В конце апреля бывший лидер "Ва-Банка" Александр Ф. Скляр выпускает новый сольный альбом. Пластинка станет логическим продолжением его предыдущего диска "Песни моряков" 2008 года. Накануне релиза "Лента.Ру" пообщалась с музыкантом и, помимо подробностей об альбоме, узнала о том, что Скляр думает о пиратах и современных способах звукозаписи, а также о перспективах возрождения "Ва-Банка" и новом лексиконе Нойза МС.
- Если позволите, для начала несколько слов о вашей новой пластинке. Какая ее основная идея? Насколько я понял, это будет собрание каверов, как у Питера Гэбриэла, только на морскую тематику.
- А у него тоже такой?! Какой молодец! Всегда его очень любил. Не знал, что у него есть такой альбом, вы меня очень порадовали.
Идея записать продолжение альбома "Песни моряков" родилась у меня после размышлений о том, что я как бы не до конца высказался на морскую тему своим предыдущим диском. Думая об этом, я вдруг пришел к выводу, что очень большое количество музыкантов писали о море. И, может быть, мне есть смысл целенаправленно обратиться к этой теме и узнать, а что они-то, собственно говоря, думали обо всем этом.
Я начал подбирать материал и понял, что это была очень правильная идея, потому что так, как они высказывались на эту тему, я не смог. В итоге получился набор моих любимых песен о море, но написанных другими артистами. Недолго думая я решил назвать его просто "Песни моряков. Часть вторая". Тем самым сопоставил эти две части, сделав из них двуединое целое: одно – мое высказывание о море, а другое – их высказывание. В этот альбом каверов я включил только одно свое произведение "Есть моря". Оно было ранее записано на последнем номерном альбоме группы "Ва-Банкъ" "Игроки и шпионы". Но у "Ва-Банка" оно было немного в довесок записано и чуть не так, как оно мне видится сейчас. Тогда у него была другая функция. Но эта песня очень значащая для меня, и она, кажется, могла бы быть поставлена в ряд тех песен о море, которые я нашел и собрал на новом альбоме.
- Вам, кстати, очень хорошо удаются каверы. Я, например, долгое время и не предполагал, что песню "Не бросай" на самом деле написала группа "Колибри". В вашем исполнении она совершенно мужской получилась.
- Я еще больше был удивлен, когда узнал, что на своем новом альбоме группа "Колибри" снова вернулась к этой песне. То есть они сделали новую версию собственной песни, и получилась, по сути, третья жизнь у нее. Что лишний раз доказывает, что они тоже очень трепетно к ней относятся. И я должен их еще раз поблагодарить заочно за то, что когда-то много лет назад они разрешили нам сделать нашу версию этой песни. И, как мне кажется, эта версия получилась достойной; я ее до сих пор исполняю на концертах.
- А откуда у вас такая любовь к морю? Иной раз, когда слушаешь "Песни моряков", кажется, что вы не задумываясь бы променяли свои карьеры дипломата и музыканта на матросскую долю.
- Очень может быть, что если бы немножко по-другому сложилась моя жизнь, то занятие музыкой я бы сочетал с профессиональным занятием морским делом. Я действительно, сколько себя помню, всегда был влюблен в море. И всегда с некой горечью думал: "Ну вот, родился я в Москве. Почему я не родился в каком-нибудь большом портовом городе?! Тогда бы у меня была прямая дорога. Не надо было бы ничего придумывать. Не надо было бы в институт поступать, чтоб косить от армии, потому что я бы мог пойти служить на флот. И потом, глядишь, остаться в морском деле". Это действительно так и есть. Может быть, это мечта сухопутного мальчика, которая позже реализовалась уже в творчестве. А может быть, что-то другое. Например, тот ребенок, который живет в каждом из нас. Который когда-то грезил о море, читая правильные книжки. "Остров сокровищ", "Приключения капитана Блада". Стивенсон, Мелвилл, Сабатини. Эти книги и этих писателей я знаю, люблю и перечитываю с детства. И даже новое пополнение моего списка любимых писателей, Артуро Перес-Реверте, как оказалось, тоже неравнодушен к теме моря. И, конечно, еще Патрик О'Брайан, который писал многолетнюю сагу о капитане Обри и докторе Мэтьюрине. По ней впоследствии в Голливуде был снят фильм "Хозяин морей". У нас были переведены три из 20 томов этой эпопеи. К сожалению, видимо, они не нашли должного отклика среди российских читателей, и дальше переводить не стали. Морская тема волнует многих творческих людей. Она на самом деле бесконечна. И, как показывает опыт того же Патрика О'Брайана, этой теме можно посвятить вообще все свое творчество.
- Музыканты, с которыми вы делали новый диск, те же, с кем записаны первые "Песни моряков"? На прошлом альбоме у вас подобрался хороший состав: очень интересный гитарист да и ритм-секция отличная.
- Да, это те же люди. Гитарист Антон Хабибулин, басист Алексей Рыславский, барабанщик Сергей Батраков. Этих ребят я собирал в единый коллектив для записи альбома "Песни моряков", и мне с ними очень приятно работать до сих пор. Но сейчас к ним еще добавился замечательный музыкант Саша Белоносов. Мы с ним ранее много сотрудничали, исполняли вместе Вертинского. Он играет на фортепиано, сам сочиняет, у него была своя группа.
А в нашем проекте он выступил еще и как основной организатор студийного процесса. Мне пришла в голову идея записать новый альбом так, как это делалось много-много лет назад, на заре рок-н-ролла, всем вместе и одновременно. Я ее озвучил без малейшей надежды на осуществление. А он придумал такую систему коммутации на нашей репетиционной базе, что это стало возможно.
Мне очень понравился такой метод работы, когда все вместе репетируют и тут же в том же месте записываются. То есть не по трекам пишутся, как сейчас чаще всего делается: сначала отдельно барабанщик, потом отдельно бас-гитарист и так далее.
Единственное, что нам пока не удалось, это сразу же и голос начисто записать. Но все равно результат превзошел все мои ожидания. Такой процесс записи настолько меня подкупил, что ныне, присно и во веки веков я теперь буду работать только так. Никакой потрековой записи отныне для меня не существует! Только коллективная работа и одновременная запись! За это низкий поклон Александру Белоносову. Я счастлив, что наш коллектив пополнился таким потрясающим музыкантом.
- Когда выйдет альбом и где пройдет его презентация?
- Презентация альбома состоится 28 апреля в московском клубе Б2. Диск выйдет чуть раньше, чтобы публика была подготовлена к концерту. Но даже если зрители еще не успеют ознакомиться с диском, ничего страшного не будет. Многие из этих каверов, я уверен, знакомы даже неискушенной публике, не говоря уже о меломанах. Главное, как они сыграны и спеты.
1. Таверна "Парадиз"
2. На окраине
3. Теплоход
4. Танго журналистов
5. Одесский порт
6. О, город Гамбург
7. В Кейптаунском порту feat. Гарик Сукачев
8. Белый пароходик
9. Есть моря!
10. Девушка из Нагасаки
11. Я милого узнаю по походке
12. Ах, не ревнуй
13. Мишка - одессит
14. На Архангельском причале
15. А море бурное... (Bonus Track)
- Видимо, какие-то песни из этого репертуара вы уже раньше исполняли?
- Да. В частности, "Мишку-одессита" мы играли еще с Гариком Сукачевым на нашем проекте "Боцман и бродяга". Во-первых, я в эту песню безумно влюблен. А во-вторых, я придумал к ней новый совершенно неожиданный аранжировочный ход. Она по-другому зазвучала в нашей версии, поэтому ее мы включили в альбом. Про "Есть моря" я вам уже рассказал. Еще раньше исполнялась песня "Одесский порт". Да, ряд песен уже исполнялся, но в таком концептуально собранном виде, в форме морского цикла, еще пока нет.
- У вас же помимо сольной деятельности есть множество других сторонних проектов. Я знаю, что вы, в частности, недавно принимали участие в записи диска "Содержание", который придумал Василий Шумов, и в проекте "Соль" "Нашего радио". Расскажите, где вас еще можно застать.
- Недавно был концертный проект, который пока не нашел студийного воплощения. Мы сыграли семь концертов в Сибири, от Барнаула до Красноярска, и, может быть, вскоре в Москве такой же устроим. Я имею в виду мой творческий союз с Сережей Галаниным. Он родился более-менее случайно, от одного интересного предложения из Барнаула. Нас обоих пригласили поучаствовать в местном Дне музыканта. Когда мы согласились, организаторы предложили выступить нам с совместным сетом. Мы посовещались и решили попробовать. Отобрали примерно по 15 песен каждый, и своих, и чужих, и сделали концерт под две акустические гитары. Такой кухонный вариант получился, очень душевный. Много лет назад такой концерт на двоих делали Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков в ГЦКЗ "Россия". Две акустики, два голоса, все.
- Недавно мне довелось пообщаться с хорошей украинской группой "и Друг Мой Грузовик".
- Отличная группа.
- Они позиционируют себя как независимые артисты, самостоятельно издают диски. Я их спросил, хватает ли им на жизнь, и они честно ответили, что не хватает и приходится подрабатывать на стороне. Если по-честному, вам ваших заработков хватает? И что приносит основной доход? Зарабатываете ли вы что-нибудь продажей дисков?
- Если по-честному, мне хватает. Я артист, который полностью существует за счет своей музыки. Большую часть доходов, конечно, приносит концертная деятельность. С роялти или с отчислений от радиотрансляций по стране, которые собирает РАО, я, конечно, тоже что-то получаю, но этого бы мне точно не хватило на жизнь.
В принципе, я почти уверен, что любой музыкант, если он достаточно долго идет по выбранному им пути и сумеет не оставить эту идею, рано или поздно может выйти на самоокупаемость. Но в нашей стране это действительно требует гораздо больших усилий и гораздо большего времени. Другое дело, что игра стоит свеч. Потому что то чувство, которое потом у тебя возникает, оно очень ценно. За это время ты очень сильно закалишься, станешь стойким, несгибаемым и гордым музыкантом. Вот это очень важно. Поэтому им, группе "и Друг Мой Грузовик", которой я очень симпатизирую, я искренне желаю не бросить это дело и продолжать его. Именно так, как они это делают.
- Я к чему еще клоню, когда говорю про заработки от продажи дисков. Эта индустрия медленно, но верно загибается благодаря интернету и пиратам…
- Уже практически загнулась. Я думаю, что это рухнувшая тема. Нужно об этом забыть. Каждый артист, который сейчас выпускает пластинку, должен понимать, что это не средство заработка. Это просто продукт, который захочет купить настоящий ценитель музыки, который собирает их на полке как книги. Они, конечно, все есть в интернете, но тебе просто приятно, когда они стоят у тебя на полке.
- Другое дело, что уже родилось целое поколение меломанов, которые не воспринимают музыку как диск, который можно поставить на полку; он у них лежит на винчестере.
- Да, в таком случае выход альбома – это просто фиксация творческого момента. А уйдя в Сеть, он дойдет до максимального количества слушателей. И если ты им интересен, то рано или поздно они все равно тебя захотят увидеть живьем. Все равно важна живая игра, а не запись в интернете.
- Ну то есть вы не переживаете, что пираты распространяют ваши записи?
- Нет, абсолютно.
- Тогда не задумывались ли вы о том, чтобы самому выложить альбом в Сеть?
- Скорее всего, так оно и будет. Мы же выпускаем только дорогое издание диска, дешевое даже печатать не будем. Будет буклетированное издание, носящее именно коллекционную ценность. На следующий же день оно появится в Сети у пиратов. Это не мешает нам в хорошем качестве выложить его на каких-то дружественных нам специализированных сайтах или на нашем собственном сайте и кинуть клич. Естественно, вы можете взять у пиратов, а можете зайти к нам и, если хотите, кинуть нам вашу маленькую копеечку. От вас ничего не убудет, а нам будет приятно. Именно на таком уровне и нужно общаться через Сеть со своими слушателями.
- Да, многие музыканты как раз переходят на такую модель "плати, сколько хочешь".
- Да, я думаю, это правильный подход.
- Еще один вопрос, который нельзя обойти и который наверняка вам все задают и будут еще долго задавать. Касаемо "Ва-Банка". Группа полностью исчерпала себя в творческом плане или вы все-таки допускаете, что в обозримом будущем возродите проект?
- Вы знаете, на тот момент, в 2008 году, мне показалось, что полностью исчерпала. И сейчас я пока не изменил свою точку зрения. Но я допускаю абсолютно любую возможность. И то, что проект будет возобновлен, тоже. Я никогда не ставлю окончательную точку. Точка ставится только тогда, когда ты уходишь из жизни. А до тех пор, пока ты действующий артист, все творческие двери должны быть для тебя открыты. Поэтому сказать: "Нет, ребята, я зарубился" это узколобость. Зачем мне это говорить?!
- Вы хорошо расстались со своими бывшими коллегами? Вы знаете, чем они сейчас занимаются?
- Абсолютно. Я знаю, чем они занимаются. Например, у барабанщика Андрея Белизова интересный проект вместе с молодой певицей в жанре прифанкованного джаза. Они работают на той же студии, где мы записывали "Песни моряков. Часть вторая". Я слежу за творчеством бывших коллег. Они все остались в музыке. Что меня, конечно, не может не радовать.
- Напоследок такой вопрос вам задам. Недавно на фоне событий, происходящих в стране, в артистической среде случился некий, что ли, всплеск гражданской мысли. Можно вспомнить хоть речь Шевчука на "Чартовой дюжине" или песню Нойза МС о трагическом ДТП на Ленинском проспекте. Как вы ко всему этому относитесь? Не возникало ли у вас подобного желания заявить о чем-то, призвать к чему-либо?
- Я с большим уважением отношусь ко всем попыткам любого творческого человека обратить внимание на что-то значимое, происходящее в обществе. Я слышал песню, которую сделал Нойз МС по итогам этого трагического инцидента. И я полностью с ней согласен. Полностью. Но я не смогу написать такую песню, с такой скоростью, с такими словами. Это просто новый лексикон. Я не умею так работать со словом, как умеет работать он. Думаю, что и он не умеет так работать со словом, как работаю я. Поэтому у каждого из нас свой путь, своя миссия в этой жизни. То, что сейчас артист может высказаться и быть услышанным, это хорошо. И то, что каждый артист сам решает, призывать ему к чему-либо или действовать какими-то другими методами, это тоже хорошо. Я не готов согласиться с тем, что все мы, рок-н-ролльщики, или вообще, так сказать, честные артисты, что все мы пассивны. Нет, мы совсем не пассивны. Каждый из нас борется на своей территории, и каждый из нас выбирает свои методы борьбы. Я не хочу с высоты моих лет указывать молодежи, что и как им делать. Они ведь не глупее меня. Они другие, да, но они не глупее. Но и не позволю никому указывать, что делать мне как артисту. Я это знаю лучше других, я сам свой высший суд. Всех строже оценить свой собственный труд смогу только я. Перефразируя Александра Сергеевича Пушкина.
- Спасибо вам за беседу. Встретимся на концертах.