В 1951 году молодой американский диск-жокей Алан Фрид, работавший на небольшой кливлендской радиостанции, решился пропустить в эфир «черный» ритм-н-блюз. Он шел на некоторый риск: американцы за 30, на чью молодость пришлась война, решительно не желали слушать энергичную, живую, веселую музыку, да еще в исполнении афроамериканцев. Предпочтение отдавалось более спокойным оркестрам, что, в свою очередь, категорически не устраивало послевоенную молодежь. Чтобы избежать скандала, Фрид назвал жанр проигрываемых им песен по-новому — «рок-н-ролл». Он же устраивал первые рок-н-ролл-вечеринки, куда приглашал как черных, так и белых. Между ними нередко возникали стычки и драки. Американцы постарше, узнав об этом, объявили новому жанру войну. Но ни публичные выступления с громкими фразами «Рок-н-ролл разрушает Америку!», ни правительственные запреты не смогли истребить на корню набирающее популярность молодежное музыкальное движение. 13 апреля, во Всемирный день рок-н-ролла, «Лента.ру» рассказывает о людях, ставших иконами жанра.
Начало 1950-х годов. Еще далеко до рока в привычном понимании. The Rolling Stones, Pink Floyd, Deep Purple, Led Zeppelin и Black Sabbath появятся значительно позднее. Далеко даже до поп-рока, о котором мир узнал благодаря The Beatles. Рок-н-ролл начался с экспериментов: первые исполнители смешивали в своих песнях компоненты ритм-н-блюза и кантри, иногда приправляя эти миксы элементами госпела (христианская музыка), джаза и буги-вуги.
Билл Хейли
Дата исторического события, ставшего основой Всемирного дня рок-н-ролла, немного отличается от даты самого праздника. 12 апреля 1954 года 28-летний Билл Хейли записал песню Rock Around the Clock. Она попала в саундтрек популярного молодежного фильма «Джунгли из грифельных досок» (Blackboard Jungle). Американцы, даже рьяно сопротивлявшиеся новому жанру, сдались, — трек пришелся по вкусу и продержался два месяца в хит-параде журнала Billboard. Звукозаписывающие компании и музыкальные продюсеры быстро уловили меняющееся настроение общественности и стали активно искать молодых талантливых исполнителей рок-н-ролла.
Билл Хейли к тому времени уже записал несколько удачных композиций, но их слышали жители только двух-трех штатов. Среди этих песен была и кавер-версия Rocket 88. Изначально ее исполнял афроамериканец Айк Тернер (Ike Turner), и именно она теперь считается первым признанным треком в стиле рок-н-ролл. На Rock Around the Clock Билл Хейли и музыканты его группы не возлагали больших надежд, песня казалась неудачной. Никто не знал, что сингл разойдется миллионными тиражами не только в США, но и в Европе. Хейли моментально стал желанным гостем любых музыкальных событий, и так продолжалось несколько лет, пока на арене рок-н-ролла не появился молодой Элвис Пресли.
Элвис Пресли
В июле 1954 года Пресли записал песню That’s All Right, Mama. Ему было 19 лет. В течение предыдущих двух-трех лет музыканту не слишком везло, — его с энтузиазмом встречали на местечковых вечеринках, школьных концертах и уличных выступлениях, но дальше этого не шло. Нужно было что-то значительное, заметное. Пресли на собственные средства записал несколько треков, а владельцы звукозаписывающих компаний недовольно морщились — все не то. Однажды, сидя в студии, Элвис и еще два товарища стали наигрывать композицию афроамериканского блюзмена Артура Крудапа, только с другим ритмом. Владелец студии заинтересовался этим экспериментом, и песня была записана. Так и появилась That’s All Right, Mama в исполнении Пресли, — переделанное чужое творение мигом привлекло к молодому музыканту внимание публики благодаря постоянной трансляции по радио.
В эфире радиостанций диск-жокеи акцентировали внимание на школе, в которой учился Элвис. Таким образом слушатели должны были понять, что неизвестный пока певец — белый, так как для афроамериканцев существовали отдельные школы. Именно ему уготовано было стать основателем рокабилли — вида рок-н-ролла, ориентированного исключительно на белую публику. Популярность Пресли стремительно взлетела вверх, в это же время он записал одну из своих самых известных лирических композиций — Love Me Tender (1956). Умножить обожание публики помог и Голливуд, — музыкант активно снимался в мелодрамах, продолжая петь и записываться, пока в 1958 году его не призвали в армию на два года. Когда Элвис вернулся со службы, он продолжил успешную кино- и музыкальную карьеру. В этот период появился хит Can't Help Falling in Love (1961). Но затем на горизонте замаячили молодые британцы The Beatles, и рок-н-ролл стал трансформироваться в поп-рок.
Бадди Холли
Вслед за Пресли новые веяния в музыке подхватил техасский юноша с внешностью школьного зубрилы — Бадди Холли. Сам Элвис сыграл в этом не последнюю роль: Холли пришел в рок-н-ролл, увидев его концерт в техасском Лаббоке в 1955 году. После этого молодой человек всячески старался засветиться на публике, — он пел везде, где возможно, выступал на разогреве у Билла Хейли, пока одна из звукозаписывающих компаний наконец не обратила на него внимание. В 1957 году он вместе со своей группой The Crickets записал песню That’ll Be the Day, ставшую хитом. Но пока на сцене главенствовал Элвис Пресли, публика не проявляла к Холли особой благосклонности. И он пошел другим путем. Если Пресли в то время доносил рок-н-ролл до белой аудитории, то его поклонник и одновременно конкурент направлял свои силы на афроамериканцев — и не безуспешно. 3 февраля 1959 года 22-летний юноша погиб в авиакатастрофе. Он успел записать три альбома.
Чак Берри
Ироники замечают, что Чак Берри пел в перерывах между уголовными преследованиями и тюрьмами. В первый раз он оказался за решеткой в 18 лет, а в 21 досрочно вышел из заключения. После тюрьмы энергичный и темпераментный Берри сосредоточился на музыке. Отношения с продюсерами у него складывались вполне удачно. В 1955 году он записал песню Johnny B. Goode, ставшую его визитной карточкой. Затем последовали Rock And Roll Music, Roll Over Beethoven, School Days и Sweet Little Sixteen, поднявшие популярность музыканта до уровня Пресли. На волне успеха он снялся в нескольких фильмах, но в незначительных ролях. Увы, темперамент Берри проявлялся не только в творчестве. В 1959 году певец был втянут в сомнительное судебное разбирательство, связанное с девушкой, занимавшейся проституцией, и сел в тюрьму на три года. Вернувшись, он продолжил выступать, но уже не мог конкурировать с молодыми исполнителями, — на сцене появились The Beatles.
Литтл Ричард
Ричарда отличает непредсказуемость. В 13 лет он внезапно сбежал из дома, потому что родители не поощряли его занятия музыкой. Его усыновила белая пара, владеющая развлекательным клубом, и благодаря этому он смог продолжить свои творческие изыскания. У Ричарда был высокий голос, и это помогло ему сделать первые шаги на большую сцену: в 1955 году одна из звукозаписывающих студий Лос-Анджелеса как раз искала вокалиста с фальцетом или высоким тенором, и юноша отправил туда запись своего голоса. Вскоре он заключает контракт и создает свою самую известную песню в жанре рок-н-ролл — Tutti Frutti. За ней последовали другие: Long Tall Sally, Rip It Up, Lucille и Jenny, Jenny. В детстве Ричард пел в церковном хоре, поэтому в его творчестве присутствовали некоторые элементы христианской музыки — госпела. В 1957 году музыкант неожиданно, без видимых причин возвращается из рок-н-ролла в чистый госпел. В начале и середине 1960-х годов он все же записал несколько рок-н-ролльных композиций — впрочем, не слишком успешных.
Другие
И напоследок — хит группы, чья музыкальная карьера длилась недолго, хотя некоторые ее участники все еще продолжают выступать. Пик популярности квартета The Diamonds пришелся на конец 1950-х годов. Чуть больше дюжины их песен занимали высокие места в чартах Billboard и других хит-парадах. Одна из таких композиций — Little Darlin'. Сейчас бы этот трек назвали «вирусным».