Ситуация вокруг фильма режиссера Виталия Манского «Родные» обсуждается в СМИ уже несколько дней. Документальная картина о семье, члены которой живут и в России, и на Украине, претендовала на господдержку и была вынесена на конкурс экспертного совета по неигровому кино Департамента кинематографии Министерства культуры РФ.
Внимание к своему фильму привлек сам режиссер, сообщивший 28 июня в Facebook, что его проект, получивший большое число голосов экспертов, был изъят из протокола. Согласно Манскому, проект занял второе место на голосовании и это было отражено в протоколе, опубликованном сразу после заседания, 29 мая, а через сутки публикация исчезла. В документе, появившемся на сайте Минкультуры 27 июня, проекта «Родные» не было.
«Важная деталь. Очевидно, что решение об отказе проекту «Родные» принимал непосредственно министр культуры, но не отваживаясь брать ответственность за подобное решение, по сути фальсифицирует протокол экспертного совета», — пишет Манский.
30 июня агентство «Интерфакс»сообщило со ссылкой на Департамент кинематографии, что финансирование «Родных» Манского отложено до стабилизации ситуации на Украине. 1 июля эту информацию распространили во многих СМИ, а на следующий день на сайте Минкультуры появился официальный комментарий по ситуации.
Заместитель директора Департамента кинематографии Галина Строчкова ответила на вопросы «Ленты.ру»:
Что все-таки будет с проектом Манского?
Строчкова: Департамент кинематографии Министерства культуры России еще раз изучил сценарий фильма В.В. Манского «Родные» и принял окончательное решение о нецелесообразности финансирования данного проекта.
Как можно объяснить, почему в отборе побеждают — как все говорят — фильмы на исторические темы?
В отборе побеждают самые разнообразные фильмы. Вообще, заявки на предоставление субсидий Минкультуры России собираются по 20 различным тематикам, в том числе на создание фильмов социально-нравственной проблематики, фильмов о современной жизни и проблемах подрастающего поколения, о культуре, искусстве, спорте, политике, бизнесе, науке, религии, межнациональных отношениях, проблемах толерантности в обществе и многим другим. И лишь одна из тематик — «Фильмы об истории Отечества». В этом году из почти 900 проектов по данной тематике было подано 102 заявки, которая традиционно является одной из самых популярных. Безусловно, в той или иной степени исторические аспекты отражены в заявках на фильмы военной тематики. В этом году было подано 77 таких заявок.
Что касается рекомендованных спецпроектов, то лишь три из них напрямую затрагивают исторические события. Причем эти проекты совершенно разные по сути. В одном из них командой ведущих в мире специалистов будет проведен подробный психологический и исторический анализ личности Ивана Грозного. Другой проект посвящен 200-летию Венского конгресса, поворотного момента европейской и мировой истории. В фильме «Сталинград нашего тыла» — об эвакуации и жизни людей в тылу в годы Великой Отечественной войны. Остальные проекты на современные темы, в числе которых научно-популярный блокбастер «Озеро Восток» о последнем грандиозном географическом открытии, фильмы об освоении Арктики, о плеяде блестящих дирижеров мирового уровня из Осетии, о проблемах смертной казни на фоне увеличения немотивированной агрессии во всем мире и другие.
Манский утверждает, что он был «одним из первых в питчинге». Это значит — существует некий рейтинг, фильмы ранжируются по числу голосов экспертов? У фильмов, которым выделяется финансирование, бывает разный статус?
Проекты, рекомендованные экспертным советом, имеют одинаковый статус. На итоговом заседании список проектов зачитывается по порядку, не имеющему какую-либо приоритетность указанных в нем фильмов.
«Родные» — семейная история или сценарий предполагал авторскую оценку текущей ситуации на Украине?
Фильм «Родные» основан на рассказе о семье В.В. Манского, близких ему людях, живущих сейчас на территории Украины, в разных местах — от Востока до Запада. По сюжету в фильме предполагается рассказ о сегодняшней жизни семьи В.В. Манского на фоне ее истории и в контексте новых условий жизни в стране, раздираемой на части противоречиями.
C фильмами «Кинопоезд "Россия в контрастах"» и «Папуа — Новая Гвинея. Пропасть между прошлым и будущим» произошла такая же история — они уже после заседания экспертов переведены в «резерв»?
Фильмы «Кинопоезд "Россия в контрастах"» и «Папуа — Новая Гвинея. Пропасть между прошлым и будущим» были с самого начала включены в резерв решением экспертного совета.
Вероятно, что-то — если не документ, то новость, — на которую ссылается Манский, все же было опубликовано по результатам питчинга в мае, что это все-таки могло быть?
На сайте Минкультуры России никакие документы и никакие новости по данному вопросу не публиковались. Первая публикация состоялась 27 июня 2014 года. После заседания экспертного совета информация о проектах, поддержанных экспертным советом, появилась на сайте Гильдии неигрового кино и телевидения без каких-либо ссылок на официальные источники.