Вся такая воздушная Кроссовки, у которых есть официальный день рождения

Фото: Miss Aisha Baker / Instagram

Дни рождения предметов одежды и обуви обычно редко становятся событиями мирового масштаба — да и мало кто, включая самих создателей, помнит, когда в продажу поступила та или иная модель. Мнение, что мода — изменчивая дама, давно уже избитый штамп, но от того ничуть не менее верное. И все же есть и в ее мире ценности если не вечные, то, по крайней мере, долгоживущие. Кроссовки Nike Air Max — из этого разряда.

Правда, отмечать день их рождения — хотя точнее было бы говорить день «выхода в свет» — начали не так давно, всего три года назад. Но публика — особенно интернет-аудитория — восприняла новый праздник с неожиданным энтузиазмом, публикуя фотографии любимой обуви с хэштегами #airmax #airmaxday и #wearyourair. Хотя, возможно, и с вполне оправданным — ведь модель, в разных вариациях, не теряет популярности уже 29 лет.

Впервые кроссовки Air Max поступили в продажу 26 марта 1987 года, но этому предшествовала долгая история проб и ошибок. Заполненная воздухом или инертным газом амортизирующая подошва Air-Sole была предложена фирме инженером Фрэнком Руди (кстати, специалистом из аэрокосмической отрасли) и запатентована еще в 1977 году. Патент США US4183156 A описывал «улучшенную конструкцию предметов обуви, как то: ботинок и туфель всех типов, включающую надувную вставку, предпочтительно в форме стельки». Технология была впервые интегрирована в беговых кроссовках Air Tailwind, выпущенных спустя год, а затем в баскетбольных Air Force и многоцелевых Air Trainer. Обеспечиваемая закачанным в подошву воздухом дополнительная упругость позволила атлетам почти в буквальном смысле «бежать над землей». Кстати, интересно заметить, что во вставке находится не обычный атмосферный воздух, а близкая по составу газовая смесь с молекулами большего размера, что предотвращает деформацию.

Но настоящий прорыв случился лишь в 1987-м, когда дизайнер Nike Тинкер Хэтфилд уговорил руководство компании выпустить модель, в которой амортизирующая вставка видна в подошве. «Если мы уберем часть промежуточной подошвы и оголим воздушный мешок, который будет видно окружающим, тогда люди поймут, в чем ценность нашей кроссовки», — объяснял Хэтфилд.

Вдохновением для Хэтфилда послужило увиденное им во время поездки в Париж в 1985 году здание Национального центра культуры и искусства имени Жоржа Помпиду. Архитектор по образованию, он сразу оценил открытые пространства и выведенные на всеобщее обозрение коммуникации — лифты, эскалаторы, лестницы. Идея использования архитектурного принципа в дизайне обуви оказалась если не революционной, то, по крайней мере, полезной для продвижения новой модели — тем более что в телевизионном проморолике звучала песня The Beatles, впервые в истории рекламного бизнеса. Кроссовки, сочетавшие футуристический дизайн с продвинутой технологией, пришлись по вкусу не только спортсменам, но и просто любителям удобной обуви.

«Air Max сочетают в себе и спортивное, и, так сказать, городское начало. Их можно надеть и на пробежку, и для прогулки по делам. И мне нравится возможность самому выбрать цветовое решение при помощи сервиса NIKEiD», — говорит главный редактор журнала PORT Анзор Канкулов.

С 1987 года Nike выпустил более 40 вариантов модели, от облегченной версии Air Max Light в 1989-м до оснащенных самой большой в линейке амортизационной подушкой Air Max 360 в 2006-м (подошва у этих ультрапрочных кроссовок начинает стираться только после 800 километров «пробега», против 500 у большинства прочих) и самых легких в своем классе беговых Air Max+, выпускаемых с 2010 года. Версия Air Max III 1990 года получилась настолько удачной, что производится до сих пор (с 2000 года она называется Air Max 90, в честь года выхода на рынок). В 2014-м на рынке появились Air Max Flyknit, совместившие прозрачную подошву с комфортно облегающим стопу бесшовным верхом. Тогда же было решено и отмечать день рождения модели — в том числе и выпуском специальных лимитированных коллекций.

В этом году в такую линейку вошли вариация на тему Air Max 90 под названием Ultra Superfly T, LD-Zero H, основанные на дизайне раннего прототипа 1985 года, эскиз которого был найден в архивах компании, и Ultra M. Новинки разработаны трио НТМ, объединяющим Хэтфилда, президента Nike Марка Паркера, а также японского музыканта и дизайнера Хироши Фудзивара, известного в том числе созданием именных гитар для Эрика Клэптона.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше