В последнем номере ватиканской газеты L'Osservatore Romano было опубликовано интервью с главным астрономом Ватикана, священником-иезуитом Хосе Габриэлем Фунесом, который заявил, что вера в инопланетян не противоречит Библии. Священник подчеркнул, что творческая свобода бога не знает ограничений, а значит, он вполне мог создать разумную жизнь на других планетах.
Это не первый случай, когда представители церкви проявляют себя весьма современными людьми и признают различные явления жизни, которые, на первый взгляд, противоречат библейским текстам. По мнению церковников, противоречия эти мнимые и, в конечном итоге, все в мире подчинено единому замыслу.
Тяжелые времена
В последние десятилетия ученые доказали существование огромного количества явлений, которые подвергают сомнению правомерность религиозных догматов. Параллельно с развитием прогресса растет и число скептиков, которые нападают на религию с научной точки зрения. И священнослужителям приходится разъяснять общественности, почему та или иная гипотеза вовсе не опровергает библейские тексты, но напротив, удачно в них вписывается.
Возьмем эволюцию. Казалось бы, теория Дарвина не оставляет пространства для маневра и прямо доказывает ошибочность идеи о семи днях творения. Поначалу так казалось и представителям церкви, поэтому Дарвин со своими соображениями попал в опалу. В государствах, где было сильно влияние церкви, преподавание теории эволюции было запрещено. В 1925 году в США в одной из школ штата Теннесси за преподавание биологии по запрещенной книге Дарвина "Происхождение видов" учителя осудили и оштрафовали на 100 долларов – по тем временам большие деньги. Процесс, приговор которого оставался в силе вплоть до 1967 года, получил название "обезьяньего".
Но несмотря на такое обидное отношение и наличие большого количества противников как среди церковников, так и среди ученых, эволюционное учение постепенно укрепляло свои позиции. Получалось, что теория Дарвина лучше теории разумного творения объясняет закономерности развития органического мира. И в Ватикане решили посмотреть на проблему под другим углом.
В 2007 году Папа Бенедикт XVI опубликовал статью, в которой заявил, что не поддерживает взгляд креационистов – сторонников теории разумного творения – на происхождение жизни. По мнению понтифика, называющего себя приверженцем идеи "теистической эволюции", человек и другие живые существа развивались в соответствии с законами эволюции. Но саму эволюцию придумал бог.
Семь дней творения, описанные в Библии, являются, по версии сторонников этой теории, метафорой. Дни, когда бог занимался сотворением мира, символизируют геологические периоды, длившиеся миллионы лет, во время которых и происходила та самая эволюция. Ранее бывший руководитель папской обсерватории Ватикана преподобный Джордж Койн зашел еще дальше и заявил, что теория разумного творения не является научной и ей не место в школьных учебниках. Правда, ходят упорные слухи, что широта взглядов Койна показалась Ватикану чрезмерной и приставка "бывший" появилась в названии должности священника именно благодаря эволюции.
Еще одной наукой, с которой церковь после многочисленных споров и недоразумений смогла подружиться, стала астрономия. Уже в 1582 году папа Григорий XIII ввел во всех католических странах новый календарь, который был исключительно научным и основывался на результатах астрономических наблюдений. Чуть позже в Ватикане была создана собственная прекрасно оснащенная в техническом плане обсерватория. В настоящее время ее сотрудники регулярно организуют научные конференции.
Габриэль Фунес, нынешний глава ватиканской обсерватории, помимо признания существования братьев и сестер - инопланетян, в очередной раз принес свои извинения Галилео Галилею, который был вынужден публично отречься от теории гелиоцентрической системы мира и провести остаток жизни под наблюдением инквизиции. Первым перед ученым извинился Папа Иоанн Павел II, который объяснил, что приговор Галилею был вызван "взаимным непониманием". Причин сожжения предшественника Галилея – Джордано Бруно, который также настаивал том, что Земля не является центром Вселенной, пока не назвал ни один из Святейших.
Помимо необходимости сводить воедино эволюцию и теорию разумного творения, священнослужителям приходится также давать оценку вещам, совершенно немыслимым во времена создания Библии. Например, генной инженерии, исследованию стволовых клеток, клонированию или ядерной энергетике. По некоторым из этих вопросов позиция церкви остается неизменной: грех. В марте этого года судья Апостолического пенитенциария, епископ Джанфранко Джиротти, рассуждая о необходимости возрождения былого уважения к исповеди, косвенно признал генетические эксперименты смертным грехом.
В то же время представители католической церкви считают, что выращивание трансгенной кукурузы для борьбы с голодом является вполне допустимым. В соответствии с церковными догматами, запрет налагается только на манипуляции с человеком.
По другую сторону баррикад
Если церковь демонстрируют показательную гибкость в отношении научных разработок, то в науке наблюдается более или менее отчетливое разделение на два лагеря: верующих ученых, признающих религиозные положения, и атеистов, считающих, что религии в науке не место.
Ученые из первого лагеря не только пассивно признают существование бога, но и периодически пытаются доказать этот тезис. Надо сказать, у них есть неплохой стимул: лучшие работы в этой области ежегодно удостаиваются денежного вознаграждения из фонда Темплтона, который вот уже 35 лет выдает премию "За прогресс в исследованиях или открытиях в области духовных реалий". Ежегодно сумма премии индексируется, и она всегда больше Нобелевской.
В 2008 году размер премии Темплтона составил 1,6 миллиона долларов, а получил ее польский физик-священник Михал Хеллер, автор ряда космологических и философских трудов.
Ученые, придерживающиеся религиозных взглядов, часто аргументируют свою позицию тем, что гениальные умы нашего времени постепенно приходили к выводу, что мир – настолько сложный и гармоничный – не мог возникнуть случайно, но был создан неким высшим разумом. Очень часто в подобных спорах возникает имя Альберта Эйнштейна. В качестве доказательства его религиозности упоминают такие высказывания физика, как "наука без религии является хромой, а религия без науки - слепой" или "в каждом, кто изучает природу, должно рождаться некое религиозное благоговение".
Но на прошлой неделе было обнародовано ранее неизвестное письмо Эйнштейна, в котором он высказывает несколько иные соображения относительно религии. В частности, Эйнштейн утверждает, что вера в бога является детским суеверием. Само слово "бог" для создателя теории относительности является "не более чем выражением и продуктом человеческой слабости", а Библия – "коллекцией достойных, но тем не менее примитивных легенд, которые выглядят весьма по-детски". Письмо было написано за год до смерти Эйнштейна.
Ученые из лагеря атеистов жестко критикуют религию и выступают против ее проникновения в светскую жизнь. Одним из примеров таких выступлений является так называемое "письмо десяти академиков", опубликованное 22 июля 2007 года. В письме к президенту России Владимиру Путину российские академики, в числе которых были лауреаты Нобелевской премии по физике Жорес Алферов и Виталий Гинзбург, протестовали против "все возрастающей клерикализации российского общества, активного проникновения церкви во все сферы общественной жизни" и против внесения специальности "теология" в перечень научных дисциплин ВАК. В ответ было написано "письмо 227", содержащее противоположные взгляды. Ответом на него, в свою очередь, стало "письмо 1701".
Вместо заключения
А вместо заключения приведем шутку из знаменитого сборника "Физики продолжают шутить":
АНГЕЛ: Господи, они синтезировали еще один трансурановый элемент. Как будем реагировать?
БОГ: Добавим еще один нелинейный член в Истинное Уравнение Единого Поля.