Петр Фоменко, его коллеги и ученики вновь оказались героями премии "Хрустальной Турандот": не только лучшим назван спектакль "Самое важное", поставленный в "Мастерской", но и лучшей актрисой стала Ирина Пегова, одна из самых значительных фоменковских актрис, недавно, правда, перешедшая в МХТ. Кроме того, наконец-то снискал "высшую московскую" премию и театр Анатолия Васильева: ее получил режиссер Дмитрий Крымов.
В 2007 году независимая и приятная во всех отношениях "Турандот" перебралась из усадьбы "Кусково" в Москву - в Третьяковскую галерею. Церемония вручения премии неизменно сама является театральным действом, и в этот раз она вольно или невольно срифмовалась с постановкой-лауреатом. Для сценического решения "Самого важного" - драматической выжимки из романа Михаила Шишкина "Венерин волос" - постановщик Евгений Каменькович задействовал музей. Ведущий церемонии "Турандот" Роман Мадянов, сам оказавшийся лауреатом премии, весело отыграл в стенах галереи эпизод с музеем одного экспоната.
"Самое важное" - новый ансамблевый проект "Мастерской Петра Фоменко". Поставить полифонический и нелинейный роман Шишкина Каменьковичу удалось не только благодаря исключительному вниманию к тексту, но и благодаря отработанному в этом коллективе приему: почти все актеры в течение спектакля играют несколько ролей. И, как это всегда бывает у "фоменок", получается у них здорово и "смотрибельно".
Жюри "Турандот" вообще любит яркие, эффектные спектакли и со здоровой иронией относится к усложненному или теоретическому театру. И все равно награда, доставшаяся Дмитрию Крымову за красочного и поэтичного, но совсем нетрадиционного "Демона. Вид сверху" в Школе драматического искусства, кажется неожиданностью. Этот спектакль впервые был показан на прошлогоднем фестивале "Территория" и сразу очаровал зрителей. Больше всего он напоминает мультфильм о мультфильме: слов в нем меньше, чем сменяющихся картинок, а эти последние значат едва ли не больше, чем перемещения артистов по сцене.
Выбор актрис на нынешней "Турандот" представляется бесспорным. Алла Казанская, блистательная вахтанговка и замечательный педагог (она выучила не одно поколение артистов в Щукинском училище), разделила награду с Ириной Пеговой, новой МХТовской гордостью и звездой фильмов Алексея Учителя ("Прогулка" и "Космос как предчувствие"). Пегову, без сомнения, ждет в новом сезоне как минимум номинация на "Золотую маску" - за роль Москвы Честновой в спектакле "Рассказ о счастливой Москве", поставленном в "Табакерке" Миндаугасом Карбаускисом. Последний же, напомним, дважды подряд становился лучшим режиссером по версии "Турандот" (в 2005 и 2006 годах).
Роман Мадянов, обаятельный ведущий церемонии, оказался и лучшим актером: отмечена его работа в трагикомедии "Куба - любовь моя", поставленной Татьяной Ахрамковой по пьесе Михаила Бартенева в театре имени Станиславского. Большинству соотечественников Мадянов знаком, скорее, по телесериалу "Солдаты" и ролям в кино - например, в "Копейке" Дыховичного.
Лучшим дебютантом сезона оказался Алексей Черных, сыгравший доктора Полякова в "Морфии" (театр Et Cetera, спектакль поставил Владимир Панков, работающий в синтетическом жанре "саундрама"). Для роли несчастного морфиниста актеру пришлось изображать ломки и прочие приметы наркоманского кошмара. В спектакле Алексею Черных удалось продемонстрировать свои недюжинные физические возможности и добросовестную экзальтацию. По-видимому, молодому актеру дали щедрый аванс на будущее: в другой раз его наградят уже за драматическое дарование.
Еще одна заслуженная награда досталась сценографу Алле Коженковой. Это она некогда оформила прославленные постановки Романа Виктюка - "Служанки" и "Мадам Баттерфляй", это она сделала для Мариинки "Обручение в монастыре", "Жака и его господина" в театре Ленсовета, "Сирано" в Вахтангове. "Хрустальную Турандот" 2007 года она получила за "Дракона", поставленного Владимиром Мирзоевым в "Театриуме на Серпуховке". Для спектакля по пьесе Евгения Шварца Алла Коженкова придумала такое количество кунштюков, что ради них одних стоит идти на "Дракона". Ее безудержная фантазия дорогого стоит.
Единственный лауреат "Турандот", о котором было известно заранее, - Михаил Державин. Всеми любимого актера, счастливо соединяющего вахтанговское прошлое (он учился в Щукинском, его отец играл в театре Вахтангова) и сатировское настоящее, премии находят редко. И вот, наконец-то, его отметили - правда, не за отдельную работу, а за заслуги перед театром.