Как говорить с подростками о любви и (о ужас!) о своем первом сексуальном опыте? Когда начинать разговор о наркотиках с детьми из «приличных семей»? Что делать с влюбленностью школьницы в учителя? И как вернуться к жизни после того, как окружающие уже почти махнули на тебя рукой? «Лента.ру» публикует новый обзор книг для подростков. Все части антологии собраны здесь.
Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «52-е февраля» (изд-во «Время»)
Все произошло примерно как в том старом анекдоте:
— Ты уже развелась с этим с занудой?
— Нет, у нас сломался телевизор, и мы проговорили весь вечер. Оказалось, мой муж — очень интересный человек.
В городе происходит климатическая катастрофа: выпала месячная норма осадков, здания и транспорт завалены снегом. Люди оказались заперты там, где их застигла непогода. 14-летний подросток застрял с отцом в офисе. На другом конце города в таком же положении — дочь и мать. Говорить не о чем, потому что привычным набором «Как дела? Что в школе? Есть хочешь?» тут не обойтись. И тогда взрослые находят единственный верный выход: начинают рассказывать своим взрослеющим детям о своей первой подростковой любви, о сексуальном опыте. Ничего не утаивая, как другу или подруге. И вдруг оказывается, что эта открытость вовсе не роняет родителей с их взрослого пьедестала. Скорее наоборот. Делает их в глазах детей опытнее, мудрее и человечнее. И склеивает детско-родительскую связь, которая была готова вот-вот порваться.
Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Охота на василиска» (изд-во «Время»)
«Как все родители, мы наивно считали, что наркотики — это где-то далеко, их употребляют дети из подворотен и семей алкоголиков, а моего прекрасного ребеночка это не коснется никогда, — объясняет Евгения Пастернак. — А потом после родительского собрания я спросила у своей дочери-десятиклассницы, знает ли она, что такое спайсы. Она ответила: "Конечно, знаю, я даже могу тебе рассказать, кто у нас их продает". И вот тут мне стало страшно». Повесть и должна была называться «Спайсы», если бы только книготорговцы не испугались этого слова. Потому что она о подростковых наркотиках. Не о наркоманах, сидящих на игле, а об обычных школьниках, которым интересно попробовать. И о том, как дети вдруг начинают умирать. С похорон девочки (еще раз: обычной девочки из обычной семьи) книга и начинается. Именно обыденностью опасности история и пугает: учителя равнодушны, «дилеры» сидят за соседней партой. Все по-детски невинно и все по-взрослому серьезно, включая смерть. Во время работы над книгой авторы консультировались с психологами и наркологами. «На двух наших книгах "52 февраля" о подростковом сексе и "Охота на Василиска" о спайсах мы, находясь в здравом уме и твердой памяти, поставили маркировку 12+, хотя, как нам объяснили профессионалы, с точки зрения психологии говорить о наркотиках нужно начинать с 6 лет, — рассказывает Андрей Жвалевский. — Это не гарантирует полной защиты от наркомании, но может стать хорошей прививкой».
Луис Сашар «Я не верю в монстров» (изд-во «Розовый жираф»)
Ребенок-изгой есть почти в каждом классе. С ним никто не хочет дружить. Он плохо учится. Он всегда один и сам по себе. Он — чудовище. Ну, или монстр. Брэдли — герой повести Луиса Сашара — как раз такой. Так продолжается до пятого класса, пока в школу не приходит работать новый психолог, которая не верит в монстров. И не верит в асоциальных детей. Она-то и вытаскивает мальчика из его ментальной ловушки. Книга «Я не верю в монстров» была впервые опубликована в 1987 году и сразу же получила премию «Выбор родителей». И это неслучайно. Родителям повесть будет не менее полезна, чем их подрастающим сыновьям и дочерям.
Катарина Киери «Совсем не Аполлон» (изд-во «КомпасГид»)
Взросление происходит у всех по-разному. Кто-то в 12 уже рассуждает как родители, а кто-то и в 15 в душе все еще ребенок. Лаура — из последних. Ей не интересно обсуждать парней, и она до сих пор любит их с подругой субботние «конфетные посиделки». Но вот в школу приходит новый учитель математики, и все меняется. Многие студентки влюбляются в своих преподавателей. Иногда в результате этой любви появляются семьи. Но что делать, когда это произошло в школе? Когда влюбленной всего 15, а предмет ее воздыханий — взрослый мужчина? И да — он совсем не Аполлон. Известный шведский писатель Катарина Киери, автор десятка книг для детей и подростков, называет себя «скептически настроенным романтиком». Вероятно, именно такой взгляд на мир позволил ей разрешить коллизию почти бескровно, объяснив и героине, и читателям, что любовь — это в любом случае дар, который стоит ценить.
Алан Маршалл «Я умею прыгать через лужи» (изд-во Clever)
До 1955 года — изобретения вакцины от полиомиелита, а точнее даже до 1957-го, когда ее начали активно применять, детский спинномозговой паралич был такой же реальностью, как ветрянка или корь. Эпидемию полиомиелита в США второй половины 1940-х описал Филип Рот в романе «Немезида». Но задолго до него книгу для детей на схожую тему выпустил Алан Маршалл. Маршалл родился в Австралии в 1902-м. Единственный сын объездчика лошадей, гордость и надежда отца. Когда мальчику было 6 лет, он заболел детским параличом и оказался обездвижен. Никакой больше ловли кроликов, катания на пони, салок и прыжков. Взрослые грустно качают головами, а мальчик воспринимает свое положение как временное. Не может же такого быть, чтобы он не смог прыгать через лужи. И он, конечно, сможет. Не так как раньше, но сможет. «Я умею прыгать через лужи» — первая часть автобиографической трилогии Маршалла. Но она не столько о болезни, сколько о мире, открывающемся взрослеющему мальчику. О том, кто сильнее — Бог или родители? Почему помощь одного человека хочется принять, а другого нет? И как сделать так, чтобы все, кого ты любишь, умерли не раньше, чем ты повзрослеешь? Ведь мужчины не плачут.
Роб Буйе «Все из-за мистера Террапта» (изд-во «Розовый жираф»)
Взрослые говорят: «подростки не любят…», «подростки не хотят…», «подростки не слышат…» А кто такие — подростки? Они такие же разные, как люди других возрастов. Например, такие, как герои повести американского писателя и педагога Роба Буйе «Все из-за мистера Террапта». В классе, где преподает мистер Террапт, учатся: отличник и зануда Люк и взрывной хулиган и весельчак Питер; красавица и манипулятор Алексия и тихая, «забитая» Анна; нерешительная Даниэль и одинокая Джессика; наконец, Джеффри, которого трясет от всего, что связано со школой. Все они — условные «подростки». Каждый видит мир и рассказывает о нем по-своему. Задача учителя всех их объединить, а Роба Буйе показать, какие они уникальные и друг на друга непохожие. И он отлично с ней справился.
Примечание:
Все части антологии можно прочесть ЗДЕСЬ.