В Большом театре 21 апреля были объявлены номинанты балетного приза «Бенуа де ла Данс» — 2015. В этом году к пяти стандартным номинациям впервые добавилась шестая — за лучшее либретто. О работе жюри «Бенуа де ла Данс» и о современных актуальных вопросах мирового балетного сообщества «Ленте.ру» рассказал член жюри от России, балетмейстер-репетитор и педагог Большого театра России Александр Ветров.
Претендентами этого года стали:
Хореографы:
Жан-Кристоф Майо — «Укрощение строптивой». Большой театр.
Дуайт Роден — «Против нас». Средиземноморский театр Ниццы.
Мартин Шлепфер — «Глубокое поле». Балет на Рейне.
Кристофер Уилдон — «Зимняя сказка». Королевский балет Великобритании.
Александр Экман — «Озеро лебедей». Норвежский национальный балет.
Танцовщицы:
Светлана Захарова — Маргарита Готье, «Укрощение строптивой». Большой театр.
Светлана Захарова — Мехмене-Бану, «Легенда о любви». Большой театр.
Мисти Копленд — «Ave Maria». Современный балет «Complexions».
Иоланда Корреа — Татьяна, «Онегин». Норвежский национальный балет.
Николетта Мани — Смерть, «Молодой человек и Смерть». Балет театра Ла Скала.
Марианела Нуньес — Главная партия, «Симфонические вариации». Королевский балет Великобритании.
Танцовщики:
Мариан Вальтер — Морель, «Пруст или Нетерпение сердца». Берлинский государственный балет.
Ксандер Париш — Аминта, «Сильвия». Мариинский театр.
Денис Родькин — Ферхад, «Легенда о любви». Большой театр.
Клиффорд Уильямс — Учитель, «Ave Maria». Современный балет «Complexions».
Эдуард Уотсон — Леонт, «Зимняя сказка». Королевский балет Великобритании.
Акрам Хан — Ведущая партия, «Пыль». Английский национальный балет.
Композиторы:
Константин Меладзе — «Великий Гэтсби».
Джоби Тэлбот — «Зимняя сказка».
Сценограф:
Джон Макферлейн — «Колибри». Балет Сан-Франциско.
Либреттисты:
Марит Моум Ауне — «Призраки Ибсена». Норвежский национальный балет.
Дуайт Роден — «Великий Гэтсби». Современный балет «Complexions».
О работе жюри «Бенуа де ла Данс» и о современных актуальных вопросах мирового балетного сообщества «Ленте.ру» рассказал член жюри от России, балетмейстер-репетитор и педагог Большого театра России Александр Ветров.
Ветров: Я впервые вошел в члены жюри этого конкурса, поэтому сам поэтапно постигаю его особенности. Например, я пока даже не знаю своих коллег — выдвижение номинантов происходит независимо друг от друга. Все наши совместные заседания и обсуждения начнутся только при выборе лауреатов. «Бенуа де ла Данс», конечно, отличается от большинства других балетных конкурсов — здесь номинантов выдвигают сами члены жюри. Технически это происходит довольно просто — каждый из нас номинирует те работы, которые произвели на него наибольшее впечатление.
Как вы полагаете, не может ли это стать проблемой при окончательном голосовании, ведь у каждого члена жюри наверняка будет искушение голосовать именно за своего номинанта, как же тогда жюри придет к единому мнению?
Во-первых, постоянный председатель жюри Юрий Николаевич Григорович имеет два голоса, так что, технически эта проблема вполне разрешима. Во-вторых, основные критерии, по которым одна работа очевидно лучше другой, тоже играют роль.
Но балет все-таки довольно субъективен для оценок, в нем нет однозначных и четких критериев — баллов, сантиметров, секунд. Вы считаете, жюри удастся сохранить беспристрастность при выборе лауреатов?
Я абсолютно уверен в объективности и беспристрастности жюри в данном конкретном случае. Разумеется, у всех будут определенные фавориты. Я, например, очень хочу, чтобы победил номинант из России. Но уровень профессионализма жюри настолько высок, что сомнений в объективном решении ни у кого возникнуть не может — многолетняя безупречная репутация этого «Бенуа де ла Данс» говорит сама за себя.
Конкурс носит ярко выраженный сезонный характер — его жюри оценивает только работы последнего года. А что в этом году показалось наиболее достойным победы лично вам?
Поскольку я работаю в Большом Театре, то мои предпочтения понять очень просто, для этого достаточно посмотреть список балетных премьер этого сезона — мне нравится почти все. Если нужно выделить одного фаворита, то это, наверное, балет «Укрощение строптивой» — он получился очень гармоничным. В нем абсолютно все на своих местах — музыка, хореография, актерская работа. Даже роли второго плана были исполнены на высочайшем уровне. Хотя, скажу откровенно, в мою бытность, спектакль был сделан совсем иначе — он был поставлен строго по тексту Шекспира, ясно прослеживался комедийный сюжет, ярче была актерская работа. Сейчас же больший упор делается на хореографию.
Наверняка не только на примере этого балета прослеживается такая тенденция? Репертуар многих театров постоянно пополняется современными постановками, но могут ли они соперничать с классикой?
Современные спектакли не выдерживают проверку временем. Они как современная живопись или мода — продукт одного-двух сезонов. Сейчас все ставят модерн, потому что это проще и дешевле, хотя именно классический репертуар неизменно пользуется гораздо большей популярностью. Для модерна больше характерен язык тела, отсутствует балетная пантомима, да и актерская работа нивелируется. Зато работать с такой постановкой гораздо проще — ошибки хореографа в ней будут менее заметны и быстрее забудутся, как и сам спектакль. Классический репертуар гораздо требовательнее к подбору исполнителей, к декорациям, музыке. К счастью, Большой Театр субсидируется государством, поэтому он может позволить себе полный ассортимент классического репертуара, в том числе и восстановление старых и очень масштабных спектаклей. Больших денег требуют и дорогостоящие декорации, и костюмы, но Большому Театру это вполне по силам, как и приглашение на главные роли любых мировых звезд.
Александр Николаевич, трудно не заметить тревожную тенденцию в современном балете — многие российские танцовщики уезжают работать в Америку, в Европу. Действительно ли такая проблема существует, и можно ли, на ваш взгляд, ее как-то решить?
Да, такая проблема существует, но я пока не вижу способов ее решения. На Западе совсем другой уровень конкуренции, так как уровень балетной подготовки гораздо ниже, а театров очень много, всегда существует дефицит танцовщиков, особенно мужского пола. Российские артисты там востребованы всегда. Их мотивы очень легко понять — здесь у них совсем другой уровень оплаты их труда, таланта, на западе даже бытовые условия гораздо лучше во всех смыслах этого слова. А, главное, там им предоставляют возможность реализовать себя, что в России, особенно в Москве, сделать гораздо труднее.
Простой пример. Многие артисты кордебалета абсолютно готовы к сольным партиям и легко могли бы с ними справиться, но конкуренция слишком велика, им просто негде показать свои возможности. Я все-таки считаю, что улучшение условий труда артистов балета может эту тенденцию приостановить, и даже заставить некоторых вернуться — например, я однажды уже прошел тот же самый путь (Александр Ветров ранее работал в США — прим. «Ленты.ру»). И я, как видите, вернулся.