Скачущий вверх-вниз курс рубля на фоне экономической неопределенности (не только в российском, но и в мировом масштабе), увы, не оставляет сомнений в том, что в ближайшие месяцы, если не годы, большинству жителей России придется перейти на режим бережливости во всем. В том числе, перефразируя памятный афоризм девушки Светы из Иваново, «менее лучше одеваться» — по крайней мере, тратить на одежду не так много, как привыкли жители Москвы и других крупных городов. Но разве «дешевле» должно обязательно значить «хуже»? Ответ попыталась найти «Лента.ру», обратившись к экспертам в области моды.
Строго говоря, мир высокой моды последние два десятилетия сам исподволь подталкивал потребителя к крамольному выбору в пользу масс-маркета. Увлечение модельеров уличным стилем, коллаборации с демократичными марками и экскурсы в неожиданные области вроде спортивной и утилитарной одежды размыли грань между масс-маркетом и, конечно, не haute couture (эти два мира все же не соприкасаются в принципе), но pret-a-porte. В самом деле, выбирая между кроссовками от Dior и Nike, большинство потребителей неизбежно склонится к последним. Активное движение модных домов в сторону сотрудничества с массовым сегментом сделало возможными выбор между, например, пальто от Lemaire за 500 евро и почти таким же, но созданным для Uniqlo, — всего за 50.
Для молодого поколения потребителей одежда вообще потеряла тот сакральный смысл, который имела еще недавно. Как отмечают авторы доклада НИУ ВШЭ «Что изменилось в доходах, расходах и потреблении российского населения?», «сегодня, выбирая между расходами на одежду и средствами коммуникации, молодежь однозначно предпочитает средства коммуникации». Новый смартфон стоит в списке преференций теперешних 20-25-летних гораздо выше дизайнерских джинсов. Однако одеваться все же необходимо, и желательно одеваться так, чтобы не было стыдно показаться на людях. В условиях кризиса, когда и относительно доступные некогда Lacoste или Tommy Hilfiger не по карману среднему представителю среднего класса, остается подбирать гардероб из вещей марок, которые еще пару лет назад отвергались как «малопочтенные». Главное — не поддаться «синдрому Эллочки-людоедки» и не пытаться конкурировать с условной «Вандербильдихой» при бюджете, достаточном лишь на крашеного тульского зайца. В конечном счете, если мы чему и научились с начала XXI столетия, то это тому, что стиль определяет сам его носитель — и все чаще делает это даже успешнее, чем именитые фэшн-гуру.
«Смерть» pret-a-porter — сейчас главный тренд западной моды, считают эксперты рынка. В люкс, по мнению модельера Кирилла Гасилина, и прежде одевались только единицы, и для них ничего не изменилось — они продолжают так одеваться. «А тем, кто раньше мог позволить себе одежду сегмента премиум, а теперь уже не может, советую проверять на качество свои вещи премиум-класса — то есть донашивать старое, — говорит Гасилин. — Классический кашемировый свитер никогда не потеряет актуальности, классическое пальто из шерсти не один год прослужит своему обладателю, брюки классического покроя из шерсти или из хлопка не выйдут из моды еще долго. Что же касается цветов, то кашемир редко красят как-то ярко. Как правило, это монохромная палитра. От ярких красителей меняются свойства нитей, они становятся грубыми и лишаются мягкости, поэтому кашемиры всегда светлых цветов. И шерсть, то есть хорошую шерсть, тоже редко как-то кардинально красят. Любая неприродная краска меняет структуру и фактуру полотна не в лучшую сторону».
«Чтобы выглядеть опрятно, красиво и со вкусом, не всегда нужен большой бюджет. Обратное утверждение ложно. В современном мире есть множество альтернатив тратам астрономических сумм на одежду, если вас не обязывают к этому статус и положение, — считает и Мага Умхаев, автор блога www.magamgd.com. — Хотя и у состоятельных клиентов, которым я помогаю подбирать гардероб, тоже есть вещи демократичных брендов Cos, Uniqlo, H&M, J.Crew, Docker’s или SuitSupply. Последний в нынешней ситуации валютных колебаний стоит дороже докризисного Dries Van Notten. Качество большинства масс-маркетных вещей оставляет желать лучшего, поэтому стоит обратить внимание на недооцененные бренды среднего сегмента, которые предлагают хорошие ткани, посадку и качество, как, например, немецкий бренд Windsor. Чтобы сэкономить, можно купить вещи на sample sale (распродажа образцов — прим. «Ленты.ру») у дистрибьюторов мужской классики, но там представлен ограниченный размерный ряд. Я за микс люкса и масс-маркета, но отношусь к нему с осторожностью: дешевые ткани быстро изнашиваются и теряют вид. Кашемир хорошего качества или костюм из шерсти с кручением нити больше Super 150 априори не может стоить дешево».
Фото: Pleathure
«Сегодня в мире более чем нормально сочетать в одном образе Chanel и Mango и выходить на красную дорожку в платье TopShop или H&M, — соглашается с Умхаевым Ольга Дитрих, модный фотограф и блогер, PR-директор Дома Моды Slava Zaitsev. — Придерживаться только определенного уровня брендов — прошлый век. Конечно, вещи уровня люкс и премиум часто живут и сохраняют свой вид дольше, чем масс-маркет, поэтому они остаются в гардеробе надолго. Теперь нужно только добавить к ним недостающее из доступных категорий. Дорогой — это не цена, а соотношение качества, цены и имени бренда. В других странах масс-маркет мне кажется необоснованно дорогим, а в Москве цены в Forever 21, H&M, Pull & Bear и других подобных магазинах внезапно оказались сравнительно низкими. Кроме того, создается ощущение, что мода категории фаст-фэшн внезапно стала качественнее. Не у всех марок, но у многих».
Модный блогер Михаил Володин (behandsome.ru) находит, что в недорогом масс-маркете, который многие прежде «не могли себе позволить» по эстетическим соображениям, а теперь вынуждены, тоже можно одеваться модно. «В Zara всегда присутствует несколько моделей, которые ты как будто только-только видел на модных показах, — утверждает Володин. — В H&M регулярно появляются интересные коллаборации, как недавняя с Balmain, за которой выстроились очереди. А Marks & Spencer привлекателен для поклонников британского стиля в одежде. Единственное, что может огорчить, — материалы. На дорогие ткани и премиальную замшу в таких магазинах не стоит рассчитывать. Это тот самый компромисс, который компенсируется ценой».
Отдельная проблема у поклонников и особенно поклонниц it-bags и других люксовых и премиум-аксессуаров. До обвала рубля многие из них покупали узнаваемые сумки. «Донашивать» эти модели не получится — они будут выглядеть старомодно (пока не придет день, когда они превратятся в винтаж). «Можно перейти на какие-то демократичные аксессуары и элементы гардероба. Например, летом носить рюкзак и конверсы, а зимой — валенки или унты, — советует Кирилл Гасилин. — Изабель Маран недавно выпустила гениальной красоты унты из овечьей шкуры черного цвета, они сочетаются с любой вещью». «Лубутены», по мнению модельера, можно заменить на любую классическую обувь демократичной марки, в частности, лодочки на небольшом каблуке от Ecco или Clarks.
Ольга Дитрих, в свою очередь, советует покупать аксессуары и обувь из искусственной кожи и меха. «Во-первых, вас одобрят WWF и Брижит Бардо, во-вторых, это дешевле, в-третьих, часто намного практичнее. Качество синтетических материалов сегодня часто даже лучше натуральных, — считает Ольга. — Если обувь садится как чулок, неважно, какой она марки и сколько стоит, ведь это очень редко происходит. Большая часть моей обуви — масс-маркет, потому что у них больше выбор колодок».
До проблем с курсом доллара и евро и усложнения таможенных формальностей экономных модниц и модников спасали интернет-магазины. Сейчас виртуальный шопинг с учетом доставки уже не так выгоден, как прежде. Ему на смену пришли торгующие старыми коллекциями модных брендов магазины-стоки, или аутлеты. В Москве это, например, Outlet Village в Белой Даче, «Остатки сладки» Bosco di Ciliegi во Внуково или аутлет ЦУМа в «Афимолле». Там можно, проведя некоторое время в поисках, выбрать нейтральные, не кричаще-узнаваемые по позапрошлому сезону вещи и аксессуары марок люкс- и премиум-сегмента. К сожалению, аутлеты, как правило, расположены за городом, так что добраться до них непросто. И скорее всего, ходовых размеров в аутлете обнаружить не удастся.
Вещи из прошлых коллекций можно добыть и еще дешевле, если вы не противник винтажных магазинов и того, что в СССР называли «комиссионками». «Считается, что комиссионные магазины — удел малообеспеченных, маргинальных слоев населения, — комментирует Сергей Малыхин, основатель бренда аксессуаров и головных уборов «Гарин». — Считается, на мой взгляд, к счастью, ибо это расхожее мнение позволяет избежать ненужной ажитации вокруг этого сегмента розничной торговли. Все самое интересное достается почти даром и без очереди. И это не шутка — за итальянский дафлкот из плотного сукна оливкового цвета по цене скромного ужина в средней руки ресторане в любом другом месте мне бы пришлось побороться. Вещи попадают в комиссионки неисповедимыми путями — это и привезенные или подаренные, но не использовавшиеся по назначению, и исправно послужившие своему прежнему хозяину, приобретшие дендистский лоск в виде легкой потертости. Подчеркиваю, потертости, — не пятен. Хороши и интернет-барахолки: заходишь на «Авито» или «Молоток» и ищешь то, что нужно. Кто-нибудь это обязательно продает».
Наконец, есть еще один способ пополнить гардероб оригинальными вещами в условиях 100 рублей за доллар. Способ отнюдь не новый — им пользовались еще наши бабушки и прабабушки. Это шитье и изготовление аксессуаров на заказ. «Дружите с хорошей швеей или портным, которые будут делать вам скидки и шить то, что нужно. Познакомьтесь с молодыми дизайнерами, — рекомендует Ольга Дитрих. — Блогеры, у которых хорошая аудитория в соцсетях, могут рассчитывать на скидки и подарки — за удачные фотографии и ссылки». С Ольгой согласна дизайнер аксессуаров из кожи, основатель бренда Pleathure Натали Лютровник: «Для кого-то кризис — это новый этап в творчестве, когда можно почувствовать себя дизайнером и воплотить все свои мечты в кройку и шитье, аксессуары, обувь. У меня так было, когда я искала идеальный рюкзак и, не найдя ничего, сделала его сама. Теперь это мой бизнес».