Американский режиссер Терренс Малик снял свою дебютную короткометражку "Лэнтом Миллс" в 1969 году. За следующие 40 с лишним лет фильмография Малика пополнилась всего-то пятью режиссерскими работами. Зато эти картины принесли Терренсу множество номинаций на "Оскар" (один только фильм 1998 года "Тонкая красная линия" претендовал на семь наград Американской киноакадемии), ряд других престижных премий и статус живого классика кино.
"Древо жизни", последний на сегодняшний день фильм Малика, был анонсирован еще в 2005 году (можно предположить, что идея картины сформировалась в голове у режиссера намного раньше). Тогда предполагалось, что одну из главных ролей в картине исполнит Колин Фаррелл. Этот актер был занят и в предыдущем проекте Малика - фильме об индейской принцессе Покахонтас "Новый Свет", как раз вышедшем на экраны в 2005 году. Продюсировать "Древо жизни" должна была индийская компания Percept Picture. Соответственно, авторы фильма намеревались осуществить часть съемок в Индии. Работа над картиной должна была начаться в январе 2006 года. В качестве кандидата на операторское место рассматривался Эммануэль Любецки, до этого принимавший участие в съемках фильмов "Сонная лощина", "Знакомьтесь, Джо Блэк" и вышеупомянутого "Нового Света".
Позже в качестве кандидатов на роли в "Древе жизни" назывались Мел Гибсон и Хит Леджер. Однако в конечном итоге все сложилось совсем не так, как планировалось изначально. Из заявленных участников проекта остались только Малик с Любецким. Съемки фильма начались только в 2008 году - причем в Техасе, а не в Индии. Премьера "Древа жизни" должна была состояться в рамках Каннского кинофестиваля в 2010 году. Однако Малик тогда заявил, что картина не готова к показу. В результате фильм все же приехал в Канны, но только год спустя, в мае 2011 года. Зато уж теперь-то ленту встретили, что называется, с распростертыми объятиями: работа Малика удостоилась главной награды фестиваля - "Золотой пальмовой ветви".
Начиная с четверга, 9 июня, "Древо жизни" Терренса Малика наконец смогут посмотреть и российские зрители.
С технической точки зрения фильм получился безупречным. Операторская работа Любецки - традиционно на высшем уровне. Звуковой ряд вполне соответствует великолепной картинке (причем именно звуковой, а не только музыкальный - фильм наполнен шумами, шорохами и голосами, из-за чего создается ощущение, что сидишь не перед экраном, а буквально перед окном в какой-то другой мир). Актеры выкладываются по полной. Брэд Питт играет главу семьи, сурового, но вроде как справедливого, Джессика Честейн - его супругу и мать троих сыновей, добрую и любящую. Вообще-то им приходится изображать скорее не конкретных персонажей, а неких обобщенных родителей: папа - строгий, стучит кулаком по столу, мама - воздушная и чуть ли не летает (на самом деле - не чуть ли, а буквально летает в одной из сцен). При этом благодаря актерской работе обоих персонажи получаются не плоскими и картонными, а вполне себе интересными и живыми.
Хорошо удался и Джек, старший сын героев Честейн и Питта. Точнее, Джек-подросток, которого играет актер Хантер Маккракен. Выросший Джек в исполнении Шона Пенна появляется в кадре ненадолго. Причем задача Пенна, кажется, сводится к тому, чтобы изобразить душевные метания, сделав как можно более сложное лицо.
Проблема в том, что "Древо жизни" - это вовсе не семейная драма, не картина о взрослении и даже не лента о взаимоотношениях человека с богом, как может показаться на первый взгляд. Разреженная фильмография Малика, видимо, давала режиссеру время на долгие раздумья об устройстве мира. И теперь режиссер, кажется, решил поделиться с аудиторией накопившимися соображениями - причем постарался уложить их все в два с небольшим часа.
В результате "Древо жизни" Малика временами превращается в некое подобие программ канала Discovery и фильма "Барака" 1992 года. Под возвышенную музыку на экране на протяжении достаточно долгого времени мельтешат цветные разводы и пузырятся какие-то непонятные массы, что должно олицетворять зарождение вселенной. Время от времени цветные пятна перемежаются с проявлениями современной архитектурной мысли и некими довольно интересными ландшафтами. Все это, конечно, прекрасно, но как-то уж слишком напоминает видеоклип. Зато эпизод, в котором компьютерные динозавры прогуливаются вдоль какого-то ручья (вроде как настоящего), кажется уж совсем сомнительным. Возникает вопрос: это, простите, все тот же фильм, о родителях и детях?
Вообще говоря, ни к программам Discovery, ни к фильму "Барака" у меня претензий нет. Просто не очень понятно, зачем обрамлять довольно качественную и сногсшибательно красиво снятую драму доисторическими рептилиями, амебами и извергающимися вулканами. Благодаря этой "рамочке" "Древо жизни" превращается в демонстрацию того, как форма побеждает содержание и радостно оттаптывается на трупе проигравшего. Или, если хотите, в американизированную версию "Зеркала" Тарковского - то есть с динозаврами, чтобы зрители не скучали.