Украденные из музея в августе 2004 года среди бела дня картины "Крик" и "Мадонна" норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка были найдены спустя два года и девять дней. Полиция Осло не разгласила подробности сенсационной находки, но дала понять, что картины были возвращены без выкупа и без участия информаторов.
Обретение полотен Мунка, давно уже ставших символами норвежского искусства, превратилось в Осло в маленький национальный праздник. Сотрудники музея, глядя в телекамеры, рыдали от счастья, полиция не скрывала радости, одна из старейших городских галерей, в которой художник выставлялся еще при жизни, поила желающих шампанским.
Эдвард Мунк (1863-1944) написал "Крик" ("Skrik" по-норвежски) в 1893 году. Существует четыре основные версии этой картины: две из них находятся в музее художника в Осло, третья - в Национальной галерее Норвегии (тоже в Осло), четвертая входит в собрание миллиардера Петтера Олсена. Мунк нарисовал также несколько пастельных версий с этой работы и сделал с нее литографию. Наиболее ценными считаются варианты из музея Мунка (темпера по картону, 83,5 на 66 сантиметров) и из Национальной галереи (масло, темпера и пастель по картону, 91 на 73,5 сантиметров).
Когда картина была впервые показана публике, она произвела на нее двоякое впечатление: пугающее и интригующее. За сто лет с лишним лет интерес к "Крику" нисколько не убавился, полотно было предметом изучения, подражания и пародирования, угодило в мультфильм "Симпсоны" и комический фильм ужасов Уэса Крейвена. Схематичная фигура человека с открытым ртом на фоне жуткого заката превратилась в клише и в смутный объект желания для воров. Похитители успешно выносили "Крик" из норвежских музеев дважды - в 1994 и 2004 годах. В обоих случаях картины удавалось найти в Норвегии, в обоих случаях - при неясных обстоятельствах.
В 1994 году два ловких вора смогли вынести версию "Крика" из Национальной галереи в Осло за 50 секунд. На выставку они пришли как обычные посетители и начали действовать одновременно: пока один разбивал окно, второй срезал картину с металлических тросиков, на которых она висела, после чего оба выбрались наружу через проем. Кража совпала с открытием Зимних Олимпийских игр в норвежском Лиллехаммере и получила беспрецедентное освещение в прессе. Многие тогда всерьез полагали, что исчезновение "Крика" - это хитрый пиар-трюк. Не прошло и месяца, как неизвестные предложили музею вернуть национальное достояние за миллион долларов, но Национальная галерея на сделку не пошла. В мае 1994 года совместными усилиями норвежской и британской полиции "Крик" был найден в одном из приморских курортных городов на юге Норвегии. Сообщалось, что операцию проводили подразделения по борьбе с организованной преступностью, но детали акции не разглашались. В начале 1996 года два человека, обвиненных в причастности к краже, получили тюремные сроки. Примечательно, что один из них, фанатичный почитатель Мунка, выйдя из тюрьмы, стал легальным арт-дилером.
Кража 1994 года вызвала немало нареканий в адрес Национальной галереи: картина была вынесена из более безопасного помещения на втором этаже в большую залу на первом, она не была застрахована, и смотрители оказались не готовы к внезапному "штурму".
Критика была учтена. Только в следующий раз похитители избрали своей целью не Национальную галерею, а музей Мунка, и действовали грубее. Два человека в масках вошли в зал среди бела дня (22 августа 2004 было воскресенье) и, угрожая оружием, уложили на пол посетителей и смотрителей. Грабители вынесли "Крик" и еще одну известную картину художника - "Мадонну" - без единого выстрела, погрузили их в машину и скрылись. Камеры наружного наблюдения зафиксировали похитителей, но это мало помогло следствию. Автомобиль воров полиция обнаружила в тот же день, но поиск непосредственных участников преступления занял почти полтора года.
Преступление, очевидно, тщательно планировалось: до апреля 2005 года у следствия не было никаких улик. Норвежская общественность готовилась к худшему после того, как Dagbladet, одна из национальных газет, распространила слух, что "Мадонна" и "Крик" были сожжены похитителями, отчаявшимися продать картины внутри страны или вывезти их за границу. Муниципалитет Осло объявил вознаграждение в 2 миллиона крон (413 тысяч долларов) за информацию о местонахождении полотен и обратился к неведомым преступникам с просьбой пощадить национальное достояние.
Только весной 2005 года отдел по борьбе с организованной преступностью смог провести первые аресты. Под стражу были взяты четверо норвежцев, летом были арестованы еще двое. Суд состоялся осенью 2005 года, приговор вынесен в феврале 2006-го. Осуждены были трое, остальные оправданы. Тюремные сроки от четырех до восьми лет получили Бьорн Хон, спланировавший ограбление, Петтер Таральдсен, сидевший за рулем, и Петтер Росенвинге, предоставивший машину. Таральдсена и Хона обязали выплачивать 121 миллион долларов компенсации за украденные полотна. К огорчению норвежской полиции, все фигуранты дела о краже картин оставались немы. Кто был заказчиком, где находятся полотна - все это оставалось тайной. Но некоторые ключи у следователей все же были.
С апреля 2004 года полиция Норвегии разыскивала преступников, причастных к одному из самых громких ограблений в истории страны. Группа вооруженных людей похитила около 9 миллионов долларов из компании NOKAS в городе Ставангер. При попытке задержать преступников был убит полицейский (со времени окончания Второй Мировой войны в стране было убито всего семь офицеров, находившихся при исполнении служебных обязанностей). В 2005 году удалось арестовать организатора ограбления - 30-летнего шведа Давида Тоску. Он дал признательные показания и, что особенно важно, неожиданно назвал имена четырех человек, связанных с кражей картин Мунка, в том числе Хона, Таральдсена и Росенвинге. Но Тоска наотрез отказывался от собственной причастности к музейному делу. Его осудили на 19 лет тюрьмы за ограбление в Ставангере.
О Тоске вновь вспомнили 21 августа 2006 года. В крупнейшей норвежской газете Verdens Gang появилось сообщение, что адвокат Давида Тоски ведет секретные переговоры с прокурором, выступавшим обвинителем по "ставангерскому делу". Журналисты предположили, что это может быть связано с поиском картин Мунка. Тоска, вероятно, знал, где они находятся, и попытался добиться уменьшения срока заключения. Комментарии от обеих сторон не последовали, но ровно через десять дней - 31 августа - "Мадонна" и "Крик" были найдены.
Какова истинная роль Давида Тоски в этом деле, и где были картины все это время, пока неизвестно. "Крику" и "Мадонне" предстоит экспертиза и незначительная реставрация, а потом их вернут в музей Мунка, закрывавшийся на несколько месяцев для полного обновления систем охраны.
Юлия Штутина