Новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар», снятый по произведениям Ивана Бунина, продолжает удерживать внимание зрителей. Развернувшаяся вокруг ленты общественная полемика лишний раз показывает, что равнодушных после просмотра картины нет, а заметная поляризация мнений объясняется тем, что фильм затрагивает самые глубинные душевные струны. О своих впечатлениях от «Солнечного удара» рассказал знаменитый сербский кинорежиссер, обладатель двух «Золотых пальмовых ветвей» Каннского кинофестиваля Эмир Кустурица.
С каким чувством вы смотрели «Солнечный удар»? Что для вас стало неожиданным в фильме?
Я был удивлен невероятным артистизмом и той художественной мощью, которая видна в каждом кадре. Это l'art pour l'art, искусство ради искусства, которое здесь служит большой народной теме. «Солнечный удар» — рассказ о судьбе русского народа, показанный через преломленье двух эпох: революционной и до нее. Никита Михалков, как на большой фреске, не только со всей зрелостью и силой изобразил судьбу своего народа, но искренне и с покаянием показал, что каждый народ сам себе творит зло или добро. В данном случае это выполнено в самой драматичной форме, и, как я уже сказал, в форме большого искусства.
Какие идеи фильма вам близки?
Мне близка идея царской России и ее фундаментальные связи между «красивым», «добрым» и «возвышенным». А с другой стороны, этот фильм — очень сильная драма: 2000 человек, мученически утопленных; у нас в Сербии то же самое произошло после Второй мировой войны, когда партизаны мучили и убивали своих врагов-монархистов.
Как вам кажется, как воспримет фильм европейский зритель? Будет ли ему интересна картина?
Думаю, европейскому зрителю картина будет интересна потому, что впервые здесь пересекаются две эпохи русской истории, до и после революции, и драматическим образом складывается изображение большевистской и монархической России.
Дискуссия развернулась вокруг любовной сцены — многие критикуют картину именно из-за нее. Какое мнение лично у вас?
Это очень рафинированная сцена, и в ней тонко раскрыты подсознательные чувства героев. Я бы сказал, что эта любовная сцена — настоящий вклад в мировой кинематограф, так как снята весьма необыкновенным образом.
Чья роль показалась вам особенно интересной и чем?
Тема фильма гораздо шире, чем тема какого-то определенного героя, тут идет речь о судьбе целого народа. Поэтому, думаю, ошибочно выделять только одного или двух актеров. Фильм Михалкова — огромная фреска, и, должен признаться, что я больше был захвачен темой, нежели актерской игрой, хотя актеры очень хорошие. Что касается объединения «актеров» с «не актерами», то я тоже всю свою жизнь работаю таким образом. Даже если это рискованно, это может дать необычный импульс и новую жизнь сценам.