40-летняя австралийская писательница Соня Хартнетт, автор десятка с лишним повестей для подростков, стала обладательницей самой престижной по определению награды за вклад в детскую литературу - премии Астрид Линдгрен. Эта женщина имеет весьма строгие взгляды на жизнь и считает себя "страшным моралистом".
Соня Хартнетт - писательница в своем роде уникальная: свой первый роман она написала в 13 лет (с кем не бывает) и опубликовала в 15 (а вот это уже большая редкость). Ранний успех не помешал ей окончить университет, а каждая ее следующая книга становилась поводом для обсуждения. В 28 лет Хартнетт получила свои первые премии (за повесть "Wilful Blue"), в 34 она оказалась лауреатом престижной награды британской газеты The Guardian. В год сорокалетия ее повести, переведенные на десяток языков, включая китайский (но не русский), оказались достойны премии Астрид Линдгрен. Вполне себе головокружительная карьера для "очень застенчивой девочки", как говорит о себе Хартнетт.
Хартнетт подозревает, что успех ее книг, по крайней мере отчасти, обязан ее выборочной памяти о детстве: "Помню чувство беспомощности от того, я не могу ни понять, ни контролировать мир; помню маленькие ужасы, вроде не сданной в библиотеку книги, помню страшное одиночество от потери лучшего друга. Но я помню также простые радости ребенка: езда на велосипеде по заново заасфальтированной дороге, мороженое с шоколадной глазурью, утренняя порция мультиков в спящем доме, тепло от батареи".
В англоязычном издательском деле сильнее, чем где-либо, развита система маркировки книг по жанрам и возрастам. У нас нечто подобное тоже существует, но в более рекомендательном виде: "для самых маленьких", "для детей младшего школьного возраста" и так далее. В Великобритании, США, Австралии и Новой Зеландии эти дефиниции строже, и теоретически библиотекарь может не выдать третьекласснику книгу с пометкой "YA" ("Young Adult" - это люди от 17 до 21 года, в наших терминах - "юношество"). Хартнетт в одном из интервью сокрушенно говорит, что "юношеский" ярлык прилип к ней навеки, ее с трудом выделяют из массы авторов, пишущих типичные для "YA" книги - сентиментальные, морализаторские или детективно-приключенческие.
Ничего это у Хартнетт нет: дети и подростки, ее герои, часто злы и жестоки, еще чаще одиноки; они пытаются приспособиться к окружающему миру, ничего не понимая ни в нем, ни в человеческих отношениях. Они судят о себе и других со всей решимостью неопытности и поэтому часто оказываются в безвыходных ситуациях.
Персонажи Хартнетт - часто жертвы насилия и условностей, еще чаще их как магнитом притягивает опасность. Луи, героиня повести "All My Dangerous Friends", пытаясь перестать быть домашней девочкой, пускаясь во все тяжкие со своими новыми друзьями, не брезгующими наркотиками, промышляющими воровством и прочими неприятными вещами вплоть до киднеппинга. В одной из самых популярных книг Хартнетт - "Surrender" (это кличка собаки) - герой по имени Анвелл, мальчик из хорошей семьи, называющий себя Гэбриелом (то есть Гавриилом - речь об архангеле), ребенком оказался причиной смерти старшего, умственно отсталого брата. Юношей Анвелл водит дружбу с сумасшедшим сверстником, и вдвоем они терроризируют свой городок поджогами. Финал у повести, разумеется, жуткий.
Две любимые книги Хартнетт - "Как я умирала" Фолкнера и "Преступление и наказание" Достоевского. Еще она нежно относится к "Троим в лодке" Джерома, "Молитве об Оуэне Мини" Ирвинга, "Возвращению в Брайдсхед" Во, "Дню триффидов" Уиндема. Зато она ненавидит "Над пропастью во ржи", потому что Холден Колфилд - "злой и потакающий себе тип", а заодно она терпеть не может "невыносимо скучные" классические романы Стерна, Диккенса, Стендаля и Харди. Нормальный такой список подростка, предсказуемый.
Хартнетт пишет не романы воспитания, а романы взросления. Она не морализирует, но расставляет акценты: нельзя обижать и мучить людей и животных, природу надо любить, знания - ценить, интеллект - развивать. Хартнетт свято верит в то, что книги формируют человека, и в то, что прочитанное в детстве непременно аукнется во взрослой жизни. Превратить этот набор педагогических шаблонов в увлекательную прозу для недоверчивых школьников, не скатившись в сентиментальность и дидактику, - задача непростая. В жюри премии Астрид Линдгрен, классика недидактичной детской литературы, это умение ценят высоко.