Замысел московского правительства о реконструкции квартала, на территории которого располагаются парк искусств "Музеон", здание Центрального Дома Художника и Государственной Третьяковской галереи, начинает претворяться в жизнь. Уже готов и обнародован проект планировки территории, который предполагает как возведение новых зданий для Третьяковки и ЦДХ, так и некую коммерческую застройку – именно она сегодня вызывает беспокойство у "жильцов" здания и жителей района. В то же время общественные организации пока не отказываются от идеи добиться сохранения старого здания ЦДХ.
Сегодня одну часть здания ЦДХ занимает Третьяковская галерея (раздел искусства ХХ века), а другую - Международная конфедерация союзов художников. При этом Третьяковка давно мечтает разъехаться с соседями, аргументируя свое желание тем, что здание ГТГ на Крымском валу неудачно расположено и в нем отсутствуют условия для хранения ценных коллекций. Кроме того, руководство галереи беспокоит, что Третьяковка воспринимается не как отдельный музей, а как совместный с ЦДХ выставочный комплекс.
Правительство Москвы сочло причины уважительными и занялось решением сразу двух вопросов: куда переселить галерею и художников и что делать со старым зданием. В 2001 году решили провести реконструкцию, объявили конкурс, но ни один из проектов не одобрили. После чего разговоры о ЦДХ надолго затихли. А весной прошлого года разразился скандал.
На ежегодной международной выставке MIPIM в Каннах компания "Интеко" представила проект многофункционального комплекса "Апельсин", который был разработан совместно с архитектурным бюро Foster & Partners под руководством прославленного британского архитектора Нормана Фостера. По проекту здание представляло собой гигантский "фрукт", разрезанный на пять долек.
"Во всем мире есть несколько знаковых объектов, которые выделяются на фоне других зданий. Мы решили, что такое здание должно быть и в Москве", - привел "Интерфакс" цитату из выступления главы компании Елены Батуриной на каннской выставке. Батурина также отметила, что проект может быть реализован в Москве на территории Центрального Дома Художников на Крымском валу.
Основная часть площадей комплекса отводилась под жилые апартаменты, гостиничные номера, магазины и рестораны. Впрочем, для музея тоже было предусмотрено место – в центральной части, проходящей спиралью через здание.
Руководство Третьяковской галереи и Международной конфедерации художников отреагировали на сообщения СМИ о планах "Интеко" открытым письмом, опубликованном на сайтах обеих организаций. Авторы обращения заверили, что с предложением о возможной реконструкции территории и сносе здания ЦДХ к ним никто не обращался.
Они также отметили, что, согласно оценкам экспертов, здание находится в отличном состоянии и может успешно эксплуатироваться в течение многих десятилетий. "За последние 10 лет МКСХ вложила в ремонт и реконструкцию ЦДХ сотни миллионов рублей собственных средств", - говорилось в письме.
Назвав информацию в прессе о возможном строительстве комплекса "очередной атакой коммерсантов" и "пиар-кампанией, имеющей целью подготовить общественное мнение к возможности осуществления беспрецедентной акции по ликвидации одного из самых любимых и посещаемых очагов культуры", Третьяковка и МКСХ выразили готовность отстаивать свои интересы с использованием всех доступных законных средств.
К слову, по итогам "антирейтинга", составленного Информагентством Культура (GIF.ru) в конце 2008 года, ситуация вокруг здания ЦДХ заняла второе место в номинации "Скандалы года".
В августе прошлого года на базе столичного стройкомплекса была создана рабочая группа для работы над проектом реконструкции территории, на которой располагаются Центральный Дом Художника и парк искусств "Музеон". В результате властям и организациям, занимающим ЦДХ, удалось договориться: будущая застройка будет включать в себя отдельные здания для художников и Третьяковки. Речь пошла уже не только о сносе старого здания и строительства нового (или двух новых), а о проектировке всего квартала - с сохранением и благоустройством парка, но с включением некоторого количества коммерческих площадей.
Руководство Третьяковской галереи выдвинуло условия: музей не будет прерывать свою деятельность и не переедет из здания ЦДХ, пока новое не будет готово "под ключ". Кроме того, новое здание должно иметь достаточные площади для фондохранилищ и помещений под реставрационные мастерские, в которых нуждается музей.
Директор Центрального Дома Художников Василий Бычков, в свою очередь, выступал против сноса здания ЦДХ — по его инициативе был создан Общественный совет по культурным центрам для защиты здания ЦДХ от сноса. По информации газеты "Коммерсант", он даже инициировал акцию протеста против сноса Центрального Дома Художника на биеннале в Венеции.
Кроме того, Бычков неоднократно отмечал, что решение вопроса о судьбе ЦДХ должна быть вынесена на открытое общественное обсуждение. "Надо спросить, что людям полезнее — очередная коммерческая недвижимость или нынешняя парковая зона", - пояснил директор ЦДХ "Коммерсанту".
Однако без коммерческой составляющей проекту явно не обойтись. Как рассказал в интервью агентству "Интерфакс" главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, государственных денег на строительство новых зданий для конфедерации художников и Третьяковки нет. Значит, придется привлекать инвесторов, но их необходимо чем-то заинтересовать. Однако чиновник заверил, что ни жилого комплекса, ни офисного центра на территории не будет, поскольку речь идет о природном комплексе. Обязательно будет построена гостиница, возможно также строительство некоторого количества площадей под жилые апартаменты для временного проживания. "Функция торговли может быть там только как вспомогательная, художественные салоны, например, - сказал Кузьмин. - А торгового центра тоже там быть не может. Но в любом случае мы не хотим там получить мертвый город - там должна кипеть жизнь".
Согласно новому проекту планировки территории, парк со скульптурами непременно сохранится. "Сейчас это напоминает дачу, на которую свозят все старье, - прокомментировал ситуацию "Ленте.Ру-Недвижимость" начальник отдела сохранения и развития природного комплекса НИИ Генплана Москвы Александр Минин. - Скульптуры надо как-то разбить на группы, чтобы привести в порядок парк. Он обязательно останется, и, может быть, его даже удастся расширить".
Проект планировки территории уже вынесен на суд общественности — до 13 февраля в вестибюле Третьяковской галереи на Крымском валу работает экспозиция, на которой представлены информационные материалы по теме публичных слушаний. Пока речь идет только о так называемом "пятне застройки", а не о самих зданиях.
Организации, размещающиеся в ЦДХ, разумеется, ознакомились с предварительным проектом раньше и остались недовольны. По проекту будущие здания для ЦДХ и ГТГ будут размещаться в форме буквы "Г" вдоль Садового кольца и Мароновского переулка. Строительство коммерческих площадей предусмотрено непосредственно на месте нынешнего здания Центрального Дома Художника.
По словам замдиректора ГТГ Ирины Лебедевой, слова которой передало агентство РИА Новости, Третьяковку не устраивает слишком близкое соседство с ЦДХ и "какими-то еще структурами". Директор ЦДХ Василий Бычков, в свою очередь, заметил, что зданиям ЦДХ и Третьяковки отводится "функция забора, который возьмет на себя всю пыль и грохот Садового кольца, а внутри райскими кущами расположится неизвестно что".
Надо отметить, что позицию Третьяковки и ЦДХ вовсю поддерживает интернет-сообщество. Еще до обнародования проекта планировки района блогеры начали обсуждать пост человека, предположительно имеющего отношение к Третьяковской галерее. Автор пишет: "...Предполагается, что мы (искусство ХХ-ХХI века ГТГ) переедем в благоустроенное здание, которое будет построено параллельно Садовому Кольцу, на уровне Крымского моста. То есть, первая галерея России будет практически на две трети спрятана за линией пандуса моста. Зато с двух сторон наш несчастный музей будет фланкирован с одной стороны новым зданием ЦДХ, а с другой некой протяженной спонсорской постройкой..."
В день открытия экспозиции, посвященной будущим публичным слушаниям, появился еще один пост, озаглавленный "Официальные замечания Третьяковки по поводу нового здания". Приводим выдержку из этого текста, однако за то, что это действительно официальная позиция сотрудников Третьяковской галереи, ручаться не можем. Собственно замечания перечислены по пунктам:
"1. Не реализована задача отделения ГТГ и ЦДХ: функционально они располагаются практически вплотную. В существующем предложении приоритет отдается ЦДХ - активной коммерческой структуре.
2. В предполагаемом месте строительства (практически на уровне лицея) наблюдается превышение уровня загрязнения воздуха (3ПДК), допустимых шумовых норм (больше 52ДБА), интенсивное движение транспортных потоков создает повышенную вибрацию. При углублении строительства возникает риск подтопления.
3. Отсутствуют внятные предложения на предмет организации подъезда транспорта.
4. Упрямо навязывается подземный паркинг. Но на основании действующей инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях (Раздел 4. "Хранение музейных ценностей", п. 167) недопустимо нахождение вблизи здания музея бензохранилища, керосинохранилища, гаражей, складов дерева и других огнеопасных объектов, а также стоянок автомашин...".
Тем не менее, проект вынесен на общественное обсуждение. Будет ли он принят по итогам публичных слушаний, пока неизвестно. Собрание участников слушаний состоится 24 февраля.
И наконец, отметим, что при этом общественные организации пока не отказались от идеи отстоять старое здание ЦДХ. По мнению противников нового проекта, это возможно, если за ЦДХ будет закреплен статус памятника архитектуры. По данным агентства РИА Новости, одним из инициаторов придания зданию ЦДХ особого статуса может стать "Общественный совет по сохранению культурных центров". Эта неформальная организация еще в сентябре выступила с меморандумом, в котором предложила обсудить возможность изменения законодательства о памятниках архитектуры XX века, в частности общественно-культурных сооружениях 1970-х годов. К таким сооружениям, по мнению участников объединения, относится и здание ЦДХ и ГТГ.
Среда обитания