Последние годы реклама любого фильма в стиле "Люк Бессон представляет" означала почти со стопроцентной вероятностью, что речь идет о зрелище редкостном по своей бессмысленности. Поэтому когда та же самая фраза появилась в описании проекта "Артур и минипуты", от безотчетного нехорошего предчувствия избавиться было невозможно. Однако результат, как водится, превзошел все ожидания.
Летом 2006 года просвещенная Европа и не столь просвещенные США стали зрителями драмы под названием "Уход мосье Бессона из большого кино". Человек, снявший когда-то действительно великолепные фильмы вроде той же "Голубой бездны", "Леона" и "Пятого элемента", заявил об окончании своей режиссерской карьеры и намерении переквалифицироваться то ли в социальные работники, то ли в сценаристы. "Я хотел бы выйти из игры рано, пока не стало слишком поздно. Я знаю многих режиссеров, которые сняли слишком много фильмов. Это печальное зрелище", - справедливо замечал Бессон.
Затем, уже ближе к премьере его последнего проекта "Артур и минипуты", снятого по его собственной книге, Бессон сменил гнев на милость и пообещал остаться в режиссерском кресле в том случае, если анимационный фильм покажет хорошие кассовые результаты и будет благосклонно встречен критиками.
В качестве небольшого отступления надо сказать, что идея заняться сказками была очень своевременной. Потеряв по той или иной причине способность снимать хорошие фильмы для взрослых, Бессон переключился на сочинительство для детей - дело не только благодарное в виду крайней доверчивости этой категории потребителей, но и очень выгодное. Ведь голливудская практика доказала, что качественно сделанные полнометражные мультфильмы приносят создателям не только "Оскары", но и баснословные прибыли.
И Бессон занялся.
Представляя свое творчество, он говорил, что мечтает объяснить молодым людям, в каком хрупком мире мы живем. "Моя книга "Артур" - это попытка поговорить с детьми и сделать это максимально ненавязчиво", - уточнял режиссер. О том, что ненавязчивый разговор с детьми стоил 86 миллионов долларов, мосье Бессон предпочитал не распространяться. И в самом деле, не при детях же.
В декабре картина стартовала в США под названием "Артур и невидимки" и с треском провалилась в прокате, несмотря на звучавшие за кадром голоса Мадонны, Дэвида Боуи и Снуп Догга. Собрав 14 с небольшим миллионов долларов, фильм отправился путешествовать дальше по хрупкому миру, доведя свои совокупные сборы на всех рынках до приемлемой величины в 100 миллионов. В марте картина благополучно добралась и до России, заговорив голосами Нелли Уваровой, Андрея Григорьева-Апполонова, Тимати и прочих незаменимых в этом деле людей.
История 10-летнего Артура, живущего с бабушкой в полуразваленном доме почему-то не во французской, а в американской глубинке, начинается с проникновенного рассказа про дедушку, который строил для африканских племен циклопические инженерные сооружения и получал за это, как и все колонизаторы, горсти необработанных драгоценных камней. Дедушка, как и все колонизаторы любил крепко выпить и рассказывать под это дело странные истории о цивилизации великанов и минипутов, которые живут в гармонии и через нее познают окружающий мир.
И все было бы хорошо, да только когда пришло время платить по счетам за сарай в американской глубинке, спаситель черного континента исчез, припрятав предварительно те самые горсти драгоценностей. Нагрянувшие некстати кредиторы и заставили юного Артура предпринять героические усилия, чтобы найти, не дай Бог, не дедушку, а потерянные сокровища, спрятанные где-то в таинственной стране минипутов.
Банальность завязки и странные мотивации абсолютно всех живых персонажей картины, кроме сторожевого пса бабушки, ничуть не портят первого впечатления, поскольку сюжеты большинства детских сказок исчерпываются фразой "пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что". Но потом начинается анимация и дело приобретает совсем странный оборот.
Итак, главные действующие лица.
Принцесса Селения. Дочь короля минипутов, мечтающая вытащить волшебный меч из камня, (какой оригинальный ход), чтобы победить злодея, который правит страной на букву "М" и жаждет по непонятной причине извести соседей. Утверждает, что ей тысяча лет, но одновременно уверяет влюбленного в нее Артура в том, что она его ровесница. Обладает выдающимся размером груди и прочих частей тела, предпочитает обтягивающие брюки и корсет.
Брат принцессы Барахлюш. Второстепенный герой, который по законам жанра должен быть самым смешным из всех персонажей. Похож на Незнайку, владеет удивительным предметом, который спасает героев от всех напастей в самых безвыходных ситуациях. Зануден и ленив.
Урдалак. Главный злодей, одно упоминание имени которого вызывает ужас не только у минипутов, но спасенных дедушкой африканских племен. Любитель высоких технологий и гурман. Его ненависть к соседям плохо вяжется с его желанием добиться поцелуя принцессы Селении. Портретное сходство с лордом Волдемортом из фильма "Гарри Поттер и кубок огня" почти стопроцентное.
Несколько других персонажей, вроде папы-короля или держателя притона, не играющих никакой роли в повествовании, но ужасно старающихся, по воле создателей, быть забавными.
Не вдаваясь в подробности сюжета, стоит сказать следующее. Каким образом анимационный поход за сокровищами пропавшего дедушки должен был продемонстрировать молодым людям хрупкость этого мира, понять при всем желании невозможно. Невозможно даже определить, какой возрастной категории зрителей адресовано творение мосье Бессона.
Если, как утверждал режиссер, он апеллировал к самым маленьким, то шутки с эротическим подтекстом, жаркие поцелуи, которыми тысячелетняя Селения награждает 10-летнего Артура и его горящий взгляд, устремленный на ее обтянутый кожей зад явно не к месту. Не говоря уже о эпизодах в притоне, где герои лихо употребляют зеленую дымящуюся жидкость и общаются с отвязным типом, покуривающим травку и предлагающим Селении стать его восьмой подружкой.
Если же фильм не имеет ограничений по возрасту, а судя по саундтреку из "Криминального чтива" и отплясывающей в стиле Умы Турман принцессе это так, то тогда в нем должны присутствовать хоть зачатки драматургии, способной вызвать эмоции у толстокожих взрослых. Не уровня "Короля-льва", естественно, но хотя бы уровня аналогичных голливудских трехмерных проектов.
В конце концов, чтобы у взрослых не возникло тягостного ощущения бесцельно потраченных денег, должно быть хоть изредка смешно. Но это такие пустяки по сравнению с возвышенными идеями спасения мира.
Что касается собственно анимации, то в этом смысле фильм Бессона сильно напоминает первые опыты совмещения рисованных героев с живыми. Если по отдельности эти два мира хоть и несколько деревянно, но все же функционируют, то когда дело доходит до их прямого взаимодействия, картинка вызывает целую серию ностальгических воспоминаний о фильмах вроде "Марии Мирабеллы".
На что именно потратил Люк Бессон 86 миллионов долларов, совершенно непонятно. Для сравнения, первая серия "Шрека" стоила 60 миллионов долларов, вторая - 70 миллионов. Производство второй части "Ледникового периода" обошлось в 80 миллионов долларов. Практически все знаменитые голливудские анимационные ленты последних лет уступают по стоимости "Артуру и минипутам" и во много раз превосходят его по прибыльности. Остается надеяться, что значительная часть бюджета ушла на гонорар замечательной Миа Фэрроу, сыгравшей бабушку, и юного дарования Фредди Хаймора, исполнившего роль Артура.
Отдельного упоминания достойны локализаторы картины. Утверждается, что все кандидатуры на озвучание утверждал лично Люк Бессон. Если это действительно так, то, может быть, он и заберет их с собой для дальнейшей плодотворной работы на благо своей великой французской родины? Ибо более бездарного дубляжа представить себе почти невозможно. И здесь уже возникает ностальгия даже не по Вицину, Папанову, Яншину и Кларе Румяновой, начинаешь искренне тосковать по Федору Бондарчуку.
И последнее. Если вашему ребенку от пяти до семи лет и убогость сюжета, равно как и крепость пойла, которое употребляет принцесса, отправившись в героический поход, для него еще ровным счетом ничего не значат, обязательно поведите его на фильм "Артур и минипуты". Буйство красок, таинственные карты, гротескные злодеи и падения с водопадов, не оставят ребенка равнодушным. Хотя бы на один раз.
Если же вашему ребенку больше 25, сводите его на "Леона". Так в его памяти при взгляде на фразу "Люк Бессон представляет" будут всплывать более оптимистичные картины.
Григорий Злов