10 февраля в Цюрихе произошло одно из самых громких ограблений последних лет и, похоже, одно из крупнейших в истории Европы: три вооруженных человека унесли из частного музея живописи Эмиля Бюрле четыре полотна общей стоимостью 164 миллиона долларов. Куратор собрания Лукас Глоор назвал украденные полотна "лучшими в коллекции", и у него есть все основания так говорить.
Умерший более полувека назад промышленник и коллекционер Эмиль Бюрле был одним из самых крупных охотников за импрессионистами послевоенной поры. Большинство своих приобретений, составивших славу коллекции, он сделал между 1948 и 1956 годами. Больше всего Бюрле интересовался импрессионистами, барбизонцами, постимпрессионистами и живописью начала XX века. Кроме того, он подобрал для своего собрания весьма солидные работы голландцев XVII века и итальянцев XVI-XVIII веков. Достоянием публики эта живопись сделалась после 1960 года, когда появился музей Фонда Эмиля Бюрле, открытый его наследниками.
Трое грабителей в масках вошли в здание музея, расположенного в Восьмом округе Цюриха, в 4:30 вечера в воскресенье, 10 февраля. Угрожая служащим пистолетом, они сняли со стен картины Моне ("Маки в окрестностях Ветея"), Сезанна ("Мальчик в красном жилете", любимая работа Бюрле), Дега ("Граф Лепик с дочерьми"), Ван Гога ("Цветущие ветки каштана"). Похитители погрузили картины в белый автомобиль и уехали в направлении юговосточного пригорода Цюриха Цолликона. По мнению сотрудников музея, один из грабителей говорил по-немецки со славянским акцентом. Больше на момент написания этой статьи об обстоятельствах ограбления ничего не было известно.
Фонд Эмиля Бюрле уже предложил награду за информацию о местонахождении полотен: 100 тысяч швейцарских франков. Куратор музея Лукас Глоор не исключает, что похитители обратятся к нему с предложением выкупа картин. Но если ограбление было сделано по заказу, а выбор экспонатов указывает именно на это, то полотна могут никогда не вернуться в собрание Бюрле. На "белый" рынок произведений искусства они не попадут ни при каких обстоятельствах.
Нервозности швейцарским полицейским добавляет то обстоятельство, что всего несколькими днями раньше недалеко от Цюриха произошла еще одна музейная кража: неизвестные выкрали две работы Пикассо. Есть ли связь между этими двумя событиями, пока непонятно.
Если кража из музея Эмиля Бюрле и не является крупнейшей в Европе, то, во всяком случае, она входит в число самых значительных. Сопоставимое по масштабу преступление произошло в 1988 году, когда из нидерландского музея Кроллер-Мюллер вынесли три картины Ван Гога на сумму более 100 миллионов долларов. Правда, все полотна были найдены через год. Еще более дерзкое ограбление произошло в 1991 году, когда из амстердамского музея Ван Гога похитили картины на 500 миллионов. Но и эта история закончилась благополучно. В 2003 году в Великобритании из частного собрания пропала "Мадонна" Леонардо да Винчи, оцененная в 50 с лишним миллионов долларов. В 2007 году нашлось и это полотно. В 2006 году вернулись на место две картины норвежца Эдварда Мунка, унесенные среди бела дня из музея художника в Осло. Однако известен и более печальный случай, произошедший на территории США: в 1990 году переодетые в полицейских грабители вынесли из бостонского музея Изабеллы Стюарт Гарднер тринадцать произведений искусства на сумму, как минимум, в 145 миллионов долларов. Среди похищенного были два полотна Рембрандта и картина Вермеера. Ни один из экспонатов музея Гарднер не найден до сих пор.