4 августа Госкино Украины запретило очередную порцию российских фильмов и сериалов. На этот раз черный список пополнили лента «Красный лотос», а также сериалы «Каменская 1», «Отряд» и «Спецкор отдела расследований». Запрет вводится в рамках закона, призванного защитить украинское информационное пространство и умы граждан от популяризации армии и силовиков «государства-агрессора», а также «советских органов государственной безопасности».
Таким образом, на сегодняшний день черный список насчитывает более 160 фильмов и сериалов. Любопытно, что большинство из них выпущены после 2014 года. И, скажем, первый сезон «Улицы разбитых фонарей» (1998 год), в отличие от 14-го, показывать все-таки можно. Заодно с картинами о подвигах рядовых российских правоохранителей в стоп-листе оказались и вполне мирные ситкомы вроде «Ворониных» и «Физрука». Лент советского периода в списке нет —депутаты Рады еще во время принятия законопроекта оговаривались, что картины, снятые до 1991 года, запрещены не будут.
В качестве альтернативы российской кинопродукции власти предлагают польские и южнокорейские сериалы.
Корейская кинопродукция предпочтительнее российской не только из-за отсутствия «идейной агрессивности», но и из-за дешевизны. А у Польши уже есть полезный Киеву опыт «декоммунизации и борьбы против русской культурной экспансии». Жаль только, сетовал глава украинского Минкульта Вячеслав Кириленко, что противостояние влиянию российской культуры на Украине началось слишком поздно.
Скажем, в той же Польше закон о люстрации (очищении власти) был принят спустя несколько лет после развала СССР — в 1996 году. Кроме того, процесс декоммунизации там сопровождался созданием Института национальной памяти (занимающегося, в частности, расследованием преступлений, совершенных нацистским и коммунистическим режимами) и исторических музеев, призванных донести до граждан страны позицию властей относительно социалистического прошлого Польши.
Киевские власти, однако, решили пойти дальше и фактически ввели цензуру на государственном уровне. Официально это мотивируется необходимостью обеспечить национальную безопасность, но не уходит ли новое руководство, пришедшее к власти под демократическими лозунгами и с обещаниями борьбы за европейские ценности, назад, к советскому прошлому?
Культурный занавес
В советские времена цензура была неотъемлемой частью повседневной общественной жизни. Официально отменена она была всего 25 лет назад — 1 августа 1990 года, а введена практически сразу после прихода к власти большевиков.
Так, «Декрет о печати», изданный Совнаркомом еще в 1917 году, запрещал оппозиционные издания, и менее чем за год закрылось более 470 газет.
Постепенно цензура распространилась не только на печатную прессу, но и на книги, спектакли и кинофильмы. Причем учитывалось не только идеологическое содержание произведения, но и личность его автора. После подписания советско-германского пакта был введен запрет на публикации, порочащие Германию и Гитлера. Снят он был только после начала боевых действий между Германией и СССР.
В послевоенные годы контрольные органы сосредоточились на сохранении государственных тайн, а также на произведениях недавно репрессированных авторов. Изымались и материалы, связанные с блокадой Ленинграда. Особый запрет действовал на упоминания о самом факте существования цензуры в Союзе.
После смерти Сталина, при Хрущеве, цензурные ограничения несколько ослабли. Многие тогда заговорили о демократизации. Однако и в «хрущевскую оттепель» цензуру никто не отменял, а после снятия Никиты Хрущева в 1964-м с поста первого секретаря ЦК КПСС постепенно была развернута так называемая борьба с подтекстом: особое внимание уделялось не тому, что было сказано или написано, а тому, что могла подумать аудитория.
Помимо внутреннего контроля, цензуре подвергалась и информация, поступающая из-за рубежа. В частности, глушилось вещание антисоветских иностранных радиостанций, тщательно проверялись фильмы и пресса.
Распространялась цензура и на музыку. Так, в 1983-м министерством культуры была выпущена инструкция, обязывающая всех музыкантов (как профессионалов, так и любителей) иметь репертуар, на 80 процентов состоящий из песен, написанных членами Союза композиторов СССР.
Но веяния западной культуры, музыки и моды доходили до советской молодежи. Подпольно слушали, читали и распространяли кассеты, книги, журналы. Все изменилось с приходом к власти Михаила Горбачева и началом перестройки.
На нервной почве
Строго говоря, цензура в СССР строилась по принципу «запрещено все, что не разрешено». Из-за ограниченности доступа населения к средствам передачи информации, таким как магнитофоны, например, действие советской цензуры имело колоссальный эффект. Распространять запрещенную литературу, фильмы, аудиозаписи было, конечно, возможно, но крайне сложно.
Ситуация на Украине принципиально другая. Безусловно, запрет на российские фильмы и сериалы, введенный на государственном уровне, является цензурой, но какой в этом смысл? Снятие фильмов с проката и отказ от их трансляции по телевидению не налагает запрета на их распространение по спутниковому телевидению или в том же интернете. Как пояснил «Ленте.ру» вице-президент Центра политтехнологий Алексей Макаркин, на жизнь рядовых украинцев подобные запреты особо не повлияют. Желающие всегда смогут скачать нужные фильмы в сети или смотреть их на DVD, что в свою очередь способно спровоцировать всплеск распространения пиратской продукции.
«Это эмоциональные шаги. Они, скорее, приводят к тому, что люди просто уходят в интернет, — отмечает он. — Это цензура, причем неэффективная. Есть желание максимально закрыться от России. Это часть общей политики».
Аналогичного мнения придерживается и российский журналист и историк Николай Сванидзе.
«Разумеется, это политическая цензура, ничего хорошего в этом нет. Мы это знаем, мы это в свое время тоже проходили, сейчас мы, к сожалению, это тоже проходим. Это никак не красит нынешнюю политическую ситуацию на Украине. Но мы понимаем причины этого. Причины связаны с отношениями между Украиной и Россией. Это не оправдание, цензуру ничем нельзя оправдать. Тем более в стране, которая хочет быть демократической, а Украина хочет стать демократическим государством. Это не оправдание, это объяснение, — сообщил «Ленте.ру» Сванидзе. — Потому что сейчас все, что связано с Россией, на Украине вызывает очень смешанные чувства, мягко говоря. Я думаю, что когда ситуация устаканится, и реальная война, а именно так на Украине, в общем, к сожалению, характеризуют отношения между нашими двумя странами, прекратится, я думаю, что прекратится и эта абсолютная неприятная цензурная кампания»
Но и питать надежды на то, что украинская цензура может дать своего рода обратный эффект и спровоцировать рост пророссийских настроений, тоже не стоит, полагают политологи. Из-за Донбасса и Крыма отношение к России в украинском обществе сильно неоднозначное, и запрет на ряд российских сериалов ничего не изменит. В то же время сам факт введения цензуры в государстве, стремящемся к европейским ценностям, многие украинцы считают неприемлемым.
Так, заслуженный деятель искусств Украины, продюсер Александр Роднянский считает, что начинать строительство новой страны с запрета кинофильмов «неприлично и неэффективно». «С таким же успехом можно запретить издания книжек Эзры Паунда и Кнута Гамсуна на основании того, что они поддерживали немецких нацистов, или ряда выдающихся классиков, поскольку они были расистами, ксенофобами, антисемитами и так далее. Не следует позволять себе опускаться до уровня запретов», — подчеркнул он.
Трудно сказать, как ситуация будет развиваться. Ясно одно: запрет на произведения искусства, даже если они далеко не шедевры, — лишь часть политического шоу, направленного на то, чтобы успокоить наиболее радикально настроенных украинцев, придерживающихся националистических взглядов. Однако для того, чтобы следовать заявленному европейскому курсу, украинским властям рано или поздно придется воздержаться от таких политических жестов, тем более в культурной сфере, где цензура означает лишение человека права свободно мыслить и выражать свое мнение.