Чем хорош фильм "Темный рыцарь"? Помимо всего прочего, переосмыслением образа Бэтмена. Как далеко герой готов зайти в своем крестовом походе против зла? Ведь граница между темной и светлой сторонами столь тонка, и так просто перейти ее, пусть и с самыми благими намерениями. Кристоферу Нолану удалось убедить нас, что его Бэтмен, балансируя на грани, все же останется на свету. Совсем иное дело - боссы Warner Bros. В погоне за золотом, будь то золото кассовых сборов или золото статуэтки "Оскар", они, видимо, не остановятся ни перед чем.
В каком-то смысле история "Темного рыцаря" схожа с историей "Титаника". Не знаменитого фильма Джеймса Кэмерона, а того настоящего, лежащего сейчас на дне Атлантики. Невероятное стечение обстоятельств, неуемная жажда рекорда и наживы, талант и самоотверженность одних и пляска на костях в исполнении других, - все это в полной мере присутствует в судьбе картины. Сейчас можно лишь предполагать, были бы достижения "Темного рыцаря" столь впечатляющи, если бы не его "айсберг" - Хит Леджер.
Согласитесь, представить в образе Джокера кого-то кроме Джека Николсона - примерно то же самое, что представить другого актера в образе Терминатора. Однако уже первые ролики неопровержимо доказали: Леджер не просто стал достойным преемником, он превзошел своего предшественника. А затем была странная история с передозировкой вполне безобидных лекарств, удивительными домработницами, которые несколько часов не могли определить, жив ли хозяин квартиры, или нет, и звонили решительно всем, кроме службы спасения, и Леджер умер.
Упаси Боже, никто не пытается искать в этой печальной развязке очередной заговор, но есть в этом что-то почти мистическое. В тот момент, когда ожидания публики и так раскалены до состояния свечения, умирает актер, от которого зависит будущее картины. При всем уважении к блестящим Кристиану Бейлу, Аарону Экхарту, Гэри Олдману и Майклу Кейну, им с самого начала были уготованы роли простых статистов в этом спектакле одного актера, и только от Леджера зависело, станет ли их "кушать подано" достойным фоном для Джокера.
.url video/kino/dark/video1
.size 640x272
.id player2
В июле фильм вышел на экраны, и количество рекордов, установленных им в прокате, превысило все известные до этого пределы. Самые большие сборы за первые выходные, самое быстрое достижение отметки в 100, 300, 500 миллионов долларов, самый кассовый фильм года. К моменту завершения театрального проката на счетчиках значилась астрономическая сумма в 995 миллионов долларов. И вот тут, вероятно, боссы Warner Bros. впервые серьезно почесали в затылках.
Несмотря на то, что темпы роста сборов "Темного рыцаря" превышали аналогичные показатели абсолютно всех фильмов, даже "Титаника", заветный миллиард фильму так и не покорился. Не удалось войти и в тройку самых кассовых картин в истории, где за все тем же "Титаником" пристроились "Возращение короля" и вторые "Пираты Карибского моря". До них, по меркам таких картин, был всего один шаг - каких-то 70 миллионов.
И родился план из двух частей. Простой, как и все великое. Первое. Нужно выпустить фильм в повторный прокат, да не сейчас, а в начале 2009 года, когда те зрители, что уже видели его летом и даже успели купить диски, созреют для повторного похода в кино, а те, кто был все это время в коме, и вышел из нее аккурат к Рождеству, захотят все же узнать, о чем речь. Второе. Фильм стоит выпустить так, чтобы прокат совпал с периодом самого энергичного мыслительного процесса у членов Киноакадемии, выбирающих претендентов на "Оскар".
Что касается денег, то, ей Богу, пусть. Пусть хоть такой явной "накруткой трафика" миллиард будет собран. В конце концов, те же "Звездные войны" или "Инопланетянин" пережили несколько реинкарнаций на широком экране, и это нисколько не уменьшило зрительский интерес к ним. Вероятнее всего, даже будет улучшен результат "Сундука мертвеца" и оккупировано почетное третье место на пьедестале лидеров. Пусть. В эпоху тотального финансового кризиса лишних денег не бывает, и если дополнительные доходы от проката позволят Warner Bros. снять дополнительно пару хороших фильмов, никто против не будет. Но "Оскар" - другое дело.
Заслуживает ли Хит Леджер золотую статуэтку за роль Джокера? Наверняка, все, кто видел фильм, ответят утвердительно. Да, заслуживает. Ибо такой смеси извращенной страсти, тонкого ума и искреннего саморазрушения на экран не выплескивалось давно. Леджер в роли Джокера совершенно неузнаваем. Никаких параллелей с его прошлыми ролями, все они словно сыграны другим человеком. Назовите это как угодно: предчувствием близкой смерти, лебединой песней, не важно. Леджер сделал так, что отныне образ Джокера будет прочно ассоциироваться именно с ним, а не с Николсоном. И если бы он был жив, то отсутствие его фамилии в списках номинантов на "Оскар" выглядело бы странно.
Но Леджер мертв, и теперь все претензии хозяев франшизы на золотые статуэтки представляются бессовестной манипуляцией. И в самом деле, ну примут киноакадемики решение наградить Леджера, кто выйдет на сцену за "Оскаром"? В лучшем случае Кристофер Нолан, в худшем - потянутся за наградой истомленные тайскими массажами представители киностудии и будут долго благодарить почтенную публику за оказанную всем им честь.
Но подобные мысли, видимо, не особенно волнуют разработчиков плана. В сети интернет, равно как и в так называемых традиционных СМИ, развернута беспрецедентная рекламная кампания, призывающая академиков голосовать за "Темного рыцаря" почти во всех номинациях. И вся она фокусируется на одном образе - образе Джокера. К сожалению, вероятность того, что мультимедийная молитва создателей фильма будет услышана Киноакадемией, довольно велика. Всеобщее зрительское помешательство, помноженное на драматизм ситуации, немного торжественной музыки, пару проникновенных слов - и вожделенные "Оскары" в кармане.
Остается лишь надеяться на здравый смысл и способность академиков взглянуть на себя со стороны и просто спросить: "Че ты такой серьезный"?