Выставка «Креститель Руси», посвященная святому равноапостольному князю Владимиру и приуроченная к 1000-летию со дня его преставления и дню крещения Руси, открылась на минувшей неделе в Государственном историческом музее. Более 400 экспонатов воссоздают эпоху правлении князя и рассказывают о принятии христианства.
Владимир Святославич в народных преданиях и былинах изображался как князь «Красное Солнышко», щедрый правитель, человек, преданный товарищам по оружию и своей дружине. Точный год его рождения неизвестен, но в летописях указывается, что Владимир занял киевский престол в 978 году. Князь правил твердой рукой, охранял южные границы Руси от кочевников и расширял свои земли. В 988 году он принял христианство, что повлияло на дальнейшее политическое, экономическое, культурное развитие страны.
Организаторы выставки представляют сложную и противоречивую личность Владимира не только через призму церковного и светского искусства, но знакомят с эпохой его правления и показывают развитие образа князя на протяжении столетий. ГИМу удалось избежать акцента только на религиозной составляющей истории великого князя — на выставке Владимир представлен не только как креститель Руси, но и как правитель, воин, простой человек.
Хронологически экспозиция разделена на две части — в первой представлены немногочисленные древние артефакты, созданные при жизни Владимира и рассказывающие о Древней Руси в последующие несколько веков. Вторая часть повествует о почитании святого равноапостольного князя, а также его образах в искусстве в XVI — XX веках.
Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости
Поскольку Владимир крестился в зрелом возрасте, большую часть жизни он был князем-язычником, что определяло его политику как предводителя войска, защищающего подвластные земли от набегов кочевников. Этот аспект правления князя иллюстрируют вооружения древнерусских и степных воинов — мечи, сабли, пики, топорики.
Одно их центральных мест на выставке занимают вещи так называемой «дружинной культуры». Среди них — меч длиной 129 сантиметров, шлем, топорик и остатки кольчуги из кургана в Чернигове, обнаруженные в XIX веке. Существует легенда, что этот меч, будучи самым длинным найденным древнерусским мечом, принадлежал богатырю Илье Муромцу. Кроме того, мечи считаются чрезвычайно редкой находкой — обычно их перековывали или намеренно ломали при погребении воинов.
«Степной комплекс» дополнен доспехами кочевников. Это, например, один из двух сохранившихся наручей степных воинов, которые они использовали в качестве защиты вместо щитов. Здесь же показаны амулеты из погребений — скандинавские, русские, например, смоленский карманный божок-идол. Рядом в экспозиции представлены 105 предметов из Гнездовского клада: арабские монеты, женские украшения, крест со скандинавским узором.
До наших дней дошло мало вещей, непосредственно связанных с фигурой князя. Среди самых интересных экспонатов на выставке — златник и серебряник. Эти золотая и серебряная монеты были отчеканены в XI веке. В мире известно о существовании всего 11 златников. Один из них в конце XIX века нашли в Чернигове, и он попал в Императорскую коллекцию, а при открытии Исторического музея — передан в его собрание как образец самой ранней древнерусской монеты.
Златник с портретом князя представляет собой копию золотых фоллисов — монет византийских императоров. Он был создан в Киеве во время правления Владимира, что подтверждается надписью на нем «Князь Владимир и это его золото». Златник не использовался в денежном обращении, а являлся статусной вещью, показателем того, что Русь как государство фактически равна Византийской империи, тогда наиболее мощной и просвещенной державе Европы.
Важное место на выставке уделено спискам жития князя, Евангелиям, древним рукописям, иконам. В экспозиции представлено иконописное изображение Владимира в рост деисусного чина начала XIV века, времени, когда возникает почитание князя. И хотя ее происхождение точно неизвестно, ценность в том, что икона представляет собой одно из первых живописных образов правителя.
К этому же разделу относятся большие резные деревянные иконы XVII века с русского севера, похожие на барельефы, что нехарактерно для православной традиции, и икона XVII века с изображением сыновей князя Бориса и Глеба. Другой экспонат — деревянная доска с рисунками, древнейший из сохранившихся русских иконостасов, так называемое тябло. Поверх него ставился ряд икон и таким образом создавался иконостас.
Среди древних рукописей на выставке можно увидеть Новгородскую Кормчую, первый русский законодательный сборник, где помещен церковный устав князя, которая создавался с XI века. Это единственная рукописная вещь, относящаяся к правлению Владимира — даже знаменитая «Русская правда» была написана позже.
Еще один шедевр древнерусского искусства на смотре — Мстиславово Евангелие. Оклад книги специально изготовили в Константинополе в XII веке, а затем по приказу Ивана Грозного его обновили, украсив драгоценными камнями и сохранив редкие финифтиевые эмалевые миниатюры с изображением различных святых. Специалисты отмечают, что древняя обложка книги, выполненная на серебряной пластине, в художественном и ювелирном плане не уступает тексту с миниатюрами четырех евангелистов и орнаментальными узорами. Книга долгое время хранилась в Новгороде, а Иван IV в XVI веке, увидев уже немного обветшалый фолиант, приказал его отреставрировать и увез в Москву. Вплоть до 1917 года Евангелие находилось в Успенском соборе в Кремле, откуда было передано в собрание ГИМа.
Вторая часть экспозиции иллюстрирует то, как образ князя Владимира проявлялся в искусстве и государственной идеологии. Особенно это заметно с середины XVIII века, когда интерес к древнерусской истории стал поощряться имперской политикой. Это видно на примере записок Екатерины II о князе, в которых она обосновывала завоевания западных земель присоединением исконно русских территорий, а также материалах об ордене Святого Владимира, учрежденном императрицей на 20-летний юбилей своего правления.
Один из центральных экспонатов XIX века — масштабная картина Виктора Васнецова «Крещение Руси» 1890 года, эскиз к знаменитой росписи Владимирского собора в Киеве. К этому же веку относятся экспонаты, связанные с тысячелетием Руси 1862 года, и медали к 900-летию Крещения Руси 1888 года, когда образ князя стал активно эксплуатироваться.
Отдельно показаны редко выставляющиеся фотографии XIX века. На почти 20 широкоформатных снимках запечатлены ранние памятники князю в Киеве и Херсонесе Таврическом. На киевских фотографиях видна первая каменная древнерусская Десятинная церковь, построенная по указу князя и восстановленная в XIX веке.
Кроме этого, в экспозиции можно увидеть фрагменты мозаики Десятинной церкви, лубки, гравюры, памятники декоративно-прикладного искусства и многое другое. Выставка, в создании которой приняли участие музеи Московского Кремля, «Эрмитаж», Русский музей, Третьяковская галерея и другие собрания, открыта до 12 октября 2015 года.