства. Вроде мобильного телефона, который и является верным авторским способом соединить двух незнакомых людей.
Только не нужно измерять глубину этой коллизии психологической линейкой. Фильм нуждается всего лишь в простодушном движении навстречу. А зрительниц тут еще ждет подарок от режиссера: посреди глянцевой лав-стори из заплеванного парадняка вдруг вырулит небритый Машков в трениках и предложит заняться любовью по-быстрому. Соглашайтесь.
Дмитрий Савельев, Time Out Москва
16 кварталов / 16 Blocks
Жанр: история полицейского безумия. Режиссер: Ричард Доннер. В ролях: Брюс Уиллис, Мос Дэф, Дэвид Морс. США, 2006. 105 мин.
Хромой, пузатый, усатый и пьющий уже с утра офицер Джек (Уиллис) получил внеплановое задание - доставить подозреваемого, болтуна и бузотера Эдди (Мос Дэф) в окружной суд. Проехать шестнадцать кварталов по забитому пробками Нью-Йорку, а потом - домой, отсыпаться и бухать после ночной смены. Проще простого! Можно даже заглянуть по пути в любимый бар, взять баклажечку навынос. А на выходе обнаружить незнакомца, целящегося прямо в арестованного, пристегнутого к заднему сиденью казенной машины.
Потом еще одного, и еще, а после - своих коллег по отделению, да и весь штат департамента полиции Нью-Йорка. Оказывается, никому не надо, чтобы чернокожий жулик (на самом деле - ценный свидетель полицейских злоупотреблений) добрался до здания суда.
Прославленный тетралогией "Смертельное оружие" режиссер Ричард Доннер решил вновь с головой окунуться в кино о копах. "16 кварталов" - старомодная полицейская история со всеми полагающимися клише, а также актером Уиллисом, который, как обычно, борозды не портит. Сюжет при этом целиком позаимствован из незабываемой картины Клинта Иствуда "Сквозь строй". Здесь все как в ленте 1977 года: от копа-алкоголика до автобуса, с которым связаны самые огнестрельные моменты обоих фильмов. Но есть "две разницы". Симпатичную девушку Сондру Лок, которую сопровождал Иствуд, заменили рэпером Мос Дэфом. А копа сделали не просто пьющим, но и честным. То есть безнадежно пропившим мозги.
Василий Степанов, Time Out Москва