4 июня в Санкт-Петербурге на 78-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни скончался народный артист России Эдуард Хиль. Певец, любимый несколькими поколениями, он был одним из главных символов советской эстрады - той, за которую не было стыдно и которая неизменно вспоминается слушателями с теплотой и трепетом.
Образ Хиля, вечно жизнерадостного и улыбчивого франта с безупречным музыкальным вкусом и манерами, неразрывно связан с городом на Неве, хотя на самом деле певец родился в Смоленске, в 1934 году. В Ленинград, которому он посвятил не одну песню (например, "Остаюсь ленинградцем"), артист приехал в 1949-м. Детство Хиля пришлось на Великую Отечественную войну и было тяжелым: он пережил эвакуацию, развод родителей, голод, пребывание в детском доме.
Поначалу в северной столице Эдуард учился в полиграфическом техникуме и работал на офсетной фабрике, а музыкой всецело занялся уже в 1955-м, когда поступил в Ленинградскую Государственную консерваторию имени Римского-Корсакова. Сперва Хиль не проявлял интереса к эстрадным песням, предпочитая более высокие жанры. Он исполнял классический оперный репертуар, народные песни, старинные романсы. По собственным словам Хиля, интерес и понимание эстрады пришли к нему на концерте Клавдии Шульженко.
Первое "эстрадное" выступление Эдуарда Хиля состоялось в 1962 году на сцене Центрального дома работников искусств в Москве. С тех пор певец стал завсегдатаем телевизионных "Голубых огоньков" и "Песен года", главных концертных залов страны, всесоюзных и международных песенных конкурсов.
Он сотрудничал с лучшими поэтами-песенниками и композиторами (Андрей Петров, Александра Пахмутова, Василий Соловьев-Седой, Оскар Фельцман, Марк Фрадкин, Ян Френкель, Эдуард Ханок, Владимир Шаинский, Исаак Шварц) и "вывел в люди" такие композиции, как "Человек из дома вышел", "Я шагаю по Москве", "А люди уходят в море", "Песня о друге", "Как провожают пароходы", "Лесорубы", "Ах, море, море", "Это было недавно, это было давно", "Как хорошо быть генералом", "Березовый сок", "Лунный камень", "На безымянной высоте", "Не плачь, девчонка".
При этом хитами эти песни сделала именно узнаваемая и неповторимая манера исполнения Хиля, поэтому для многих авторов было немаловажным не просто написать хорошую мелодию и текст, но еще и добиться, чтобы ее спел Эдуард Анатольевич.
70-е и 80-е годы Хиль провел в ранге заслуженного мэтра: получил множество премий и орденов, преподавал в институте театра и кинематографии и ленинградской консерватории, вел собственную телепередачу "У камина". Но последнее десятилетие ХХ века, знаменовавшее конец советской эстрады, фактически принесло полное забвение певцу. Оставшись невостребованным, он даже на некоторое время покинул Россию и с успехом выступал в США и Франции. Вернувшись, он осуществил замечательный, но не замеченный широким слушателем проект "Хиль и сыновья" с группой "Препинаки", которую в некотором смысле можно считать его правопреемниками.
Последний громкий, общемировой всплеск популярности Эдуарда Хиля пришелся на 2010 год, когда певец с легкой руки американских блогеров, откопавших в Сети его раритетный вокализ "Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой", стал "Мистером Трололо". Перерождение в интернет-мем ничуть не смутило и не обидело артиста, он стал с былой силой и энтузиазмом выступать перед новой, молодой публикой, а после был удостоен разнополярных музыкальных премий "Степной волк" и "Золотой граммофон".
В апреле 2012-го Хиль перенес инсульт и был госпитализирован в крайне тяжелом состоянии. У артиста было нарушено мозговое кровообращение, он постоянно пребывал в коме. Почти два месяца усилий врачей не смогли привести ни к чему.
Кто-то запомнит Эдуарда Хиля развеселым исполнителем "Зимы" и "Ходит песенка по кругу", кто-то - как лирического баритона ("Пора любви", "Голубые города", "Наша песня не кончается"), дети не забудут "Дважды два четыре" и песню "Все хорошо" из мультфильма "Смешарики. Начало", кто-то снова посмеется над ужимками Трололомэна, кто-то порадуется современной трактовке "Человек из дома вышел". Но абсолютно все будут вспоминать Хиля с улыбкой. Той, что никогда не сходила с его лица.