В сейсмологии есть такое понятие - афтершок, которым обозначаются повторные толчки, следующие за главным сейсмическим ударом. С момента выхода фильма "Аватар" этот термин вполне применим и к киноиндустрии, ибо экранотрясение огромной силы, устроенное проектом Джеймса Кэмерона, породило целую серию колебаний, которые навсегда изменят доселе однородный ландшафт кинематографа.
Естественно, интерес к стереоскопическому кино возник гораздо раньше премьеры "Аватара". В том же 2009 году на экраны всего мира были выпущены сразу несколько фильмов, завоевавших популярность у зрителей. Например, третья часть "Ледникового периода", заработавшая в прокате без малого 900 миллионов долларов, или малобюджетный фильм ужасов "Пункт назначения 4", достижения которого были не столь впечатляющими, но все же делающими создание продолжения почти неизбежным.
Но именно "Аватар", не манипулировавший нарочитыми 3D-эффектами и предложивший совершенно новый технологический процесс, потряс основы киноиндустрии. Причем, настолько, что большинство голливудских мейджоров в пожарном порядке бросилось переводить в 3D даже те фильмы, которые изначально планировалось смотреть без специальных очков.
Так, проект студии Warner Bros. и режиссера Луи Летерье "Битва Титанов", основанный на древнегреческих мифах и еще недавно считавшийся просто крупнобюджетным фильмом обычного формата, готовится обрести еще одно измерение всего за пару месяцев до премьеры. К слову, главную роль в этом проекте играет звезда "Аватара" Сэм Уортингтон.
Помимо этого, руководство Warner Bros., оказавшееся под большим впечатлением от трудов Кэмерона, уже задумывается и о стереоскопическом будущем "Гарри Поттера". Речь идет о двух частях "Даров смерти", премьера первой из которых намечена на ноябрь 2010 года. Съемки фильма уже завершены, и на изменение формата каждой серии потребуются дополнительные пять миллионов долларов. Еще столько же придется потратить на обеспечение прокатчиков стереоочками, ибо по договору между ними это входит в обязанность компании-производителя. Но разве могут эти траты стать препятствием в деле, сулящем прибыль, исчисляемую сотнями миллионов?
Стоит отметить, что в случае с "Поттером" и "Титанами" речь не идет о применении технологии, созданной Кэмероном, но лишь о желании воспользоваться дивидендами, которые сулит 3D-формат.
Вероятно, по этому же пути пойдет и кинокомпания Columbia Pictures, которая после революции "Аватара" и собственной кадровой революции в проекте "Человек-паук 4" решила продолжить историю Питера Паркера в формате 3D.
О планах по освоению трехмерного пространства заявили и создатели третьей части "Охотников за привидениями", и римейка "Гремлинов", и сиквела черной комедии "Добро пожаловать в Зомбиленд", и продолжения популярного в прошлом фильма "Смерч". Даже Ридли Скотт потребовал у киностудии Universal дополнительного финансирования, чтобы перевести уже готовый фильм "Робин Гуд" в стереоскопический формат.
Не остался в стороне и хозяин вселенной "Звездных войн" Джордж Лукас. Собственно, мистер Лукас давно намеревался вдохнуть новую жизнь в созданную им сагу путем "отрехмеривания", но соответствующей его требованиям технологии не существовало. Во всяком случае, до премьеры "Аватара". Теперь же мэтр уверен в перспективности таких работ и, более того, готов использовать методы своего коллеги в новых проектах, имеющих отношение к "Звездным войнам".
О чем именно идет речь, пока не совсем понятно. Ведь в планах у Лукаса был лишь многосерийный телевизионный сериал, посвященный второстепенным героям саги. Или же, как надеются решительно все фанаты "Звездных войн", речь действительно идет о съемках новой полнометражной трилогии, работу над которой Лукас готов доверить своим друзьям Стивену Спилбергу и Френсису Форду Копполе?
Но из всех правил есть исключения. И в данном случае это исключение весьма удивительное. Им является режиссер Майкл Бэй, создавший чрезвычайно успешную фантастическую франшизу "Трансформеры". Он неоднократно заявлял, что не видит особого смысла в стереоскопическом кинематографе, и клятвенно обещал, что уже его-то инопланетные роботы точно не будут "эксплуатировать таким образом глаза и мозги зрителей". Правда, стоит признать, что все эти заявления были сделаны режиссером еще до выхода "Аватара", а также учесть, что Бэю иногда свойственно кардинально менять свое мнение.
Достаточно вспомнить о его категорическом нежелании снимать третью часть фильма в 2010 году и почти открытом конфликте с руководством студии Paramount по этому поводу. Но потом что-то произошло, и Бэй более не возражал против утвержденной кинокомпанией даты премьеры. Быть может, уже в ближайшее время хозяева Paramount, также оценившие немыслимые кассовые сборы "Аватара", найдут веские аргументы и убедят Бэя в неизбежности трехмерных "Трансформеров".
Скорее всего, настоящий прорыв в игровом стереоскопическом кино случится даже не в текущем году, а уже в 2011-м, ибо по количеству крупнобюджетных проектов, создание которых потребует использования самых современных спецэффектов, ему не будет равных.
Судите сами. В 2011 году, помимо уже упоминавшихся фильмов, нас ждут: "Пираты Карибского моря: На странных берегах", "Тор", первая часть "Хоббита", фантастический фильм "Зеленый фонарь", "Первый Мститель: Капитан Америка", вторая часть "Гарри Поттера и Даров смерти", 23-й эпизод "бондианы", финальная серия вампирских "Сумерек", совместный проект Стивена Спилберга и Питера Джексона "Приключения Тантана", экранизация игры Warcraft, римейк "Конана" и многие другие фильмы, существующие пока лишь в виде сценариев или черновых съемочных графиков. Например, третья серия "Бэтмена", пятая серия "Терминатора" и вторая часть "Росомахи".
Теперь, после успеха "Аватара", ставшего на днях самым кассовым фильмом современного кинематографа, можно со стопроцентной уверенностью гарантировать, что большинство, если не все эти фильмы, будут сниматься в стереоскопическом формате. Ведь, помимо всего прочего, именно фильм Джеймса Кэмерона окончательно убедил владельцев крупных прокатных сетей в необходимости энергичного строительства новых 3D-кинозалов и переоборудования уже существующих.
Словом, мир кино уже никогда не будет прежним. И это потрясение вполне сравнимо по своей значимости с появлением сначала звукового, а затем и цветного кинематографа.
Андрей Воронцов