В Риме обнаружены древнейшие (конца IV - начала V веков) изображения апостолов Петра, Павла, Андрея и Иоанна. Кроме того, археологи установили, что знаменитая римская Мамертинская темница уже в VII веке была преобразована в церковь, посвященную апостолу Петру. Все это позволяет Риму в очередной раз заявить о себе как о главном христианском центре мира. Как будто в этом кто-то сомневается.
Мы крайне мало знаем о двенадцати апостолах - первых проповедниках христианского вероучения. Со строго скептической точки зрения, мы даже не можем быть уверены, что знаем их по именам: противоречия имеются даже в списках в канонических евангелиях. Путаница усугубляется тем, что, помимо двенадцати ближайших учеников Христа (апостолов от двенадцати), имеются еще и ученики "второго эшелона" (апостолы от семидесяти). А есть еще и апостол Павел, который не принадлежал ни к двенадцати, ни к семидесяти, но считается первоверховным, наряду с Петром.
Тем не менее, можно утверждать, что именно апостолы, и прежде всего как раз Петр и Павел, являются фактическими основателями христианской церкви как организации, на которую как бы перешел авторитет Христа. Петр считается основателем нескольких церквей, в том числе Римской (католики почитают его еще и как первого папу), а Павел с его "несть ни эллина, ни иудея" - провозвестником всемирно-исторического значения бывшей иудейской секты.
С именами апостолов связываются и все новозаветные тексты. Евангелист Марк, например, согласно церковному преданию, был секретарем Петра, евангелист Лука (которому приписывается не только соответствующее евангелие, но и "Деяния апостолов") - секретарем Павла. Евангелиста Матфея отождествляют с бывшим мытарем Левием Матвеем, евангелиста Иоанна (которому приписывается также "Апокалипсис") - с "любимым учеником Христа" Иоанном сыном Зеведеевым, братом Иакова, тоже апостола. Апостолы Петр, Иаков, Иуда и Иоанн, кроме того, считаются авторами новозаветных соборных посланий, а послания апостола Павла римской, коринфской, эфесской и другим христианским общинам свидетельствуют о том, что он, хоть и был прежде гонителем христиан, приобрел в их среде громадный авторитет.
На протяжении многих столетий христианские церкви, нередко враждуя между собой, обосновывали свое "первенство чести" авторитетом апостолов. Например, Армянская церковь возводит свою историю к апостолам Фаддею и Варфоломею, Антиохийская - к Петру и Павлу, стремление Русской церкви к статусу апостольской (то есть основанной учеником Христа) отразилось, например, в известной легенде, что на Днепре проповедовал апостол Андрей Первозванный.
В этом смысле больше всего повезло, конечно, Риму. Сообщения (правда, непрямые), что именно там закончили свои дни оба первоверховных апостола - Петр и Павел, содержатся в Новом завете. В середине ХХ века археологи, исследовав (под бдительным присмотром папской курии, разумеется) подземелья ватиканского собора Святого Петра, пришли к выводу, что в I-II веках нашей эры там находилось кладбище, причем одна из могил на нем уже в те времена была окружена особым почитанием. В 1968 году папа Павел VI провозгласил, что могила апостола Петра найдена - она находится под исповедальней ватиканского собора.
Тут надо сразу оговориться. Подобные открытия крайне редко делаются в ходе "нормального" научного прогресса. В силу своего особого значения для церкви и вероисповедания, они просто не могут не быть предметом религиозно-политических спекуляций.
Папа Павел VI вошел в историю Римской католической церкви как один из крупнейших реформаторов: он завершил II Ватиканский собор, разрешил католическое богослужение на национальных языках (раньше католические литургии могли быть только латинскими), подписал с патриархом Константинопольским Афинагором декларацию о взаимном снятии церковных отлучений, наложенных аж в 1054 году. Объявление о том, что древнее (по-видимому, II-III веков) предание о захоронении Петра в Риме получило строго научное подтверждение, было весьма кстати для бурно расцветшего модернизационного движения в католической церкви.
Объявление папы Бенедикта XVI об обнаружении в Риме могилы апостола Павла, сделанное летом 2009 года, было обставлено очень похоже: исследования при помощи новейших научных методов (конечно-конечно, совершенно независимые) подтверждают древнюю легенду о том, что именно там, в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, погребен один из величайших христианских деятелей. Но в новых обстоятельствах - заметный упадок религиозности вообще и папского авторитета в частности, явный консервативный поворот в Ватикане - это объявление и прозвучало совсем иначе. На сей раз все выглядело не так, будто церковь снисходит до научной экспертизы своих преданий, а скорее как проявление снисходительности со стороны науки.
Иконы не являются портретами в современном смысле этого слова. Тем не менее, иконописцы издревле снабжали изображения святых характерными чертами и атрибутами, по которым их можно узнать. Так, Петра предписывалось изображать "старцем с круглою бородою", Павла - "плешивым, с проседью в закрученной бороде", Андрея - "старцем курчавым с раздвоенною бородою", Иоанна - "старцем плешивым с длинною бородою" (когда он представляется в "амплуа" евангелиста - "сидит в пещере и в изумлении смотрит на небо, повернув голову в сторону. Правая рука его покоится на коленах, а левая простерта к Святому Прохору, который сидит против него и пишет: 'в начале бе Слово, и Слово бе к Богу'"). Эти традиционные представления сложились, по-видимому, довольно рано и обычно соблюдаются не только церковными, но и светскими художниками. Соответствующие указания иконописцам собраны, например, в Ерминии Дионисия Фурноаграфиота, написанной на Афоне в начале XVIII века.
Тогда же было объявлено об обнаружении в катакомбах Святой Фёклы (Санта-Текла) в Риме древнейших фресок с изображениями апостолов. Их невозможно было толком разглядеть, поскольку они были покрыты многовековым известковым налетом. Ватикан выделил 60 тысяч евро на то, чтобы вскрыть изображения. Археологи стали счищать налет при помощи лазера. О первых результатах они отчитались год спустя: вскрыты древнейшие "портреты" апостолов Павла, Андрея Первозванного и Иоанна сына Зеведеева (того самого, которого традиционно отождествляют с Иоанном Богословом, автором "Апокалипсиса", и считают "любимым учеником Христа"), а также одно из древнейших изображений апостола Петра. Изображения эти, конечно, не прижизненные, а конца IV - начала V веков, то есть относятся к той эпохе, когда христианство было уже не просто легализовано, а превратилось фактически в государственную религию.
В июне 2010 года итальянские археологи объявили еще об одном важном открытии, касающемся апостолов, точнее, ранней истории культа апостолов. Археологи выяснили, что знаменитая римская Мамертинская темница уже в VII веке была одним из центров почитания апостола Петра. Само по себе это, конечно, еще ни о чем не свидетельствует, но если учесть древние легенды, что именно в Мамертинской темнице Петр и Павел томились в заключении перед казнью, такое "удревнение" церкви Сан-Пьетро-ин-Карчере (то есть "Святой Петр в тюрьме") можно считать косвенным доказательством истинности этих легенд.
Оснований для сомнений, конечно, более чем достаточно. Легенда выглядела бы гораздо убедительнее, если бы речь шла хотя бы о том же IV веке, когда христианам уже не приходилось прятаться, но память о Нероновых гонениях, жертвами которых, по-видимому, и стали Петр и Павел, еще могла жить в семейных преданиях, а не только в благочестивых сочинениях отцов церкви. VII век - это все-таки слишком поздно. Кроме того, стоит помнить, что это период, когда римские папы медленно, но неуклонно набираются сил, освобождаясь от влияния Византии и лангобардских королей. Они не могут ничего противопоставить этим могущественным державам в военном отношении, поэтому наращивают религиозный авторитет - именно он станет в дальнейшем залогом дружбы папской курии с франками и основанием для мировластительных замашек "наследников апостола Петра".
В начале XXI века папская курия освободилась от этих замашек. Значительную часть открытий, которые делаются в Риме в наше время, можно рассматривать не столько как свидетельства жизни и смерти Петра, Павла и других апостолов, сколько как свидетельства многовековых попыток "притянуть" те или иные предания и находки к соображениям текущей религиозной и международной политики. О том, чтобы люди избавились от этой скверной привычки, остается только мечтать.
И отдельно расстраивает склонность христианнейших археологов к "датским" открытиям. Совсем забыл упомянуть: 29 июня Римская католическая церковь отмечает день апостолов Петра и Павла.
Артем Ефимов