В кино на этой неделе «50 оттенков серого» становятся чернее и еще пошлее, Сирша Ронан показывает, каким мигрантам рады везде, а Итан Хоук начинает неравную борьбу с сатанизмом. Кроме того, выходит фильм-катастрофа от Disney, который добавляет оптимизма в жанр кино о кораблекрушениях. Все главное — в обзоре «Ленты.ру».
«Бруклин» (Brooklyn)
Режиссер — Джон Краули
Юную Эйлиш выворачивает за борт трансатлантического лайнера. Позади Ирландия, мать с сестрой, безработица и безнадега. Впереди — Америка, стойка универмага и съемная комната, перемена участи и взрослая жизнь. А также страх, одиночество и тоска по дому. Но стоит Эйлиш (Сирша Ронан) освоиться на новом месте во вмещающем целый мир Бруклине начала 1950-х, как главной проблемой для нее станет выбор между напористым сантехником из итальянской семьи или ирландским пареньком с хорошим наследством. При этом их разделяет океан, то есть выбирать девушке между Америкой и родиной.
«Бруклин», конечно, несколько лакирует реалии эмигрантской жизни в середине прошлого века — он и в минорные моменты остается ярким, красочным ретро, открыткой из эпохи, когда «Доджерс» еще играли в Нью-Йорке, а вчерашние европейцы имели возможность прикоснуться к американской мечте. Другое дело, что фильм Джона Краули силен не ностальгическим зарядом, а живой, универсальной историей, вокруг которой выстроен, — Эйлиш может быть идеальной мигранткой (красивой и умной, прилежной, белой и англоговорящей, наконец), но прежде всего, это сильная, убедительная героиня, перед которой здесь встают понятные каждому, но оттого не менее насущные и важные проблемы: взросление, поиск своего места в мире, тяжелая работа, скрывающаяся за любой романтикой. В жанре мелодрамы, предпочитающем иметь дело с клише и шаблонами, — это уже большое дело.
«Затмение» (Regression)
Режиссер — Алехандро Аменабар
В Миннесоте 1990-го творится черт-те что: по радио и ТВ твердят про охвативший провинциальную Америку бум сатанизма, а в полицейский участок приходит местный зашитый алкаш и признается в том, что насиловал собственную 17-летнюю дочь (Эмма Уотсон) — правда, не помнит, как он это делал. Въедливый детектив Брюс Кеннер (Итан Хоук) призывает на помощь местного психоаналитика — адепта теории регрессивной терапии, проще говоря, гипноза, под которым пациент проговаривает вытесненные воспоминания. Показания, которые дают в таком состоянии предполагаемые насильник, жертва и их родственники, ужасают еще больше: тихий городок оказывается логовом натурального сатанинского заговора.
Режиссер Алехандро Аменабар прославился в девяностые фильмами, эффектно изображавшими парадоксальные игры, которые порой затевает с людьми их сознание («Другие», «Открой глаза»). «Затмение», первая за семь лет картина испанца, неожиданно продолжает обрабатывать ту же тему — но уже в формате квазихоррора, до последнего отказывающегося признавать, реальны ли те открытия, которые делает в своем расследовании детектив Кеннер. Увы, Аменабар здесь отчаянно заигрывается — финальный твист считывается за час до конца картины, хорошие артисты от Хоука до Дэвида Тьюлиса в роли психотерапевта работают лицом в лучших традициях Николаса Кейджа, а коллизия с сатанистами и домашним насилием скручена в такой рог, что неизбежно становится не страшной, но смешной.
«Пятьдесят оттенков черного» (Fifty Shades of Black)
Режиссер — Майкл Тиддес
Чудовищно некрасивая и отчаянно неуклюжая, нищая студентка гуманитарного колледжа Ханна Стил (Кали Хоук) собирается взять для студенческой газеты интервью с мужчиной мечты — молодым, таинственным богачом Кристианом Блэком (Марлон Уайанс), обладателем офиса в небоскребе и спорткара, который, правда, кажется, угнан. «Как я сделал свое состояние? Как и все черные — торговал наркотиками», — заявляет с порога миллионер. Когда смущенная, покоренная, а также сравненная с уродливым щенком Ханна попрощается с Блэком и зайдет в лифт, ей несколько раз зажмет голову дверьми. Романа с элементами БДСМ не миновать.
Марлон Уайанс продолжает высмеивать достижения мировой поп-культуры в своем уникальном, в равной степени идиотском и гениальном, пародийном стиле. Конечно, «Пятьдесят оттенков черного» лишены той искрометности, которую в свое время источали «Очень страшное кино» и «Не грози Южному Централу» — здесь же Уайанс и его сценаристы выдумывали шутки явно на автопилоте, каждый раз выбирая самые очевидные варианты развития юмористической мысли. Фигурируют, среди прочего, самые большие и самые маленькие на свете гениталии, нечувствительная к порке из-за имплантатов задница, а также бесконечный запас острот на расовую тему (по большей части, как раз удачных). В любом случае, даже такая, не без ленцы сделанная пародия оказывается способной осуществить две вещи — не только переплюнуть оригинал по части пошлости, но и обставить его в том, что касается раскованности подхода к горячей теме. И то и другое по-своему достижения.
«И грянул шторм» (The Finest Hours)
Режиссер — Крэйг Гиллеспи
1952 год. У берегов Новой Англии бушует стихия — редкий по меркам даже этих беспокойных вод (сюжет «Идеального шторма» с Клуни и Уолбергом тоже разворачивался в этих местах) ураган, поднимающий на море гигантские, с многоэтажный дом, волны. Одна из таких перевернет два нефтяных танкера — и тем самым обречет на смерть их экипажи. Но моряков не сможет бросить на произвол судьбы береговая охрана — в лице недавно поступившего на службу идеалиста (Крис Пайн), который направит спасательный катер прямиком в сердце шторма. На берегу переживать за исход событий будет его бойкая невеста (Холлидэй Грейнджер).
Основанный на реальных событиях морской триллер Крейга Гиллеспи старательно наращивает саспенс и закручивает интригу — чем дальше, тем сложнее оставаться в живых командам пострадавших танкеров, тем больше волны и самоубийственнее действия спасателей. Печальная судьба героев того же «Идеального шторма» (или «Титаника») не дает покоя создателям происходящего на экране. Но «И грянул шторм» — в первую очередь, даже не фильм-катастрофа, но новый блокбастер студии Disney, а значит, сообразительный зритель должен понимать, что по-настоящему никому из персонажей ничто не угрожает. В отсутствие трагичности фильму остается полагаться на компьютеризованный аттракцион гигантских рисованных волн и неизбывный героический пафос, то есть драматический материал куда менее эффектный.
«Затерянный в Кантоне» (Nakangami na Guangzhou)
Режиссер — Монс Монсон
Обливающийся потом, сверкающий золотым зубом африканец пытается произносить явно не родные слова и звуки. У него за спиной простирается необъятный, ощетинившийся небоскребами мегаполис. Африканца зовут Леброн (почти как баскетболиста Джеймса), он из бывшего Заира, а вокруг него — Гуанчжоу, куда начинающий бизнесмен-конголезец приехал за партией футболок для продажи на родине. Вот только местная фабрика не успела изготовить их в срок («Китайцы всегда найдут способ тебя подвести», — говорит знакомая Леброна), партнеры в Конго отказались от сделки, а так и не выкупленный товар застрял на складах в Гуанчжоу. А с ним — и сам Леброн, продолжающий искать разрешение безвыходной ситуации. В телефонных разговорах с домом горе-предприниматель при этом не устает врать, что все идет по плану.
«Затерянный в Кантоне», удивительный фильм шведа Монса Монсона, работает на стыке документалистики и игрового кино — Леброн играет сам себя, но его злоключения, конечно, по большей части постановочны. Впрочем, аутентичность происходящего в кадре — вопрос второстепенный. Мытарства чернокожего дурачка в мутной воде китайского бизнеса настолько уморительны и показательны — что не так уж важно, насколько Монсон их преувеличивает. В конечном счете они складываются в смешную и страшную одновременно трагикомедию современного постколониального бытия — панораму когда-то созданного белым миром глобального рынка, теперь генерирующего частные драмы уже без всякого участия бывших колонизаторов. Есть подозрение, что похожее кино можно было бы снять и про работающих с китайцами челноков из Сибири и русского Дальнего Востока, — но для этого понадобится режиссер с таким же, что и у Монсона, нюхом на абсурд.