В сентябрьском выпуске Лента.Ру оценивает новые альбомы американских рокеров Pearl Jam и британских Muse, свежую пластинку Дэвида Сильвиана, десятый диск петербургской группы "Сплин", а также дебютную работу южноафриканского арт-рокового коллектива BLK JKS.
Pearl Jam – Backspacer
Приятно, когда группу, вынесшую на суд публики свой очередной альбом, можно поругать разве что за обложку диска. Она у девятой пластинки пионеров гранджа Pearl Jam вышла и впрямь никудышной. Но даже эту дизайнерскую неудачу сиэтлские рокеры смогли оттенить увлекательной онлайн-игрой, отправив поклонников на поиски фрагментов обложки "Backspacer" по просторам интернета.
В остальном, то есть музыкальном плане, Pearl Jam практически безукоризненны (до абсолюта доводить не станем, ибо, как любят повторять мудрецы, совершенству нет предела). Вероятно, не последнюю роль в этом сыграло то, что музыканты стали независимыми артистами и тем самым обрели максимальную творческую свободу, а также возвращение продюсера Брэндана О'Брайена, ставившего звук ранних дисков группы "Vs", "Vitalogy" и "No Code".
Конечно, Эдди Веддер и компания не предлагают своим слушателям ничего принципиально нового, это все тот же альтернативный рок, опирающийся на классическую американскую традицию. Но это ровно тот случай, когда стабильность важнее любой инновации. На исходе нулевых неожиданно сильно сказалась нехватка в простых, но добротных, крепких и мелодичных песнях, сыгранных на звонких гитарах суровыми мужчинами, а не истеричными и рахитичными эмо-подростками. И "Backspacer" этот пробел, слава богу, успешно восполняет (да так, что хочется достать из шкафа запылившуюся клетчатую рубашку). Таких творений здесь целая россыпь, начиная с лид-сингла "The Fixer" и заканчивая "Amongst the Waves", "Speed of Sound" и "Force of Nature".
Вообще же, удивительное дело. Кумиры 1990-х уже давно отодвинуты на задворки и, казалось бы, не осталось совсем ничего святого: бывший вокалист Soundgarden блеет под r'n'b-биты Тимбалэнда, воставшие из небытия Alice in Chains записываются с Элтоном Джоном (хотя по правде их камбэк-альбом "Black Gives Way to Blue" получился довольно мощным), а виртуальный Курт Кобейн в Guitar Hero старательно копирует повадки Джона Бон Джови. И только Эдди Веддер остается верен своим идеалам и, не размениваясь на текущую моду, продолжает, как выражается другой герой нашего обзора, гнуть свою линию. На том и стоим.
Muse – The Resistance
Британскому трио Muse принято пенять на излишний пафос и проблемы с самоидентификацией. Впрочем, эти придирки ни на йоту не сокращают армию поклонников коллектива и нисколько не мешают группе считаться одним из самых впечатляющих концертных составов современности; практически все свои награды Мэттью Бэллами, Крис Волстенхолм и Доминик Ховард получили за живые выступления.
На своем пятом альбоме "The Resistance" Muse, кажется, окончательно нашли себя. Судя по всему, старина Беллами хочет прослыть ни много ни мало новым Фредди Меркьюри. Послушайте хотя бы квиновские гармонии в заглавном номере пластинки "Resistance" или "Guiding Light", не говоря уже о феноменальном по степени заимствования и подражания Queen треке "Объединенные штаты Евразии" ("United States of Eurasia").
Ладно, с самоидентификацией все понятно, но, как вы понимаете, и пафос никуда не делся. Более того, к нему прибавились концептуализм (эх, запретить бы законодательно всем музыкантам лет на десять записывать концептуальные альбомы, а то совсем тошно)… и академизм. Здесь еще страшнее: альбом финиширует натуральной мини-симфонией из трех частей, записанной при участии всамделишного оркестра, под общим названием "Экзогенезис" (!!!).
Многие критики отреагировали на "The Resistance" лаконичным "Позор!" Не будем столь категоричными: альбом как альбом, и даже не без своих удач. Но Queen лучше слушать в оригинале.
David Sylvian – Manafon
Непосвященному слушателю свежий диск бывшего вокалиста Japan, одной из самых ярчайших и недооцененных нью-вейв групп 1980-х, вряд ли придется по вкусу. Здесь нет ничего ни от "новой волны", ни от полуджазовых авангардных сольников Дэвида Сильвиана прошлого десятилетия, ни от совместного рокового альбома с Робертом Фриппом, ни тем более от недавнего прекрасного проекта Nine Horses.
"Manafon" продолжает линию экспериментального диска "Blemish", явившегося в 2003 году культурным шоком даже для давних поклонников певца. 50-минутная пластинка записывалась Дэвидом последние три года в Вене, Токио и Лондоне спонтанно и импровизационно с привлечением большого количества приглашенных музыкантов-единомышленников.
В итоге диск был соткан из всевозможных электронных шумов и стуков, скрипов винила, нервных гитарных переборов, редких фортепьянных вкраплений, визга саксофона, трубы, виолончели и прочих шелестов и шепотов. И на фоне все этого Сильвиан выводит свои даже не песни, а мантры о маленьких металлических богах, белом снеге в Аппалачах и американской поэтессе Эмили Дикинсон.
Зная, какой Сильвиан гениальный мелодист, можно посетовать, что в своих экспериментах Дэвид периодически пренебрегает собственно музыкой в угоду импровизации и созданию нужного настроения и атмосферы. Но стоит единожды услышать его бархатный голос, и о подобных мелочах уже не задумываешься. Этот завораживающий тембр приятно слушать в любом сопровождении.
Сплин – Сигнал из космоса
Судя по всевозможной онлайн-статистике эпохи Web 2.0., "Сплин" является самой популярной группой России. Однако ее лидер, вокалист и автор всех песен Александр Васильев, похоже, этого амплуа тяготится и сознательно пытается его избежать.
К своим 40, став отцом и записав десяток альбомов, музыкант и не вздумал остепеняться, а напротив наполовину омолодил состав своего коллектива участниками севастопольской экстремальной команды "Морекорабли", в связи с чем, как метко выразился Евгений Федоров из дружественной Tequilajazzz, "Сплин" перестал звучать как студенческая группа.
На "Сигнале из космоса" "Сплин" действительно звучит отлично, отлично от себя прежнего. И до одури скучно. Из 18 (!) присутствующих на альбоме песен (в один присест не осилить никак) вычленить что-нибудь себе в фонотеку или в радиоротацию практически невозможно. На сей раз автор "Всего этого бреда", "Выхода нет", "Остаемся зимовать" и прочих "гандболов" с "орбитами без сахара" хитов не припас. Даже первый, нервный сингл с ломаным ритмом "Больше никакого рок-н-ролла", свежее программное заявление, для альбома переписан в усреднено безразличном ключе. Нет драйва ни в открывающей "Настройке звука" (явно родившейся на одном из саундчеков и предназначенной только для выравнивания звука в начале концертов), ни в шутливой "Корабль ждет!", ни в надрывном "Камне". Точнее, есть, но весь этот драйв какой-то безадресный, уходящий в пустоту.
"Сплин" образца 2009 года внезапно превратился из последней легенды русского рока в первоклассную инди-группу, …но абсолютно безликую. Тысячи их.
BLK JKS – After Robots
Журнал Rolling Stone включил их в список новых артистов, способных до конца 2009 года изменить мир музыки, открыв тем самым для широкой аудитории (на Last.fm у группы пока чуть более 70 тысяч прослушиваний, но они растут в геометрической прогрессии). Их коронный номер "Lakeside" попал в саундтрек видеоигры FIFA 10. Им доверили записать официальную песню Чемпионата мира по футболу-2010. Их дебютный альбом "After Robots" называют важнейшей пластинкой, выпущенной в ЮАР за последние 20 лет.
BLK JKS (т.е. Black Jacks или "Черные валеты") – это безумно талантливая четверка из Йоханнесбурга с гитарами наперевес, мешающая в своем творчестве изысканный арт-рок с регги, нойзом, джазом, соулом, афробитом, прог-роком, цыганщиной и много еще чем. Вся эта гремучая смесь подкрепляется пением на английском вперемежку с африканскими наречиями и увлекает настолько сильно, что оторваться от музыки просто невозможно. В их песнях кроются бездны, которые открываешь одну за другой с каждым новым прослушиванием.
Если говорить совсем нескромно, то "Валеты" видятся вполне уместной временной заменой ушедшему в творческий отпуск одному из ключевых составов нулевых TV on the Radio, с которым африканцы играют на одном поле и традиции которого, безусловно, наследуют. В урожайном на релизы сентябре "After Robots" стал, пожалуй, самым желанным блюдом. Посему остается лишь праздновать ночь без конца.