Впервые «Оскар» за лучшую песню был выдан в феврале 1935 года — на седьмой церемонии вручения наград Американской киноакадемии. Первой композицией, заработавшей награду, стал трек «The Continental» из фильма Марка Сэндрича «Веселый развод». Слова для первой песни-лауреата написал Кон Конрад, музыку — Херб Магидсон. За следующие восемь десятков лет «Оскары» в той же номинации успели получить такие разноплановые композиторы и исполнители, как Генри Манчини, Берт Бакарак, Айзек Хейз, Линда и Пол Маккартни, Джорджио Мородер, Стиви Уандер, Брюс Спрингстин, Элтон Джон и Боб Дилан.
«Лента.Ру» составила подборку самых запоминающихся из песен-лауреатов последних 20 лет и перевела по куплету из каждой из них. Русскоязычные тексты не всегда абсолютно идентичны англоязычным оригиналам, однако суть каждой композиции передают.
История игрушек: Большой побег (2010) - "We Belong Together"
Энди (хозяин ковбоя Вуди и прочих персонажей, знакомых по двум предыдущим «Историям игрушек») собирается поступать в колледж. Игрушки же должны отправиться на пенсию — то есть в коробку на чердак. Однако их такое будущее не устраивает, и они решаются на побег.
Что же ты ко мне спиной?
Что же ты уходишь?
Что ж твердишь, что мне все равно,
Мне ж не все равно.
Что ж твердишь, что я не тот,
Что ж твердишь, что я второй сорт,
Скажи-ка, что ты любишь меня, как я тебя,
Ведь ты же любишь.
Когда мы вместе, уходят тучи с небес,
И мне становится легче, и на душе ясней,
И это правда, скажу наверняка -
мне жизнь не в радость, я без тебя никак.
Мы должны быть вместе,
Мы должны быть вместе.
Мы одна семья.
Нам нельзя расстаться, никогда.
Мы должны быть вместе,
Мы должны быть вместе.
Нам же врозь нельзя.
Вот так мы впредь и будем, навсегда -
Ты и я.
Сумасшедшее сердце (2009) - "Weary Kind"
Фильм Скотта Купера изначально задумывался как байопик музыканта и певца Мерла Хаггарда. Однако у создателей картины возникли сложности с приобретением прав на экранизацию биографии, и в результате лента стала историей абстрактного (но узнаваемого) кантри-музыканта Бэда Блейка. Когда-то Блейк был звездой, а теперь играет по барам и потихоньку спивается. Изэтого полусонного состояния его выводит знакомство с молодой журналисткой Джин.
На сердце темно
Удача пришла, когда уже все равно
Ты слишком устал, ты здесь никому не нужен.
Тебе повезло,
Вдруг все сошлось, как в кино,
Лишь почему-то тебе опять совсем не уютно.
И кому ты тут нужен с усталой душой?
И где бы ты мог обрести покой?
И кого бы ты мог позвать за собой?
Возьми себя в руки - и снова борись с судьбой.
Неудобная правда (2006) - "I Need to Wake Up"
Для разнообразия — документальный фильм, речь в котором идет о кампании Альберта Гора, призванной привлечь внимание общественности к проблеме глобального потепления.
Я что, спала?
Лежала неподвижно, боясь вздохнуть.
И отдаленные раскаты грома
не помешали мне уснуть.
Пора мне научиться видеть дальше
и разглядеть все то, что я не замечала раньше.
Мне нужно встать, нужно проснуться,
переключиться, смениться, встряхнуться
и наконец озвучить мысли:
над всеми нами тучи нависли.
Властелин колец: Возвращение короля (2003) - "Into the West"
Заключительная часть кинотрилогии, основанной на знаменитом романе Толкиена. Именно в этой серии происходит финальное эпическое сражение между силами добра и зла. Хоббиты Фродо и Сэм тем временем попадают в логово паучихи Шелоб, а затем все-таки умудряются уничтожить кольцо всевластия.
Склони главу,
Настал час отдохнуть.
Уже закат,
Твой завершился путь.
Во сне
Явятся те, кто раньше всех ушли.
Они зовут
С того конца земли.
Зачем страдать,
Откуда слезы на глазах?
Ты все поймешь,
И навсегда уйдет твой страх.
В моих руках
Ты безмятежно спишь.
За океаном
Что видит взор твой?
Что чайки белые поют?
Там, над водой
Встает луна,
И корабли плывут домой.
8 миля (2002) - "Lose Yourself"
Драма в стиле хип-хоп. События разворачиваются в середине 1990-х. Эминем играет начинающего белого рэпера, пытающегося сделать себе карьеру в сфере, в которой доминируют чернокожие исполнители. Песня «Lose Yourself» стала первой рэп-композицией, заработавшей «Оскар».
Эй, слушай, парень. Если бы тебе выпал счастливый билет, шанс получить все, чего ты так страстно желаешь всего за один миг. Ухватил бы ты удачу за хвост? Или дал бы ей ускользнуть? Йоу...
Руки не поднять, ладони потеют и дрожат колени,
Уже поблевал мамиными макаронами на свитер в грязном туалете
Сам на измене, но снаружи такой спокойный и вроде готов к серьезному бою,
Но вдруг все забыл, что вчера записал в блокнот дрожащей рукою...
Замялся. Толпа разошлась и сейчас сожрет тебя.
Открываешь рот, а выходит только предательская тишина.
Слова застряли в горле, душат тебя, народ уже прикалывается,
Часы не успокоишь, бум! - время не останавливается.
Пока уходишь со сцены, возвращается чувство реальности,
Ноги весят тонну, стало быть, снова действует гравитация.
Вслед тебе кричат "Лох, неудачник, сцена просто не для тебя",
Ты злишься, но сдаваться нельзя.
Никто и не обещал, что будет легко, твой провал еще ничего не означает,
Тебя прижали к стенке, но это ситуацию не меняет.
Ты без гроша в кармане, ты снова тупое серое никто,
Вернешься в свою хибару, скупать ворованные мобилы у метро,
Эта ода, парень, мои слова, все это ничего не стоит,
Если ты поступаешь так, что удача от тебя уходит...
Тарзан (2002) - "You'll Be in My Heart"
Мультипликационная версия истории о человеке, выращенном обезьянами. Поскольку речь идет о продукции студии Диснея, легко догадаться, что события фильма разворачиваются в джунглях, под завязку набитых различными милыми зверушками. Даже гориллы, которые в жизни являются весьма грозными созданиями, в мультике выглядят довольно трогательно. Откровенно неприятной физиономией обладает разве что антагонист — охотник Клэйтон.
Эй, хватит плакать,
Все будет ок.
Держись покрепче.
Давай, дружок.
Я защищу
Тебя от зла.
Ты только это,
Давай, не плачь.
Для малыша
Ты так силен.
В моих руках
Ты ото всех защищен.
Связь между нами
Не разорвать.
Ты только это,
Давай, не плачь.
Для тебя есть место в моем сердце,
Для тебя есть место в моем сердце
Всегда, всегда.
Для тебя есть место в моем сердце,
Плевать, что говорят,
Для тебя есть место в моем сердце
Всегда.
Титаник (1997) - "My Heart Will Go On"
Джек и Роза — выходцы из разных слоев общества, однако оба они по стечению обстоятельств оказываются на «Титанике» и влюбляются друг в друга. С учетом сумм, собранных лентой Джеймса Кэмерона, можно предположить, что сюжет фильма знают абсолютно все, но все же напомним: «Титаник» и Джек утонут, Роза и любовь выживут.
Ночью, во сне мне
Ты снишься, ты рядом,
Значит, я знаю, что
Ты жив.
Из-за дальних морей,
Из-за дальних океанов
Ты пришел сказать, что
Ты жив.
Рядом, вдали, за краем земли,
Твое сердце, я знаю, со мной
Вновь, верь, откроется дверь,
И ты вновь в мое сердце
Войдешь, чтоб остаться со мной.
Эвита (1996) - "You Must Love Me"
История Эвы Перон, супруги президента Аргентины Хуана Перона, изложенная в форме мюзикла. В роли девушки из бедной семьи, ставшей первой леди Аргентины, - Мадонна.
Как же нам дальше быть?
Такого конца мы не ждали с тобой.
Ты верил в меня, мы играли с судьбой,
В тебе верила я.
Все теперь позади.
Как же не дать умереть мечте,
как сохранить чувства все те,
что наполняли нас?
В сердце своем я прячу
Все, что хотела сказать.
Что для тебя я значу?
Как мне тебя удержать?
Не уходи.
Не уходи.
Король Лев (1994) - "Can You Feel the Love Tonight"
Львенок Симба — отпрыск главы клана, но сказать, что ему повезло, было бы неверно. Его дядя Шрам — завистливое и подлое животное. Из-за его интриг львенок лишается отца и оказывается в изгнании. Но Симба проходит через испытания, не утратив достоинства, заводит новых друзей (суриката и кабана), вырастает и дает всем понять, кто в Африке является царем зверей.
Есть такое время, когда меркнет свет,
Когда все заботы дня - суета сует.
Волшебство момента - я весь на виду,
Но я рад, что этот вечер я с тобою проведу.
Скажи, сегодня вечером ты любишь ли меня,
Сейчас и здесь, где ты и я.
И пусть кого-то удивит, нам было нелегко,
Но ты и я зашли так далеко.
Скажи, сегодня вечером ты любишь ли меня,
Сейчас и здесь, эмоций не тая.
Любви хватает, чтобы и принц, и нищий,
Стали хоть чуточку, но чище.
Филадельфия (1993) - "Streets of Philadelphia"
Эндрю Бекетт — вполне успешный юрист, скрывающий от сотрудников два факта. Во-первых,он гомосексуалист. Во-вторых, у него СПИД. Когда Бекетта увольняют с работы якобы из-за ошибки с документами, он решает, что причиной на самом деле стало его заболевание, а не претензии к работе. Бекетт обращается за помощью к бывшему коллеге — адвокату-гомофобу Джо Миллеру.
Я измучен и поломан, я запутался в себе.
Я ищу себя в витринах, озираясь при ходьбе.
Но ни одно из отражений не похоже на меня.
О брат, не дай же мне пропасть в сутолоке Филадельфии.
После миль, что я прошел, ноги налились свинцом.
Голоса друзей и близких тонут в шуме городском.
По ночам зато мне слышно, как кровь стучит в моих висках,
и этот звук похож на стук дождя по тротуарам Филадельфии.