Во вторник, 25 августа, университет норвежского города Берген объявил имя шестого лауреата ежегодной премии Людвига Хольберга. Награду (4,5 миллиона крон, примерно 700 тысяч долларов) на официальной церемонии в Осло 25 ноября получит канадский философ науки Иэн Хэкинг. Его предшественниками были лингвист и психоаналитик, социолог, юрист, литературовед, политолог. Что их объединяет?
Премию Хольберга норвежское правительство учредило в 2003 году. В том же году в Осло впервые вручили Абелевскую премию - одну из крупнейших наград современности для математиков. Так норвежцы взяли под крыло важнейшую дисциплину, которую не награждает Нобелевской премией шведская Королевская академия. Ученых, выдвигаемых на премию Людвига Хольберга, "нобелевка" тоже обходит стороной: все претенденты сделали себе имя в области гуманитарных и общественных наук, включая юриспруденцию и теологию.
Людвиг Хольберг (1684-1754) родился в Бергене, но большую часть жизни провел в Дании, и его одинаково чтят в обеих странах (тем более что во времена Хольберга они были связаны унией). Выпускник и впоследствии преподаватель Копенгагенского университета, Хольберг сумел в молодости объездить Европу, побывав в Голландии, Франции и Великобритании. В результате он превратился в одного из самых ярких представителей скандинавского Просвещения. Он оставил после себя не только популярные комедии и сатирический роман "Путешествие Нильса Клима под землей", но и важные исторические труды, а также работы по истории и теории права, по которым в Дании учились еще добрых двести лет после кончины автора. Поэтому совершенно естественно, что Людвиг Хольберг оказался идеальным "лицом" премии, которую можно присудить современным мыслителям, занимающимся теоретическими изысканиями в неточных областях знания.
В 2004 году норвежцы вручили первую премию Хольберга. Она досталась Юлии Кристевой, уроженке Болгарии, давно перебравшейся во Францию и пишущей по-французски. Кристева - одна из самых известных интеллектуалок последних сорока лет, практикующий психоаналитик, писательница, литературовед, культуролог. Среди многочисленных заслуг Кристевой главная, наверное, это ее попытка сплавить вместе, амальгамировать самые разные теоретические подходы, которые применяются в XX веке в исследовании психологии и творчества.
После Кристевой награду Бергенского университета получил немецкий философ и социолог Юрген Хабермас, еще один виднейший европейский интеллектуал, чьи интересы лежат в области политической теории и теории коммуникаций. Следом за Хабермасом премии Хольберга удостоился Шмуэль Эйзенштадт, израильский социолог, занимающийся эволюцией общественного и политического устройства государств. В 2007 году лауреатом оказался влиятельный англо-американский юрист и политический философ Рональд Дворкин, а в 2008-м - еще один американец, Фредрик Джеймсон, неомарксист, теоретик литературы, автор фундаментального труда под названием "Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма". Таким образом, за пять лет существования премии Хольберга ею были награждены люди, превращающие уже устоявшиеся науки о человеке в новые суб- или наоборот сверхдисциплины.
Шестой лауреат - канадец Иэн Хэкинг - идет даже дальше своих предшественников. Как историк науки по призванию и математик по первому образованию, он занимается эволюцией идей в самых разных областях - например, в статистике, психологии, математике (особенно ему дорога теория вероятностей). Хэкингу принадлежат книги по истории научных революций, о значении философии языка и по логике социологии, как бы ни жутко звучало последнее словосочетание. В пресс-релизе премии Хольберга специально отмечаются заслуги Хэкинга, приложившего немалые усилия, чтобы сделать проблематику некоторых точных наук понятной для гуманитариев и, наоборот, объяснить современные философские вопросы тем, кто занимается вещами сугубо практическими.
То, чем занимаются лауреаты премии Хольберга, больше всего напоминает прекраснодушный и неисчерпаемый порыв Дени Дидро, идеолога и создателя самой главной энциклопедии всех времен: "Человек - это уникальное понятие, из которого всегда следует исходить и к которому все следует сводить, если только мы хотим нравиться, интересовать и волновать, описывая даже самые бесстрастные предметы и сухие детали".