Увидеть в детях «с особенностями» — просто детей. Понять, что школьный мир может быть не только радостным, но и жестоким, и научиться этой жестокости противостоять. Преодолеть страх смерти и одиночества. Научиться видеть хорошее там, где все хуже некуда. Обозреватель «Ленты.ру» Наталья Кочеткова собрала книги, авторы которых с сэлинджеровской легкостью, без менторства и назидательности говорят с подростками на сложные темы. Все части антологии собраны здесь.
Екатерина Мурашова «Класс коррекции» (изд-во «Самокат»)
Есть такой семейный психолог Екатерина Мурашова. Она живет в Санкт-Петербурге, помогает детям и родителям искать выходы из безвыходных ситуаций. Часто этот путь напоминает работу детектива: Мурашова не хуже Шерлока Холмса старается извлечь из слов и поступков пациентов скрытые смыслы и починить то, что сломалось. А еще она умеет описывать свою работу, и делает это таким образом, что любая, даже самая тяжелая проблема если не решается сразу, то хотя бы перестает пугать.
А это уже половина дела. То есть у нее не просто дар слова, а дар слова исцеляющего. Неудивительно, что ее повесть «Класс коррекции», вышедшая впервые в 2004 году, обладает, кроме прочих достоинств, еще и терапевтическим эффектом. Она об учениках 7-го «Е» класса, куда собрали детей с физическими и ментальными особенностями. Там учится почти слепой мальчик, мальчик с неврологическими проблемами, девочка с нервным срывом и девочка, пережившая насилие. В какой-то момент к ним приходит новенький с ДЦП, который все и меняет. С его появлением в этих «неполноценных» детях вдруг все постепенно научаются видеть просто детей. Они сами — в первую очередь.
Марина Аромштам «Когда отдыхают ангелы» (изд-во «КомпасГид»)
Это миф, что работать с «классом коррекции» трудно, — трудно вообще с людьми. Со взрослыми и первоклашками, абсолютно здоровыми и с особенностями развития. Считается, что учитель должен любить детей. Но дети — тоже люди, просто маленькие. А люди могут быть разными, в том числе злыми, вспыльчивыми, подлыми. Как их полюбить? Как, если понадобится, добровольно умереть вместе с ними в газовой камере, как это сделал польский педагог Януш Корчак? Обо всем этом рассуждает молодая учительница Марсем — Маргарита Семеновна — героиня автобиографической повести педагога, писателя и журналиста Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы».
Девочке Алине не повезло: сначала папа от них с мамой уехал, а потом оказалось, что ее первая учительница называет детей «дебилами» и разными другими методами демонстрирует «педагогический подход». И Алину переводят в другой класс — к Марсем. А Марсем прекрасна! Она умеет слушать и мирить враждующих, распознать в драчуне жертву, играть в Дракона. Но только своему дневнику она рассказывает, что думает, чувствует, как ищет решения, как спорит с Корчаком и хочет быть на него похожей. И даже ей однажды хочется сказать: «Убила бы!».
Роберт Кормье «Шоколадная война» (изд-во «Розовый жираф»)
Не столько об отношениях между учителями и учениками, сколько об отношениях внутри подростковой группы рассказывает повесть американца Роберта Кормье. Автора интересует работа социальных механизмов. Как становятся лидерами и изгоями? Всегда ли лидерство — это хорошо? Старшие классы католической школы для мальчиков. Четырнадцатилетний Джерри Рено нарушил неписаное правило: отказался продавать шоколадные конфеты, которыми по традиции торговали все ученики школы.
Попытка нарушить канон запускает механизм уничтожения преступника. В процесс вовлечены все: ученики, учителя. В результате развязывается настоящая война. О том, что дети и подростки могут быть жестоки, первым написал не Кормье. Но он — один из тех, кто показал это так реалистично. Настолько, что когда книга вышла в 1974 году, в американской педагогической среде началась бурная дискуссия. Тем не менее повесть включили в школьную программу.
Казуми Юмото «Друзья» (изд-во «КомпасГид»)
Страх смерти — один из первых маркеров подростковости. Ну, или не страх, а любопытство. У одного из трех друзей — героев повести Казуми Юмото — умирает бабушка. И мальчишкам становится ужасно интересно: а что это такое — умирание. Как это происходит? И они затевают то ли глупую шутку, то ли жестокий эксперимент: установить слежку за одним дряхлым и вредным стариком, чтобы застать его на пороге смерти. Как ни странно, скоро отношения между исследователями и их объектом становятся совсем другими, а научный интерес сменяется дружбой. Сама же смерть представляется подросткам уже не странным физиологическим превращением, а результатом долгой жизни, в которой есть чем гордиться и что скрывать. Книга Кадзуми Юмото переведена на множество языков, рекомендована Японской ассоциацией школьных библиотек, была номинирована на Немецкую детскую литературную премию и вошла в шорт-лист Католической детской и молодежной литературной премии, в США получила премии Милдред Батчелдер, Boston Globe-Horn и Rookie («Новобранец») Ассоциации детских писателей.
Гэри Шмидт «Пока нормально» (изд-во «Розовый жираф»)
Что может быть хуже, чем сочетание сразу трех факторов: подростковый возраст, «неблагополучная семья» (один брат воюет во Вьетнаме, другой — пропадает на улице, отец недовольство жизнью вымещает на жене и детях) и переезд в маленький город? В общем, у Дуга Свитека, что называется, «все плохо». Но оказалось, что у любых перемен есть и положительные стороны. В городке имеется библиотека, куда ходит девочка Лил, у которой самые зеленые на свете глаза. В библиотеке же Дуг впервые видит гравюру американского художника Джона Джеймса Одюбона — изображение полярной крачки. И влюбляется в этого художника. Эта любовь станет первым шагом Дуга на пути от подросткового саморазрушения к цельной личности молодого взрослого.
Дина Сабитова «Где нет зимы» (изд-во «Самокат»)
Это третий подход Дины Сабитовой к теме приемных детей. Первым была ее собственная приемная дочь Людмила. Писательница и мама двух кровных сыновей удочерила Люшу, когда той было уже 16 лет. Девушка выросла в умную, красивую, талантливую молодую женщину. Потом Дина написала книжку для малышей «Сказки про Марту», где до формульной остроты отточила фразы, которые приемные родители должны говорить своим детям о себе и их биологических матерях и отцах. Потом вышла повесть «Где нет зимы».
Ее герои — тринадцатилетний Паша и семилетняя Гуль — остались сиротами и оказались в детском центре временного пребывания. Наверное, мало кто так много понял про взгляды на мир и ощущения ребенка-сироты, как Дина Сабитова.
Примечание:
Все части антологии можно прочесть ЗДЕСЬ.