Скучная или не скучная программа получилась у нынешнего Каннского фестиваля: вот главный вопрос, который обсуждали сотни откомандированных на набережную Круазет критиков. Мнения разделились, но итоговый вердикт жюри, как обычно, удивил всех. Победителем оказалась французская картина (впервые за 20 лет), по словам, Шона Пенна, председателя жюри, абсолютно безупречная. И реалистичная до дрожи.
Фильм Лорана Конте "Entre les murs" ("В стенах"; "Класс" в английском переводе), четвертый в карьере режиссера, был показан в один из последних дней фестиваля, когда ошалевшие от количества просмотренного критики обменивались более или менее восторженными рецензиями на картины Стивена Содерберга и Клинта Иствуда. Лента "Entre les murs", тем не менее, не прошла незамеченной: почти все наблюдатели отметили ее актуальность и неподдельную энергию.
Конте экранизировал одноименный полуавтобиографический роман писателя Франсуа Бегодо, журналиста, кинокритика и школьного учителя. В главной роли в фильме снялся Бегодо, а его ученики сыграли самих себя: пеструю группу подростков, вынужденно проводящих долгие часы вместе под одной крышей, корпя над спряжением глаголов и экскурсами в литературу. Бегодо (в картине его зовут Франсуа Марин) - не царь и не бог в своем классе, он - талантливый, обаятельный, остроумный преподаватель, который делает ошибки, заблуждается и иногда не справляется со своими подопечными. Школа, которую камера не покидает практически ни на секунду (отсюда и название фильма) у Конте предстает как слепок современного французского общества в миниатюре. При этом Конте не впадает в дидактичность, и это дополнительно продемонстрировали сами дети-актеры, устроившие на церемонии награждения такую овацию Конте, Бегодо и самим себе, что подняли на ноги весь зал.
После того, как в 2004 году "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах получил Майкл Мур за неигровую и сугубо публицистическую ленту "Фаренгейт 9/11", награда стопроцентно реалистическому фильму Конте не удивляет. Канны с готовностью оставляют метафизику Венеции.
По словам Шона Пенна, жюри в этом году принимало единодушные решения дважды. Первое - отдать гран-при Лорану Конте, а второе - наградить титулом лучшего актера Бенисио дель Торо, сыгравшего у Стивена Содерберга Че Гевару в длиннейшем (больше четырех часов) байопике Команданте. Дель Торо уже приносил Содербергу удачу в виде четырех "Оскаров" и "Серебряного медведя", сыграв в "Траффике" (2001). Посмотрим, как дальше сложится премиальная судьба фильма: до "Оскара" еще далеко.
Лучшей актрисой оказалась Сандра Корвелони, сыгравшая мать четырех сыновей в бразильской драме "Linha de Passe" Вальтера Саллеша и Даниелы Томас. Название картины - это игра, в которой участники перекидывают футбольный мяч так, чтобы он не коснулся земли и не покинул невидимую линию. Под этой линией авторы подразумевают и переход от детства к юности, и переход от домашней жизни к взрослой. Для героев фильма эта линия - еще и искушение погрузиться в мир преступности, часто единственный путь вырваться из нищеты 20-миллионного мегаполиса Рио-де-Жанейро. Саллеш и Томас, в отличие от своего соотечественника Жозе Падильи, получившего на Берлинале-2008 "Золотого медведя" за ультражесткий фильм "Элитное подразделение", не эксплуатируют тему насилия и не впадают в нигилизм, оставляя место для камерных историй и спокойного рассказа.
Нури Бильге Джейлан, любимец Канн, от которого, тем не менее, долго ускользали главные премии фестиваля (в его активе были приз ФИПРЕССИ и гран-при жюри) наконец-то получил приз за лучшую режиссуру: так жюри отметило его драму "Три обезьяны". В ней невозможность персонажей внятно объясниться друг с другом, несмотря на нагромождение обстоятельств, затмевается, как всегда у этого режиссера, невероятной красотой картинки.
Готовность Каннского жюри не ограничиваться основными призами, а раздавать дополнительные дипломы и награды, сыграла на руку россиянке Валерии Гай Германика, чья первая игровая полнометражка "Все умрут, а я останусь", римейк ее же собственной документальной среднеметражной ленты "Девочки", удостоилась "Золотой камеры" за лучший дебют.
Клинт Иствуд, еще пять лет назад удостоенный каннской "Золотой кареты", почетной награды за вклад в кино, получил в этом году специальный приз и за достижения всей жизни, и за "новую яркую работу" - участвовавшую в конкурсе картину "The Exchange" с Анджелиной Джоли. Такой же приз получила неувядающая Катрин Денев, сыгравшая главную роль в конкурсном фильме Арно Деплешена "Рождественская история". У Денев, суперзвезды последних сорока лет, к слову, до сих пор не было ни одной премии Каннского фестиваля. Тем самым, награждая любимцев зрителей, искусство, то есть фестиваль, постаралось приблизить себя к жизни.