Через пять лет после того, как командование космофлота человечества впервые отправило одного из своих солдат на спецзадание, история про противостояние коммандера Шепарда и механических Жнецов завершилась окончательно и бесповоротно.
Ничего неожиданного в этом нет: разработчики давно говорили, что даже если они и продолжат историю Mass Effect, то ни Шепарда, ни его друзей в ней уже не будет. После отличной первой и блестящей второй части фанаты серии воспринимали такие реплики с некоторым трепетом; а уровень требований к третьей части был очень высоким.
Завязка Mass Effect 3 оказалась едва ли не более мрачной, чем у второй части, где история начиналась непосредственно со смерти Шепарда. Собственно, начало игры - это свидетельство провала, случившегося несмотря на все героические сражения, которые были в первой и второй частях. Сколько Шепард ни останавливал ренегата Сарена и его корабль, сколько ни предупреждал Совет, сколько ни сражался на базе Коллекционеров, итог оказывался одним: в галактике все равно появлялись Жнецы, а галактика к такому повороту событий оказывалась решительно не готова.
Игра начинается с того, что Шепарда призывает военное командование сил Земли, которое, как выясняется дальше, до этого отправило его в почетную отставку. Спешно вернуть коммандера к исполнению боевого долга приходится потому, что в мире творится что-то нехорошее: сначала перестают отвечать инопланетные колонии людей, потом внезапно прерывается связь с Луной, а потом оказывается, что Жнецы, в которых до этого военному руководству верилось мало, не только существуют, но и - здесь и сейчас - атакуют Землю. И их цель - не завоевать планету, а полностью уничтожить всех, кто на ней обитает. В одиночку человечеству с ними справиться не удастся, поэтому Шепарда в очередной раз отправляют в странствие по Галактике - чтобы собрать всех возможных союзников и привести их обратно до того, как от Земли ничего не останется.
Mass Effect 3 - это гонка с преследованием, как и первые две части. Но если в них приходилось гоняться по всей галактике за противниками (за отступником Сареном и за Коллекционерами), то в третьей гнаться нужно за союзниками. И узнавать, что у каждого народа, который мог бы помочь человечеству в финальной битве, своих проблем по горло. И ему вообще сейчас не до того, чтобы отправлять войска к какой-то там Земле. Собственно, основное, что приходится делать Шепарду в этой игре - решать проблемы тех рас (и отдельных существ), на чью помощь он рассчитывает. И каждое, даже самое незначительное решение, которое он принимает или не принимает, влияет на исход истории и на судьбу всех ее действующих лиц.
Что важнее - военная поддержка от наиболее агрессивных обитателей галактики или помощь передовых ученых? Стоит ли армия наемников того, чтобы освободить из тюрьмы преступника-психопата? Можно ли предать друга и его идеалы ради одобрения его начальства? Подобные вопросы встают перед героем на протяжении всей игры. И отвечая на них, приходится руководствоваться не столько желанием быть хорошим, сколько принципом меньшего зла. Этим игра значительно отличается от предыдущих частей. В ME1 и ME2 однажды выбранный путь "парагона" был вполне эффективным, а ME3 так не работает. Тут игроку приходится в равной степени быть и дипломатом, и действовать далеко не дипломатично. Лишь бы добиться результата.
Такой подход отразился и на том, как в ME3 были реализованы диалоги. В отличие от многих последних игр BioWare, в Mass Effect 3 в диалоговом "круге" больше нет нескольких различных фраз, половина из которых ведет на одни и те же реплики. Вместо этого у героя осталось две, максимум три реплики, которые отличаются друг от друга, а их использование зачастую приводит к принципиально разному развитию событий (например, влияет на то, погибнет ли какой-то из неигровых персонажей с честью или останется жив и даже сможет войти в партию игрока).
Помимо диалогов в игре изменилось немногое. Управление осталось таким же, что и во второй части, а вот боевая система была незначительно переделана. У героев вновь появилась возможность бросать гранаты (как и у их противников), а еще они могут минировать территорию, по которой движутся. У оружия появился вес: теперь Шепард не может без потерь нести на себе все и сразу. Чем больше на него навешано, тем дольше времени уходит на "перезарядку" особых способностей. Персонажи из партии в вооружении ограничены еще сильней: каждый из них действует лишь с помощью двух видов техники. Однако эти ограничения не делают бои однообразными: в каждом классе вооружения достаточно разных устройств, и на каждое из них можно установить по два мода. Разработчики также сделали более гибкой систему прокачки персонажей. Теперь у каждого из них значительно больше параметров, чем было во второй части, а каждый из них также можно развивать по-разному.
Из игры исчез долгий поиск ресурсов, который был во второй части: теперь игрокам не приходится вручную сканировать каждую планету. Вместо этого нужно проверять непосредственно солнечные системы, но каждое зондирование может привести к тому, что "Нормандию" обнаружат Жнецы. Кроме сканирования разработчики убрали и довольно скучные мини-игры, связанные с открытием замков и взломом компьютеров, которые были во второй части.
В игре также сократилось количество доступных игроку городов. Если во второй части их было три, то в ME3 погулять можно лишь по одному - Цитадели. Но этот один город стоит сразу трех. Не потому, что он велик (там всего несколько небольших доступных уровней), но потому, что именно в третьей части разработчикам удалось сделать Цитадель как никогда живой. Ее обитатели теперь не просто стоят на месте и повторяют одни и те же фразы, а перемещаются по городу, а их истории - развиваются. Кстати, напарники Шепарда, когда "Нормандия" прибывает в Цитадель, тоже стараются не терять времени. Они гуляют по Президиуму, занимаются своими делами, организуют встречи и ходят на свидания, а в диалогах спрашивают, как быть с дамой сердца, или делятся воспоминаниями.
Цитадель это не только источник интересных историй, но и бесконечное количество небольших заданий, которые герой получает как непосредственно в диалогах, так и тогда, когда краем уха слышит чужой разговор. Правда, это связано с определенными неудобствами: из-за изменившегося журнала миссий стало сложно отследить прогресс заданий. Во-первых, они не очень удачно рассортированы, а во-вторых, из-за краткости описания разобраться с тем, куда нести найденные предметы или данные, становится той еще проблемой.
А от того, доберется до врачей информация о том, каким токсином отравлены их пациенты, а до военных - данные об оружии противника, может зависеть очень многое, потому что даже такие задания влияют на уровень "галактической готовности" - то есть на судьбу всех обитателей галактики.
Но выполнение заданий в ME3 - это нечто большее, чем просто увеличение определенного параметра. Как и обещали создатели игры, в ней можно встретить всех знакомых героев и увидеть совершенно неожиданные последствия всех решений, принятых в предыдущих играх. Для игрока, который начал знакомство с серией с третьей части, окружающая его действительность будет наполнена просто интересными историями и героями, но для тех, кто проходил первую и вторую и импортировал героя, эти истории и встречи станут еще и глубоко личными, а окружающий мир в значительной степени будет сформирован принятыми решениями. Именно от них будут зависеть не только отношения с другими расами и с напарниками, но и то, будут ли присутствовать в игре определенные типы противников; и даже повод, в честь которого накачивается спиртным один из героев игры ближе к ее финалу.
Проблема лишь в одном. Ощущение важности принятых решений сильно снижается из-за того, что статистика "галактической готовности" зависит не только от того, что было в предыдущих частях и от того, как, например, в ME3 герой убеждал предводителей разных рас помочь человечеству, но и от вещей, которые имеют к сюжету довольно опосредованное отношения. Например, от количества часов, проведенных в мультиплеере или за iOS-шутером Infiltrator.
Мультиплеер в Mass Effect 3 достоин лишь поверхностного упоминания: он там есть. Представляет собой кооперативные схватки с искусственным интеллектом на уровнях из одиночной кампании. От ощущения, что онлайн добавили в игру только ради того, чтобы был, избавиться не удается.
Но несмотря на все странности подсчета "галактической готовности", непонятно зачем добавленный мультиплеер и другие неочевидные нововведения, Mass Effect 3 является великолепным завершением саги про противостояние Жнецов и высокоразвитой органики. Спасибо вам, коммандер Шепард и экипаж "Нормандии". Теперь галактика может спать спокойно.