Бюджетные авиакомпании традиционно сражаются за каждый грамм веса, который позволено брать на борт бесплатно. На этой неделе московский областной арбитраж подтвердил решения нижестоящих судов и вновь обязал лоукостер «Победа» разрешить провоз в ручной клади женских рюкзаков. Представитель компании, тем не менее, указал, что перевозчик продолжит оспаривать предписание Ространснадзора, так как «четких критериев для определения дамского рюкзака не существует». «Лента.ру» решила вспомнить, как рюкзак превратился из экипировки туриста в модный аксессуар и выяснить, можно ли выделить дамские рюкзаки в отдельную категорию.
Правила переноса
Мысль о том, что носить тяжести проще и удобнее на спине, нежели в руках, очевидно, пришла в голову человеку очень скоро после того, как он научился что-то держать в передних конечностях. По крайней мере, практически у всех народов имелись заплечные мешки и котомки из холста или шкур животных. Также использовались и рамы для переноски на спине особо тяжелых грузов — у народов Сибири, например, они назывались «поняги», у нижегородских охотников до сих пор в ходу «крошни» — прообраз нынешних станковых рюкзаков.
Еще одним предком рюкзака был солдатский ранец (от немецкого Ranzen, «заплечный мешок»), получивший широкое распространение с формированием регулярных армий в XVIII веке. Делали его, впрочем, из кожи, часто на металлическом или деревянном каркасе, и весила эта штука по современным меркам немало. Однако и вмещала изрядное количество добра: в российский армейский ранец образца 1874 года влезали 2 рубахи, исподние брюки, 2 пары портянок, полотенце, пара рукавиц с варежками, около 2 килограммов сухарей, запас соли, принадлежности ружейные и для поддержания чистоты и опрятности, чарка и 24 патрона.
Цвет и размер
Само слово «рюкзак» пришло в русский (да и в другие языки) тоже из немецкого — как портманто слов Rücken (спина) и Sack (сумка). Однако первенство в разработке принадлежит, похоже, предприимчивым американцам. В 1874 году полковник Генри Мерриам предложил мягкий холщовый вещмешок с завязками для пехоты США, внешне напоминающий небольшой современный туристический рюкзак. Маркетолог из полковника оказался, впрочем, аховый, и убедить правительство пустить его конструкцию в производство ему удалось лишь спустя десяток лет. Примерно в то же время канадец Камиль Пуарье запатентовал мягкую заплечную сумку с кожаными ремнями, подсмотренную им у индейцев Миннесоты, — популярный до сих пор Duluth Pack.
В 1938 году Джерри Каннингем, ветеран 10-й горной дивизии армии США и альпинист-любитель впервые оснастил рюкзак застежкой-молнией. Вскоре он одним из первых испробовал в качестве материала удивительную новую ткань под названием «нейлон», разработанную компанией DuPont. Рюкзак подвинулся еще немного в сторону моды — больше он не обязан был быть серым или зеленым скучным холщовым мешком. Созданные Диком и Неной Келти яркие нейлоновые рюкзаки, использовавшиеся первой американской экспедицией на Эверест в 1952 году, добавили популярности этому виду заплечных сумок — и не только среди туристов.
Городские романтики
Эпоха хиппи принесла в города расшитые вручную бисером и «пацификами» армейские вещмешки и самодельные сумки «детей цветов», но с начала 1970-х утилитарный легкий рюкзак из нейлона стал непременным атрибутом западных студентов — благодаря неутомимому Джерри Каннингему, компания которого начала их производство. Вскоре его примеру последовали фирмы Kelty и JanSport, а затем и другие производители туристического снаряжения. Как ни удивительно, до того учащиеся колледжей таскали учебники в связках, как средневековые студиозусы: ходить на занятия с портфелями было бы слишком буржуазно, со школьными ранцами — просто неприлично. Один из основателей фирмы JanSport (кстати, крупнейшего в мире производителя рюкзаков) Скип Йоуэлл писал: «В 1972 году у студентов не было выбора, кроме как таскать учебники и тетради по кампусу в руках. Некоторые перевязывали их ремнем, но большинство просто прижимали к груди».
К началу 1980-х рюкзаки стали привычной частью городского культурного ландшафта. В любом фильме того периода обязательно встретится персонаж с заплечным грузом (ситуация, впрочем, не меняется — в сценарии байопика о Джулиане Ассанже «Пятая власть» рюкзаки упоминаются 14 раз). И в 1985 году на сцену выходит индустрия высокой моды — Миучча Прада создает для своей коллекции первый рюкзак, к которому применимо определение «дамский». Маленький, минималистичный, но прочный (из того же нейлона, что у итальянских армейских рюкзаков), он не сразу пришелся по вкусу потребителям люкса, но к 1990-м рюкзаки начали появляться в коллекциях практически всех модных домов.
С тех пор городской рюкзак превратился из обычного мешка с застежками в высокотехнологичную конструкцию. Его оборудуют солнечными батареями для зарядки гаджетов, смарт-сенсорами, даже динамиками-сабвуферами. И несмотря на применение самой современной синтетики, в моду с завидной периодичностью возвращаются рюкзаки из некрашеного холста, парусины и прочих архаичных материалов.
Но все же: есть ли критерий, по которому можно отличить дамский рюкзак от сугубо мужского? Популярный онлайн-ретейлер Farfetch на своем сайте предлагает 457 моделей в разделе для женщин и 582 в мужской секции, однако многие рюкзаки присутствуют и тут, и там. Ни цвет, ни материал, ни размер для современной гендерно свободной моды большого значения не имеют: условно «женский» рюкзак вполне может оказаться размером как снаряжение скалолаза, а условно «мужской» — кокетливым мешочком с логотипом.
«Модные дизайнеры против правил и не всегда желают принять, что дамская сумочка и рюкзак — это принципиально разные вещи. Я сам наблюдал в аэропорту у стойки лоукостера панику у девушки , у которой была небольшая сумка с тоненькими лямками для ношения ее за спиной. Девушка боялась, что их сочтут признаками рюкзака и заставят платить. Тогда обошлось, но судя по многочисленным историям в интернете, люди за стойкой регистрации редко теряют бдительность. Думаю, в данном случае стоит четко обозначить габариты и допустимый вес ручной клади, а уж будет ли это рюкзак Louis Vuitton или вещмешок, не должно иметь никакого значения», — полагает фэшн-блогер Михаил Володин.
Согласна с блогером и создательница и дизайнер бренда рюкзаков и сумок Pleathure Натали Лютровник: «Я не люблю разграничивать свою целевую аудиторию на чисто мужской, либо на чисто женский стиль. По-моему, рюкзак создан для того, чтобы в первую очередь быть удобным, функциональным и стильным».
Так что, судя по всему, определить в законодательном порядке, какой рюкзак следует считать дамским, а какой нет, и впрямь затруднительно. Возможно, правильнее отказаться от гендерных различий и сосредоточиться именно на размере — который в данном случае действительно имеет значение.