Китайский режиссер Цзя Чжанкэ с третьей попытки получил "Золотого льва" на венецианской Мостре за фильм "Sanxia haoren" ("Натюрморт"). Его картина была включена в основной конкурс в последний момент и как серьезный претендент на главный приз никем не рассматривалась. Тем не менее, в финале его драма обошла таких явных фаворитов, как "Королева" Стивена Фрирза и "Частные страхи в публичных местах" Алена Рене.
Золото
36-летнего Цзя Чжанкэ называют режиссером шестого поколения - когорты, следующей за титанами китайского кино Чжаном Имоу и Ченом Кайге. В отличие от этих уже ставших классиками кинематографистов, шестое поколение снимает не фантастические или костюмно-исторические драмы, а условно-реалистические картины, в которых актуальная повседневность перемешана с экзистенциальной странностью мира. Сам Чжанкэ называет среди своих учителей Федерико Феллини, Витторио де Сика и Робера Брессона, а также Ясудзиро Одзу и Хоу Сяосяня. Критики сравнивают Чжанкэ с Годаром, Миклошем Янчо, Робертом Олтманом и Раулем Руисом. Из суммы этих определений получается, что китайский режиссер прочно усвоил уроки европейского неореализма и азиатского кинематографического минимализма. Что же еще нужно для того, чтобы оказаться идеальным кандидатом на главный приз европейского фестиваля? Да практически ничего. Председатель жюри 63-го Венецианского фестиваля Катрин Денев по окончании церемонии награждения сказала о "Натюрморте" Чжанкэ, что ее и коллег убедили и растрогали "красота съемок и сильный, неполитизированный сюжет".
В "Натюрморте" рассказана история шахтера, который вернулся после многолетнего отсутствия на место, где некогда была его деревня. Теперь ее нет: она ушла под воду после окончания строительства плотины "Три ущелья". Вокруг строятся новые жилые кварталы, и герой встречает свою бывшую жену. Они пытаются возобновить брак, но, в конце концов, отказываются от этой идеи. Как и в других фильмах Чжанкэ, жизнь его персонажей формируется гигантскими катаклизмами, и они ощущают себя одновременно несомыми этими большими событиями и, в то же время, действующими самостоятельно. Эта двойственность, которую Чжанкэ убедительно перенес на экран в предыдущих фильмах "Zhantai" ("Платформа", 2000) и "Shijie" ("Мир", 2004), давно привлекает жюри Венецианского фестиваля: обе картины номинировались на "Золотого льва". И вот третья привезенная на Мостру картина, наконец, была оценена.
Примечательно, что документальный фильм Чжанкэ "Dong" ("Дун") тоже участвовал в нынешнем фестивале - в программе "Горизонты", в секции документальных фильмов. "Дун" - это хроника совместных поездок режиссера с художником Лю Сяодуном сначала к "Трем ущельям", где "циничный реалист" Дун пишет рабочих и стремительно меняющийся пейзаж, а затем в Бангкок, где его моделями становятся молодые тайские натурщицы. В обоих случаях художника (а, следовательно, и режиссера) интересует напряжение, возникающее на стыке традиции и современности.
Награждение "Золотым львом" фильма Цзя Чжанкэ - это закономерное свидетельство неполитического выбора Венецианского фестиваля. Пусть о диалектическом противоречии нового и старого рассуждают, ломая копья, политики и культурологи, дело искусства - фиксировать, что из этого получается.
Серебро
Второй по значимости приз фестиваля - "Серебряный лев" за режиссуру - достался знаменитому французу Алену Рене за фильм "Coeurs", поставленный по модной пьесе английского драматурга Алана Эйкборна "Private Fears in Public Places" ("Частные страхи в публичных местах"). Рене, 84-летний классик "новой волны", взялся за экранизацию драматургически очень выверенного и камерного произведения, в котором действуют всего шесть человек, трое мужчин и три женщины. Режиссеру удалось сохранить и жесткость, и печаль, и неистребимый британский юмор оригинала.
Понравившийся решительно всем фильм Стивена Фрирза "The Queen" ("Королева"), хоть и остался без "Золотого льва", но все же получил достойные призы. Исполнительнице роли королевы Елизаветы II Хелен Миррен вручили награду как лучшей актрисе. До сих пор незаурядное драматическое дарование Елены Лидии Миронофф (таково ее настоящее имя) дважды высоко оценили в Каннах: в 1984 году за роль в драме Пэта О'Коннора "Cal" ("Кэл") и в 1995-м - за "Безумие короля Георга" ("The Madness of King George") Николаса Хитнера. Лучшим сценаристом стал автор "Королевы" Питер Морган, которого зритель может помнить по остроумной комедии Ника Хэмма "Кое-что о Марте" ("Martha, meet Frank, Daniel and Laurence", 1998).
Настоящим сюрпризом оказался обладатель "Льва" за лучшую мужскую роль: им стал Бен Аффлек, сыгравший у Аллена Коултера в "Hollywoodland". До сих пор за этим актером с беспроигрышной внешностью комсомольца-героя не числилось никаких выдающихся драматических достижений, кроме "Оскара" за сценарий к "Умнице Уиллу Хантингу".
Операторскую награду получил мексиканец Эммануэль Любецки, работавший с Альфонсо Куароном над "Детьми человеческими" ("The Children of Men"). Любецки многократно номинировали на всевозможные операторские премии за такие картины, как "Сонная лощина" Тима Бертона и "Лемони Сниккет" Брэда Сильберлинга. В этом году его выдвигали на "Оскара" за "Новый Свет" Терренса Малика, но вновь оставили без награды. И вот, наконец, безупречные картинки Любецки оценили по достоинству.
Не прошла незамеченной "Эйфория" Ивана Вырыпаева, российский конкурсант фестиваля: картина получила малого "Золотого льва" от молодежного жюри. Спецприз достался фильму "Даррат" из Чада. Режиссер-забияка Спайк Ли стал победителем документального конкурса "Горизонтов": жюри оценило его фильм о последствиях урагана "Катрина". В художественной программе "Горизонтов" первенствовала китайская лента режиссера Лю Цзе "Ma bei shang de fa ting" ("Суд верхом"). Итальянская лента "Nuovomondo" (в английской версии "Golden Door" - "Золотая дверь") режиссера Эмануэле Криалезе получила "Серебряного льва" в номинации "Откровение".
Будущее металлообработки
Венецианский фестиваль относился к восточному кинематографу уважительно еще в первые годы своего существования, наградив в 1951 году "Ворота Расемон" Акиры Куросавы, а в 1957-м - "Непобежденных" Сатьяджита Рея. Но настоящий триумф азиатского кино на Мостре начался в 1989-м, когда главный приз достался Хоу Сяосяню за "Город скорби" - "Beiqing chengshi". "Натюрморт" Цзя Чжанкэ стал девятым за последние семнадцать лет восточным фильмом, удостоенным главного приза фестиваля. То ли ветер из Азии так силен и свеж, то ли Европа слишком стара и предсказуема. Как бы то ни было, кажется, в Венеции по-прежнему царит кино как искусство - в отличие от Канн и Берлина, где все чаще преобладает кино как политический манифест.
Юлия Штутина