В последнее время сразу несколько археологических находок сумели подтвердить правоту античных историков. Совсем недавно итальянские ученые нашли доказательства правдивости рассказа Геродота о погибшей армии персидского царя Камбиса. Теперь, кажется, подтвердились и слова Плутарха о последних днях египетской царицы Клеопатры VII и римского полководца и политика Марка Антония, которые благодаря романтической истории их любви и смерти стали героями шекспировской пьесы и голливудского фильма. Находка греческих ученых позволяет не только ответить на вопрос, где были похоронены легендарные любовники, но и объяснить, зачем понадобилось подвешивать на веревках истекающего кровью самоубийцу.
Легенда
Антоний погиб из-за Клеопатры. Римский полководец и египетская царица познакомились в 41 году до нашей эры: бывшая любовница Юлия Цезаря соблазнила Антония и уговорила его завещать своим детям не только египетские, но и римские земли. Октавиан Август, бывший союзник Антония по Второму Триумвирату, вскрыл завещание, после чего мятежный полководец был объявлен врагом государства и лишен всех должностей.
О смерти Антония мы знаем благодаря "Сравнительным жизнеописаниям" Плутарха. После поражения при Акциуме и предательства со стороны бывших союзников Антоний впал в неистовое веселье, вызванное частично отчаянием, частично - природной беззаботностью. Вместе с Клеопатрой он организовал "Союз смертников" - сообщество друзей, которые поклялись умереть вместе, но перед смертью - гулять и праздновать. Египетская Александрия превратилась в один большой пир, а царица начала испытывать различные яды, пригодные для самоубийства.
Дальнейшие события имеют непосредственное отношение к нашему сюжету, поэтому позволим себе достаточно подробно процитировать Плутарха в переводе Маркиша. Когда в 30 году Октавиан подошел к Александрии, египетское войско переметнулись на его сторону. Антоний возвратился в город, крича, что Клеопатра предала его в руки тех, с кем он воевал ради нее. Полная ужаса пред его гневом и отчаянием, царица укрылась в своей усыпальнице и велела опустить подъемные двери с надежными засовами и замками. К Антонию она отправила своих людей, которые должны были известить его, что Клеопатра мертва. Антоний поверил и, обращаясь к самому себе, воскликнул: "Что же ты еще медлишь, Антоний? Ведь судьба отняла у тебя последний и единственный повод дорожить жизнью и цепляться за нее!"
Римлянин вонзил меч себе в живот и опустился на кровать. Но рана оказалась недостаточно глубока, и потому, когда он лег, кровь остановилась. Очнувшемуся полководцу сообщили, что его любовница жива. Антоний с жаром приказал слугам немедленно поднять его с ложа, и те на руках отнесли хозяина к дверям усыпальницы. Дверей, однако, Клеопатра не открыла, но, появившись в окне, спустила на землю веревки, которыми обмотали раненого, и царица еще с двумя женщинами - никого, кроме них она с собою внутрь не взяла - собственными руками втянула его наверх... Залитого кровью, упорно борющегося со смертью, поднимали его на веревках, а он простирал руки к царице, беспомощно вися в воздухе, ибо нелегкое то было дело для женщин, и Клеопатра, с исказившимся от напряжения лицом, едва перехватывала снасть, вцепляясь в нее что было сил, под ободряющие крики тех, кто стоял внизу и разделял с нею ее мучительную тревогу.
Правила "Союза смертников" оказались соблюдены - Антоний умер на руках у Клеопатры. Сама царица покончила с собой спустя 11 дней, когда узнала, что победитель Октавиан намерен везти ее в Рим и там показать всем на параде в знак своего триумфа. По преданию, Клеопатра выбрала самый безболезненный способ самоубийства - укус египетской кобры.
Спустя две тысячи лет
Октавиан оставил тело Антония Клеопатре, которая погребла его собственными руками, с царским великолепием, получив для этого все, что только ни пожелала. После самоубийства царица была похоронена рядом с любовником, в той самой гробнице, где произошло их последнее свидание. В 2009 году археологи серьезно занялись поиском места захоронения Антония и Клеопатры. Сейчас появились основания говорить, что их старания принесли плоды.
Успехом увенчалась работа греческих подводных археологов. В середине декабря стало известно, что у побережья Александрии они обнаружили затопленный гранитный пилон весом в девять тонн и высотой в 2,25 метра. По версии специалистов, пилон находился у входа в храм Изиды, который относится к периоду правления династии Птолемеев, конкретно, - ко времени Антония и Клеопатры. Гарри Цалас (Harry Tzalas), глава Греческого института по изучению античной и средневековой Александрии, объяснил значение находки: она доказывает, что в Александрии Птолемеев греческие элементы соседствовали, а порой и соединялись с традициями архитектуры фараонов. Цалас провел аналогию с тем, как культ Изиды, египетской богини, стал частью греко-римской традиции. Другой именитый археолог, глава Верховного совета по древностям Египта Захи Хавасс отметил, что это первый обнаруженный пилон из монолитного куска гранита.
Эта находка уже извлечена из-под воды: ее отправили в лабораторию для изучения и консервации, затем она займет место в новом музее, посвященном подводной части Александрии (некоторые районы древнего города затонули в IV веке в результате землетрясения). Однако значительно больший интерес - и значимость для истории Антония и Клеопатры - представляет предмет, пока еще остающийся под водой. Совсем недалеко от пилона на глубине восьми метров греческим археологам удалось найти кусок гранита весом приблизительно в 15 тонн. Известно, что усыпальница Клеопатры находилась рядом с храмом Изиды, и специалисты считают, что обнаружили часть входа в мавзолей царицы.
Гарри Цалас заявил изданию The Guardian, что кусок гранита был порогом при входе в усыпальницу (сообщалось также, что это может быть архитравом). Специалисты рассчитали, что при таких размерах порога дверь должна была быть семь метров в длину. Такой дверью, естественно, нельзя пользоваться часто - и это прекрасный аргумент в пользу того, что она вела в усыпальницу.
Ну а о том, что в здании могли быть похоронены именно Антоний и Клеопатра, свидетельствует не только место обнаружения порога, но и история, поведанная Плутархом. Благодаря историку мы точно знаем, что у усыпальницы были подъемные двери с надежными засовами и замками, причем настолько тяжелые, что женщины были не в силах их опустить, и умирающего Антония пришлось поднимать в усыпальницу на веревках. Цалас, описывая порог, упомянул о креплениях для двойных петель и двойных дверей.
Для того чтобы эта гипотеза Цаласа, подкрепленная авторитетом Плутарха, была проверена и подтверждена (или опровергнута), гранитный порог необходимо поднять на поверхность. Это может быть сделано греческой экспедицией уже в 2010 году. Примечательно, что с 2002 года египетские власти запрещали поднимать из-под воды предметы, лежащие у берегов Александрии из-за нехватки места в музеях и отсутствия возможностей для консервации древностей. Пилон из храма Изиды был обнаружен еще в 1998 году, однако разрешения на то, чтобы его достать, пришлось ждать 11 лет.