Днем 10 сентября в новостных агентствах появилась информация об «алтайском Маугли»: в лесу неподалеку от поселка Кайтанак Усть-Коксинского района республики найден юноша, семья которого живет в изоляции с 1997 года. Сам он рассказал, что родился в 1993 году и все свои двадцать лет прожил в землянке с родителями. А совсем недавно, весной 2013-го, взрослые его оставили, и некоторое время он провел, заботясь о себе самостоятельно. Поскольку у молодого человека нет даже документов, его судьбой озаботилась прокуратура.
В общем-то, еще вчера на этом историю молодого алтайского отшельника можно было и закончить. Сведения местной прокуратуры о том, что юноша не имеет опыта общения с внешним миром и сейчас по-прежнему находится в своей землянке, к общей картине добавляли немного. По описаниям представителей правоохранительных органов, молодой человек (его имя не называлось) оказывался совершеннейшим дикарем, неспособным нормально общаться с людьми.
Однако, как выяснилось уже к утру 11 сентября, все на самом деле немножечко не так (и даже вообще не так), как агентствам рассказывали в прокуратуре. К юноше, названному родителями Оджаном, в гости отправились журналисты, решившие с ним познакомиться. Он оказался вполне ухоженным и здоровым на вид молодым человеком, немного стеснительным, застенчивым и зажатым, но вовсе не таким беспомощным в общении, каким его описывали в новостях днем ранее.
В землянке, где он проживает, оказались и его родители — не так давно они вернулись к нему (начало лета отец и мать Оджана провели в Приморском крае).
Отцом Оджана является Александр Наумкин, художник и автор эзотерических книг «Калагия» и «Синергетика», повествующих о духовном росте, развитии, понимании устройства мира, взаимодействии с энергиями и всем прочем (некоторые называют труды Наумкина лжеучениями и пишут про одержимость бесами, навеянную чтением его текстов). Мать — бывший школьный учитель Елена Корнева. Родители 20-летнего парня имеют большой опыт скитаний — они ушли из мира цивилизации еще в 1990-х годах. Когда стало плохо с деньгами, поселились в горах, затем перебрались в лес.
За время отшельничества глава семейства обзавелся последователями, которые собрались в координационно-исследовательский центр духовного возрождения «Калагия». Члены этого сообщества ведут в Сети сайт от имени Александра. Там, к слову, можно ознакомиться с его трудами. На сайте указано, что Наумкин живет вдали от человеческой суеты, никого не принимает и ни с кем не общается, а на все вопросы о духовном развитии может ответить только через своих помощников.
При этом родители «алтайского Маугли» заявили в беседе с «Алтапресс.ru», что отшельниками себя не считают: время от времени они общаются с людьми, пользуются мобильным телефоном и интернетом, слушают радио — просто предпочитают держаться вдали от населенных пунктов и жить вольной жизнью. Сносное существование семья обеспечивает себе за счет продажи грибов, ягод, а также картин, написанных Александром Наумкиным и самим Оджаном — он пошел по стопам отца.
Судя по словам юноши и его родителей, он получил хорошее воспитание, умеет трудиться, даже взялся за изучение английского языка и физики. Другое дело, что в этот процесс не были вовлечены его сверстники, да и вообще хоть какая-то компания, помимо матери и отца. Родители обучали его всему сами — мальчик не ходил ни в детский сад, ни в школу. Не общается Оджан с ровесниками и сейчас — он сообщил, что, конечно, сталкивается с людьми, но никаких дружеских связей с ними не заводит.
По словам Наумкина, его жена и сын не хотят «нюхать бензин и всевозможные стиральные порошки» и предпочитают поменьше соприкасаться с цивилизацией. Елена вторит супругу, говоря, что в небольшой землянке чувствует себя вполне комфортно. При этом она подчеркнула, что, помимо собственно неприятных запахов города, от возвращения «в люди» ее лично удерживают современные нравы и нынешняя популярная музыка (по образованию она музыкант).
Тем не менее семья писателя и художника Наумкина не исключила того, что в будущем, возможно, переберется поближе к городу. Это намерение они объяснили тем, что из леса до Белокурихи, ближайшего населенного пункта, довольно далеко, а Оджану, да и им самим приходится там бывать, чтобы пополнять запасы съестного и покупать все необходимое, в том числе краски для картин.
Юноша рассказал, что в последнее время он бывает в городе в среднем три раза в неделю. По данным местных СМИ, особенно часто он стал общаться с жителями Белокурихи после того, как в апреле от него ушли родители. «Комсомольская правда» указывает, что произошло это из-за возникшего между взрослыми и их отпрыском конфликта: якобы он захотел попробовать пожить самостоятельно и однажды утром обнаружил в жилище записку, в которой родители извещали его о своем уходе.
С того момента юноша и начал свою самостоятельную жизнь. В записке ему было велено отремонтировать к наступлению холодов печку и разбить еще один огород (всего у Наумкиных их три: там растут овощи, груши, яблони, виноград и даже киви, который, правда, пока не плодоносит). С огородом парень справился: он возделал 30 соток земли примерно в 12 километрах от землянки, около села Новотырышкино, но печку починить не смог. В этом ему помогли вернувшиеся из путешествия по Приморью (где, кстати, им не понравилось) родители.
Теперь семья, которая 16 лет жила тихой размеренной жизнью (по словам Оджана, в последний раз с полноценным визитом гость приходил к ним в 2006 году) и принимала в дар от жителей ближайших населенных пунктов овощи, консервы и спички, оказалась под пристальным вниманием журналистов и властей. В настоящее время прокурор Белокурихи Роман Фомин занялся вопросом о выдаче Оджану документов, поскольку без них он фактически бесправен и не может рассчитывать на какую-либо поддержку со стороны государства.
Чем Оджан намерен заниматься в будущем, неизвестно. В беседе с журналистами Александр Наумкин заявил, что хотел бы для своего сына только «самого лучшего». Он и его супруга надеются, что Оджан сможет стать известным художником или писателем. И если для этого он захочет учиться, путь для него открыт. «Это его выбор», — резюмировал Наумкин.