Умер Анри Волохонский — поэт, писатель, переводчик, ученый, мистик, автор слов к песне «Город золотой», которая на самом деле называется «Рай». Это самая известная, но далеко не единственная песня Волохонского. «Лента.ру» вспоминает и другие его музыкальные вещи.
Почти все песни — а их несколько десятков — Волохонский написал в соавторстве со своим другом Алексеем Хвостенко, Хвостом, еще одним большим поэтом, художником, музыкантом, драматургом. Хвост умер в 2004 году в Москве. «Рай» — одна из немногих вещей, написанных без него. Анри сочинил ее в начале 1970-х под впечатлением от мозаичного панно, над которым работал в то время его приятель художник Аксель (Борис Аксельрод). Стихи родились как слова к мелодии с пластинки «Лютневая музыка XVI-XVII веков». Автором был указан Франческо Канова да Милано, но позже выяснилось, что ее написал сам исполнитель — советский лютнист Владимир Вавилов. Эту песню стал петь, разумеется, Хвост, лучший друг Волохонского. В 1980-х ее популяризовал Борис Гребенщиков, изменив в нескольких местах слова.
Несколько лет назад Бориса Борисовича поздравляли с днем рождения на одной из питерских радиостанций. Слушателей попросили сказать, какую песню Гребенщикова они считают самой лучшей. Большинство назвали «Город золотой». Наверняка Борис Борисович как автор множества прекрасных песен отнесся к такой новости философски.
Любопытно, что Хвост не стал записывать «Рай» для своей первой пластинки «Прощание со степью», выпущенной в Лондоне в 1981 году. И вообще, студийной канонической записи «Рая» долгое время не существовало. На видео ее исполняет певица Анна Хвостенко, дочь Хвоста.
«Орландина»
Второй по популярности песней, к которой причастен Волохонский, можно назвать «Орландину». Ее пели «АукцЫон», «Колибри» и множество других групп. Написанная примерно в то же время, что и «Рай», «Орландина» представляет собой угрожающе-веселое переложение главы из книги Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе». Хвост и Анри писали ее в ходе дружеской интеллектуальной игры. Тут надо заметить, что Хвост и Волохонский не были умышленными авторами-песенниками, упорно трудящимися и производящими «материал». Как правило, сочиняли они играючи, порой в ходе застолий, и это во многом объясняет их ни на что больше не похожее настроение: сочетание драматизма, даже трагизма, и легкомысленности.
«Лебедь»
Хвост положил текст Анри Волохонского на мелодию Винченцо Галилеи, деда знаменитого астронома. В 1992 году эта вещь, как и «Орландина», появилась на альбоме «АукцЫона» «Чайник вина», записанном группой совместно с Алексеем Хвостенко. Пронзительная песня о расставании с любимым.
«Сучка с сумочкой»
Это тоже своего рода хит Хвостенко и Волохонского — но хит в узких кругах. Однажды Хвост нашел листок бумаги со стихотворением, написанным Анри в ходе какой-то очередной литературной игры. Положил эти стихи на незатейливую, но душевную мелодию, и появилась «Сучка с сумочкой».
«Прощание со степью»
Эта песня посвящена историку Льву Гумилеву, вдохновенному ученому, автору теории пассионарности. Волохонский и Хвостенко, жившие в 1960-х годах в Ленинграде, собирались к Гумилеву в гости, и в качестве подарка решили преподнести песню, как всегда, немного лукавую. Она стала одной из постоянных в репертуаре Хвоста. Сам Лев Николаевич песню одобрил, хотя и по-отечески назвал молодых людей хулиганами.
«Страшный суд»
Одно из ранних совместных сочинений Хвостенко и Волохонского. Написана на мелодию народной индонезийской песни «Бурункака». Большие любители джаза, поэты нашли эту мелодию на пластинке немецкого музыканта Альберта Манглсдорфа Asia (1961). Это очередная вызывающе-легкомысленная песня на глубокую тему. В песнях и стихах Волохонский позволял себе пошутить над тем, что на самом деле считал очень серьезным. Долгое время за ним ходила слава каббалиста, он действительно переводил фрагменты основной каббалистической книги «Зогар». Мало кому известно, что Волохонский был верующим христианином. В 2016 году вышла книга его переводов православных богослужебных текстов.
«Игра на флейте»
Эта вещь так же известна, как «Хочу лежать с любимой рядом». Гимн сибаритству, которое в Советском Союзе каралось — Хвоста несколько раз судили за тунеядство. Эта песня замысливалась Хвостом и Анри как рок-н-ролл, но звучит слишком мягко для этого жанра.
«Чайник вина»
Текст этой песни, ставшей символической для Хвоста, написал Анри. Хвостенко положил слова на свою мелодию. Само стихотворение навеяно древнекитайской песенной книгой «Шицзин». Волохонский и Хвостенко были большими ценителями китайской культуры.
«Леди Ди»
Этот трогательный трек завершает альбом «Зимы не будет» (2000), записанный лидером «АукцЫона» Леонидом Федоровым при участии Владимира Волкова и Святослава Курашова. По-видимому, планировалось сочинить песню на стихи Анри, посвященные погибшей принцессе Диане. Но Федоров рассудил, что запись голоса Волохонского, напевающего слова на диктофон или автоответчик, — уже готовое произведение искусства.
«Благовещенье»
Песня написана Волохонским и Хвостенко в середине 1960-х на мелодию третьей части концерта И.С. Баха в ре миноре для клавира с оркестром (BWV 1052). Анри умер во сне, после праздника Благовещения, в ночь на 8 апреля.
Так вышло, что два немассовых, элитарных поэта-эмигранта сильно повлияли на российскую музыку — даже может быть сильнее, чем на поэзию, так как в стихах своих они были подчас слишком сложны и герметичны, чтобы плодить последователей. Песни же — почти шутливый жанр — стали известны миллионам.