Экономический кризис снижает активность деловых мероприятий и корпоративов. Спад переживает вся индустрия развлечений: при снижении доходов люди экономят в первую очередь на отдыхе и досуге. «Лента.ру» выяснила, как подстраиваются под новые реалии и корректируют планы представители российского «интертеймента».
Только бизнес
Стартующий сегодня, 18 июня, Петербургский экономический форум впервые пройдет без приветственного приема оргкомитета. Культурная программа мероприятий обещает быть более скромной, нежели раньше: от вечеринок на ПМЭФ в этом году отказались многие корпорации и партнеры форума. Известно также, что бюджеты на развлечения сократила администрация Северной столицы.
Экономический кризис корректирует планы организаторов деловых мероприятий, корпоративов и тимбилдингов. «Ситуацию в стране никому напоминать не нужно, и компании отреагировали соответствующе — многие урезали затраты на корпоративы либо вовсе отменили их», — говорит руководитель проектов арт-федерации Life (организатор шоу-программ) Вадим Гребенкин.
По его словам, в декабре прошлого года сорвалось от 30 до 50 процентов запланированных выступлений. «Да и в целом предновогодний сезон выдался не самым лучшим», — констатирует эксперт. Весной, по его словам, ситуация немного стабилизировалась, хотя и не выправилась окончательно. «Есть ощутимое снижение заказов — примерно на 15 процентов, также идет тенденция к снижению стоимости шоу», — говорит Гребенкин.
Снижение интереса к развлечениям подтверждают и данные социологов: по результатам весеннего опроса исследовательского холдинга «Ромир», россияне чаще всего заявляли о готовности экономить на досуговых мероприятиях (37 процентов) и путешествиях (32), а уж потом — на покупке одежды и обуви (21).
«Россияне стали значительно экономить на развлечениях, — говорит актриса, продюсер, ведущая мероприятий Гульнара Нижинская. — Когда человек думает о том, как выжить, о каком веселье может идти речь!»
Крутятся как могут
Кризис больно ударил по карманам представителей российского шоу-бизнеса. По словам опрошенных «Лентой.ру» экспертов, звезды справляются с экономическими трудностями как могут: чаще бывают в регионах, объявляют акции и распродажи на свои концерты. «Российские артисты стали внимательнее относиться к своей концертной деятельности, поскольку рынок корпоративов откровенно рухнул», — рассказал «Ленте.ру» Сергей Сучков, сооснователь платформы для монетизации бизнеса в индустрии развлечений Radario.
Те, кто раньше выпускал альбомы, получал премии и по большей части игнорировал «живого» зрителя, теперь задумались о качестве и количестве своих шоу, отмечает Сучков. Плюс игроки концертной индустрии стараются отвечать на снижение покупательской способности и внедряют скидочные акции. «Многие вынуждены обращаться к услугам "купонаторов", чтобы хоть как-то оправдать собственные вложения. Убытки очевидны: аренда падает в цене, но не окупается, а спроса нет», — сетует Нижинская.
По словам Евгения Сафронова, гендиректора коммуникационного холдинга InterMedia, все чаще артисты соглашаются на более низкий уровень гонораров. Есть примеры, когда коллективы, ранее запрашивавшие за концерт 200 тысяч рублей, соглашались выступать за 50 тысяч. По его словам, на общую ситуацию отрицательно повлиял раскол между российским и украинским шоу-бизнесом, ранее составлявшими практически единую систему.
Количество выступлений зарубежных артистов тоже сократилось. Один из последних примеров — отмена гастролей Мирей Матье, которая планировала дать концерт в Москве в мае 2015 года. В начале месяца из-за низких предпродаж билетов отменены выступления американской группы Lamb Of God.
«В условиях падения платежеспособности повысить цены на билеты практически невозможно, в то же время гонорары зарубежных артистов и цены на авиабилеты фиксируются в валюте, отчего рентабельность резко снижается», — говорит Сафронов. Агенты некоторых зарубежных коллективов, особенно тех, кто гастролирует преимущественно в России, обсуждают снижение гонораров, однако это единичные случаи, добавляет он.
Время простоя
Танцевальные коллективы и представителей развлекательных шоу тоже накрыла волна отмены гастролей. «Безусловно, люди стали больше экономить, особенно это чувствуется в регионах, куда реже приезжают международные коллективы и исполнители, а цена билетов на такие выступления высока для местного рынка», — сообщила «Ленте.ру» Наталья Романова, гендиректор Cirque du Soleil в России.
По ее словам, столицу кризисные явления затронули в наименьшей степени. Во многом из этих соображений новую постановку Quidam, созданную весной 2015 года, решено было показать лишь в Москве и Санкт-Петербурге. Что касается планов на будущее, то, по словам Романовой, Cirque du Soleil при подготовке двух шоу, которые представит в 2016 году, старается оптимизировать расходы.
Не в лучшем положении, по свидетельству Вадима Гребенкина, оказались так называемые «Театры огня и света», — коллективы оригинального жанра, выступающие с огненными и световыми представлениями: «В "огненных" постановках используются пиротехнические спецэффекты, которые выросли в цене, а для создания световых представлений необходимы электронные компоненты, также заказываемые в Китае, а значит — подорожавшие».
Та же беда постигла компании, устраивающие салюты и фейерверки: количество заказов по случаю юбилеев и праздников у них сократилось. «Как и везде, желающие "выжить" придумывают новые бизнес-модели, подстраиваются под реалии, будь то увеличение рекламного бюджета, снижение цен, оптовые закупки или разработка новых программ», — говорит Гребенкин.
Непростое время переживают ночные заведения. И хотя в московских клубах спад посетителей не очень заметен, однако один из основных источников дохода — продажа напитков — изрядно обмелел. По словам Сафронова, по этой причине за последнее время закрыли свои двери такие заведения как «Арма», Gipsy, Monasterio, «Солянка» и другие.
Стоит ли говорить о том, что от спада экономики страдают театральные труппы? Да, денег на зарубежные гастроли нет как у городских, так и у федеральных коллективов. Большая часть их выступлений теперь проходит в российских городах, но и это позволить себе могут лишь ведущие государственные театры.
«В театральном сегменте в период с ноября 2014 года по апрель 2015-го произошло снижение продаж дорогих билетов, но театры быстро поменяли ценовую политику и сделали упор на увеличение доли недорогих билетов, ценой до 1000 рублей», — говорит Сергей Сучков из Radario.
Такие театры как «Сатирикон», Et Cetera, Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна активно используют инструменты e-mail-маркетинга и скидочные акции. Например, «Сатирикон» приурочил акцию к 70-летию Победы и сделал 70-процентную скидку на майский репертуар, что позволило «не только не просесть в продажах билетов в период майских праздников, но и увеличить общий объем посещений», — говорит Сучков.
Считается, что меньше всего от падения спроса страдают кинотеатры, поскольку это сравнительно недорогой и востребованный у молодежи вид отдыха. Однако статистика показывает, что в 2014 году посещаемость кинотеатров в России впервые за долгие годы снизилась. Сборы при этом увеличились: по данным Movie Research — на 4,4 процента (до 46,2 миллиарда рублей). Однако причиной этого роста эксперты считают подорожание билетов.
По данным Movie Research, в мае этого года посещаемость российских кинотеатров достигла самого низкого показателя за последние пять лет: в кино сходили всего 12,55 миллиона зрителей — на 17,6 процента меньше, чем в тот же период времени годом ранее. Стоит отметить, что снизилась посещаемость не только картин отечественного производства, но и зарубежного.
Show Must Go On
По словам Гульнары Нижинской, меньше всего страдают от падения спроса аквапарки, зоопарки и детские аттракционы. Растет спрос на квесты, — по данным онлайн-сервиса отзывов «Фламп», поисковые запросы по рубрике «квесты» за прошлый год прибавили почти 500 процентов. По этой причине быстрыми темпами развиваются компании, предлагающие этот вид досуга. По данным экспертов, в России открыто порядка 500 различных комнат-квестов, среди крупных проектов — Lost Rooms, «Нора кролика», «Выход», «Шерлок» и Exit games.
Также россияне все больше времени проводят в торговых центрах, отдыхая в них всей семьей, — дешево и удобно. По словам Марата Манасяна, гендиректора инвестиционно-девелоперской компании M1 Solutions, в текущих условиях выигрывают торговые центры, в которых присутствует развлекательная составляющая. Оставаясь местом совершения покупок, они расширяют свой профиль, превращаясь еще и в досуговые центры.
«Люди устали от негативных геополитических и экономических новостей, которые ежедневно транслируются по всем медиаканалам, поэтому стремятся найти положительные эмоции в недорогом отдыхе и развлечениях со средним чеком сегмента эконом-класса: кино, аттракционы, посещение кафе и ресторанов», — комментирует Марат Манасян.
Аналитики отмечают, что кризис заставил развлекательную индустрию работать над улучшением сервиса. По данным сайта отзывов «Фламп», средняя оценка потребителями компаний этой сферы выросла с докризисных 3,83 до 3,85 балла по пятибалльной системе. Однако в целом, по данным «Фламп», популярность развлекательных мест снизилась: статистика посещений рубрики «Развлечения» за год потеряла три позиции, переместившись с 30-го на 33-е место в общем рейтинге. Топ популярности поиска остается за темами здоровья, общепита и красоты.
Эксперты надеются, что низшая точка уже пройдена, и постепенное оживление и наращивание оборотов в зрелищной сфере возможны уже с сентября 2015 года. Но с оговоркой: в зависимости от развития политической ситуации. Однако даже в случае ухудшения экономической и политической составляющей потребность в досуге у россиян останется. «В Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича есть легенда о том, что в тяжелые девяностые было очень много слушателей, которые приходили в филармонию почти каждый день. Люди интеллектуальных профессий прятались там от ужаса реальности», — резюмирует Сергей Сучков.