На протяжении последних полутора десятилетий отношение властей к сексуальным меньшинствам в Китае становится более терпимым. Однополая любовь в КНР больше не считается ни преступлением, ни психическим расстройством. У китайских ЛГБТ есть множество «своих» сайтов и клубов. Тем не менее в стране по-прежнему действуют центры, где сексуальную ориентацию пытаются корректировать при помощи электрошока.
В последний день июля в Пекине начался процесс по крайне необычному для КНР делу: молодой человек, скрывающийся под псевдонимом Сяо Чжэнь, подал в суд на клинику, где его лечили от гомосексуальности. Податель иска утверждает, что электрошоковая терапия, которой его подвергли в этом учреждении, была болезненна, а сам он теперь травмирован. При этом судиться Сяо стал не только с находящийся в Чунцине клиникой, но и с интернет-поисковиком Байду, пользуясь которым он и нашел адрес медицинского заведения.
Товарищеские отношения
Слово «тунчжи» (товарищ) введено в китайский лексикон основателем партии «Гоминьдан», «отцом нации» Сун Ятсеном. По сути, это была калька с русского слова «товарищ», которое большевики использовали, обращаясь друг к другу. После 1949 года, когда власть в Китае перешла в руки коммунистов, слово «тунчжи» стало общеупотребительным — «товарищем» стали называть любого гражданина КНР вне зависимости от его пола. Однако в 1990-ые смысл термина поменялся: теперь так называют представителей сексуальных меньшинств. Произошло это благодаря состоявшемуся в 1989 году первому «голубому» кинофестивалю, который назывался «Кинофестиваль гонконгских товарищей». Как сленговое обозначение представителей ЛГБТ слово «тунчжи» сегодня активно используется не только на территории материкового Китая, но и на Тайване.
По словам истца, услышав, что гомосексуализм излечим, он начал искать информацию об этом в интернете. Первым сайтом, который по его запросу выдал Байду, стала домашняя страница клиники «Синьюй Пяосян». Прочитав, что персонал этого заведения обладает «потрясающими навыками в деле корректировки сексуальной ориентации», а процент «излечившихся» пациентов «очень высок», Сяо решил отдать себя в руки экспертов.
Терапия, которой его подвергли, была такова: Сяо вводили в состояние гипноза и, когда он по приказу врача начинал представлять гомосексуальную эротическую сцену, тот пропускал через его тело электрический разряд. Весь курс лечения Сяо должен был состоять из пяти фаз, каждая из которых включала шесть сеансов терапии. За время одного сеанса ему полагалось от трех до четырех ударов током. «Я подумал, что после всего этого я просто сойду с ума», — признался Сяо корреспонденту газеты Global Times.
В итоге он обратился в суд, рассчитывая доказать, что его права были нарушены как клиникой, предоставляющей некачественные услуги, так и поисковиком Байду, распространяющим рекламу подобных учреждений.
Электрошок против «голубизны»
Гомосексуализм перестал в КНР считаться уголовным преступлением в 1997 году. В апреле 2001 года он официально был исключен из перечня психических расстройств. Тем не менее корректирующая терапия в Китае до сих пор активно практикуется.
Печальную историю молодого китайца Линь Яня, решившего побороть в себе склонность к однополой любви, описал журнал The Economist. В 2011 году Линь обратился в психологический консультационный центр в Шэньчжэне. К этому шагу его подтолкнуло опасение, что родители не смогут смириться с его ориентацией. В итоге Линь заплатил 1700 долларов за три месяца «конверсивной терапии». Лечение проводилось следующим образом: ему показывали гомоэротические картинки и одновременно при помощи введения специального препарата провоцировали рвоту. При этом психотерапевт непрестанно повторял, что родные никогда не простят Линя за его сексуальные предпочтения и что быть геем — аморально. Все это сам пациент охарактеризовал как «психологическую пытку». Настоящие же мучения начались, когда в ход пошла электрошоковая терапия.
Но перенесенные Линем страдания оказались напрасны. Истратив на «лечение» все сбережения, он начал лысеть, страдать от бессонницы и ощущать чувство тревоги. Однако женщины так и не стали казаться ему привлекательнее мужчин. В итоге Линь все же признался родителям, что является геем. Хотя на это ушло несколько месяцев, но они сумели принять сына таким, какой он есть. Сейчас мать Линь Яня даже шутит по этому поводу, говоря, что, если уж он собирается привести домой любовника, то тот непременно должен быть богатым и красивым.
Можно сказать, что эта история закончилась хэппи-эндом. Но такой финал — скорее исключение, чем правило. Многие пациенты, попытавшиеся изменить свою жизнь с помощью «конверсивной терапии», прерывают лечение, сказав, что оно уже помогло им. Однако на самом деле они просто не выдерживают боли, причиняемой в процессе терапии. Выписавшись из коррекционных клиник, они возвращаются к обычной жизни, пытаясь скрыть свою гомосексуальность из страха быть подвергнутыми дискриминации.
Семейные ценности
Исторически китайцы относились к гомосексуалистам очень терпимо. Религиозного запрета на однополую любовь жители Поднебесной не знали. Поэтому в художественных произведениях и исторических хрониках можно встретить описания сексуальных отношений между мужчинами, лишенные негативного окраса. Известный голландский синолог Роберт ван Гулик писал по этому поводу следующее: «В литературных источниках отношение к нему (гомосексуализму — прим. «Ленты.ру») обычно нейтральное, если речь идет о двух взрослых мужчинах: считалось, что близость между двумя ян (мужской принцип — прим. «Ленты.ру») не может привести к полной потере жизненной силы ни одного из них. В таких случаях осуждалось, когда один из партнеров использовал эмоциональную связь для получения чрезмерной материальной выгоды либо для принуждения своего партнера к неправедным или преступным деяниям (что, согласно китайским историческим источникам, нередко случалось в придворных кругах). Гомосексуальные отношения высоко ценились, если они побуждали к великим художественным творениям».
Ситуация начала меняться лишь к концу XIX века, когда в Китай стала проникать западная культура и присущая ей мораль. А уже в ХХ, после прихода к власти коммунистов, гомосексуализм был объявлен патологией.
Усугубило проблему введенное в конце 1970-х правило ограничения рождаемости «одна семья — один ребенок». В китайской традиции большое значение уделяется продолжению рода. Родители рассчитывают, что их единственный сын не будет бездетным. Поэтому признание наследника в своей гомосексуальности часто становится настоящим ударом для семьи.
В итоге подавляющее большинство геев в КНР стараются держать свою ориентацию в секрете от родных. По словам известного сексолога профессора Чжан Бэйчуаня из Университета Циндао, 90 процентов гомосексуалистов в Китае вступают в браки, боясь конфликта с родителями и осуждения со стороны общества. Всего же, утверждает исследователь, около 16 миллионов человек состоят в таких фиктивных союзах.
Неудивительно, что, согласно данным исследования, проведенного Институтом психологии Китайской академии наук, 30 процентов взрослых геев и лесбиянок в КНР склонны к депрессии, а еще для 20 процентов риск депрессии крайне высок. Таким образом, лица нетрадиционной сексуальной ориентации в четыре раза чаще страдают от депрессии, чем остальные граждане Китая.
«Будут ли наши дети страдать от дискриминации?»
Между тем политика «одна семья — один ребенок» в некотором смысле способствовала увеличению числа геев в Поднебесной. Из-за селективных абортов в государстве возник гендерный дисбаланс: соотношение полов 118 к 100 в пользу мужчин (для сравнения: в России на 100 мужчин приходится 116 женщин). Такая ситуация чревата ростом социального напряжения. Существует мнение, что осознание этой проблемы заставило китайское руководство смягчить государственную политику в отношении гомосексуалистов. Мол, пусть уж лучше радостям однополой любви предаются, чем задумываются о том, не ошиблась ли Компартия, создав условия в которых миллионы молодых мужчин никогда не смогут найти себе жену.
Изменилась жизнь китайских представителей нетрадиционной ориентации и благодаря распространению интернета. Хотя местный сегмент всемирной паутины находится под пристальным вниманием контролирующих органов, к специализированным гей-ресурсам они особого интереса не проявляют. «Правительство никогда нас не блокирует. Если мы соблюдаем правила — никакой порнографии и политики — у нас не бывает проблем», — приводит в книге «Global Gay: как гей-революция меняет мир» Фредерик Мартель слова владельца сайта Feizan.com Лин Цзюэдина.
Сегодня в крупных городах КНР открыто работают гей-клубы. А активисты ЛГБТ стараются привлечь внимание властей к своим проблемам. Так в феврале прошлого года группа из 100 родителей геев и лесбиянок направила делегатам Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) открытое письмо, в котором призвали их разрешить гомосексуальные браки. Авторы послания указывали на то, что сейчас представители сексуальных меньшинств лишены многих прав (например, усыновлять детей). «Неужели наше законодательство направлено на то, чтобы гомосексуалисты вступали в браки с гетеросексуалами? Не создает ли это большие социальные проблемы?» — обращались авторы письма к членам ВСНП.
А спустя несколько месяцев еще одно открытое письмо было отправлено жене председателя Си Цзиньпина Пэн Лиюань. Поскольку первая леди Китая является послом доброй воли ВОЗ по вопросам туберкулеза и ВИЧ, составители напомнили ей, что процент больных СПИДом среди геев выше, чем среди гетеросексуалов. «Но главное, что нас волнует, — говорилось в письме — будут ли наши дети страдать от дискриминации».