Два небольших сочинения, написанных Вольфгангом Амадеем Моцартом в возрасте 7 или 8 лет, были исполнены в первые выходные августа 2009 года на его родине, в Зальцбурге. Премьеру дирекция Моцартеума, международного фонда, занимающегося изучением и пропагандой наследия композитора, приурочила к Зальцбургскому фестивалю, одному из самых крупных музыкальных и театральных событий европейского лета. Так что огласка у события получилась очень громкая.
Эта история не из тех, которые происходят с везучими архивными археологами. Открыл неизвестные сочинения Моцарта-ребенка Ульрих Ляйзингер, руководитель исследовательского отдела Моцартеума, готовивший к изданию факсимиле одной неплохо изученной рукописи.
Хорошо известно, что Леопольд Моцарт, отец композитора-вундеркинда и его учитель, усердно собирал ранние опыты сына и сохранял их в специальной тетради, на обложке которой было написано: "Для клавесина. Эта книга принадлежит мадемуазель Марии Анне Моцарт, 1759". Более известна она как "Альбом Наннерль" (Наннерлью домашние звали Марию Анну, старшую сестру Вольфганга Амадея, Вольферля). Факсимиле именно этой рукописной тетради готовил Ульрих Ляйзингер. Считается, что 18 из почти 60 отрывков в альбоме сочинил Вольфганг Амадей (часть из них помечена рукой отца композитора). Ляйзингер добавил к ним еще два.
Сохранившиеся страницы тетради написаны рукой Леопольда Моцарта (есть сведения, что Наннерль после смерти брата вырвала из нее автографы композитора и раздала их желающим). В альбом Леопольд Моцарт записывал не только опыты сына, но и собственные вещи, предназначенные для разучивания детьми, а также маленькие пьески современников, например Карла Филиппа Эммануила Баха, второго сына Иоганна Себастьяна Баха.
Внимание Ляйзингера привлекли два анонимных отрывка. Оба они написаны в спешке, то есть Леопольд Моцарт их не копировал, а записывал. Исследователь обратил внимание на странности в обоих фрагментах: они содержат нарочитые, ненужные трудности. "Как опытный композитор, Леопольд бы писал более изящно и экономно", - утверждает Ляйзингер. Следовательно, эти отрывки сочинил кто-то очень молодой, одаренный, но не искушенный в композиции. Совершенно естественно предположить, что это был Моцарт-младший.
Вольфганг Амадей начал сочинять музыку очень рано: в четыре года. В восемь лет он написал первую симфонию, в одиннадцать - первую оперу. От самых ранних его композиторских опытов сохранились и записи в альбоме Наннерль, и история, дошедшая до нас благодаря другу Леопольда Моцарта трубачу Андреасу Шахтнеру. Тот наблюдал, как маленький музыкант (ему было тогда около четырех лет) мучительно ставит кляксы на листе нотной бумаги. Оказалось, что он пытался записать первую часть концерта для клавесина собственного сочинения. Сначала взрослые улыбались, глядя на перемазанного ребенка, но потом Леопольд Моцарт стал изучать страницу внимательнее и сказал: "Взгляните, господин Шахтнер, как здесь все точно и гармонично! Правда, сыграть это невозможно: никто не смог бы исполнить этот труднейший кусок". Вольферль объяснил: "Потому что это концерт. Нужно пробовать и пробовать, пока не сможешь сыграть. Так и должно быть" (цит. по: Марсель Брион. Моцарт. М., 2004).
Ульрих Ляйзингер не утверждает, что этот то ли ироничный, то ли сентиментальный анекдот имеет отношение к идентифицированным им фрагментам, но ему представляется, что с чуть более взрослым Моцартом могла произойти какая-то очень похожая история. Во всяком случае, новые фрагменты он склонен считать недостающим звеном между самыми первыми детскими сочинениями композитора и его более уверенными опытами середины 1760-х: сонатами и первой симфонией.
Находку Ляйзингера никто не оспаривает. Конечно, есть призывы относиться к его гипотезе с максимальной осторожностью, хотя бы потому, что Леопольд Моцарт не пометил эти отрывки именем сына, но в целом, судя, во всяком случае, по публикациям в англоязычной прессе, авторство двух фрагментов можно считать установленным. Часть клавесинного концерта уже оркестрована гарвардским музыковедом Робертом Левиным, и на январь 2010 года (27 января - день рождения Моцарта) запланировано ее торжественное исполнение.
Один из вновь найденных детских фрагментов Моцарта длится всего лишь минуту, а второй - пять минут. Можно представить себе медийную лавину, которая сойдет, если кто-нибудь отыщет неизвестное "взрослое" сочинение Вольфганга Амадея. А ведь было бы чудесно.