27 января выживший в кровавой бане Второй мировой войны мир вспоминает одно из самых чудовищных преступлений нацизма — Холокост. Целенаправленная политика по истреблению европейских евреев унесла жизни шести миллионов человек, 60 процентов от их общего числа. Вспоминают это и в Европейском парламенте — корреспондент «Ленты.ру» наблюдал, как для израильских политиков эта церемония поминовения стала отличным шансом напомнить о нынешних проблемах евреев и двойных стандартах европейской бюрократии.
Международный день памяти жертв Холокоста — так называется 27 января официально на русском языке. Именно 27 января 1945 года советские войска освободили Освенцим, нацистский лагерь смерти на территории оккупированной Польши, и спасли три тысячи выживших узников из миллиона, погибшего в его стенах.
Впрочем, если обратить внимание на одно из английских названий этой памятной даты — Holocaust Commemoration Day, становится очевидно, пожалуй, более верное его название: «День памяти Холокоста». Мировое сообщество посчитало, что важно помнить не только погибших, но и само страшное преступление, которое еврейский народ именует «Катастрофой» («Шоа»). Об этом говорила первый вице-председатель Европарламента Мейрид Макгиннесс.
«Как говорится в резолюции ООН, один день в году, установленный для того чтобы вспомнить о Холокосте и почтить память его жертв, важен и для будущих поколений. С момента бесчеловечной Второй мировой войны и Холокоста прошло семьдесят лет, и осталось немного людей, которые могут рассказать о страшных преступлениях против них и всего человечества», — заявила она. По словам Макгиннесс, каждый европеец, а в особенности избранный политик, должен помнить о Холокосте, чтить память погибших и вместе с ними повторять несущийся с того света зов: «Никогда больше».
Повторение пройденного
Видимо, обучаться и повторять действительно нужно — в современной Европе антисемитизм набирает обороты. Об этом с тревогой говорил президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав Моше Кантор.
«Достаточно ли делает сегодняшняя система образования для того, чтобы объяснить молодым европейцам, к чему может привести нетерпимость? Считает ли вежливое европейское общество по-прежнему, что проявления антисемитизма, который в свое время привел к Катастрофе, недопустимы ни в политической дискуссии, ни в средствах массовой информации, ни в разговорах за ужином? Осталась ли дискриминация цыган, гомосексуалистов, инвалидов и политических диссидентов в далеком прошлом? Свободны ли отдельные евреи, еврейские общины или еврейское государство от проявлений ненависти и нетерпимости к ним?» — на каждый из заданных вопросов Кантор ответил «нет».
По его словам, в 2017-м резко возросло число антисемитских инцидентов в Великобритании, Франции, Германии и Швеции. Нередко полицейские вынуждены дежурить у синагог, чтобы не допустить инцидентов. «То, что раньше считалось табу, теперь вновь стало нормой в Европе: расистские и антисемитские партии получают места в наших парламентах и правительствах, распространяются теории заговоров о еврейском могуществе и влиянии, ультраправые и ультралевые делают из евреев козлов отпущения», — Кантор безжалостно ставил диагноз современному обществу. Зал уважительно молчал.
Фото: Европейский еврейский конгресс
Он констатировал, что если такая тенденция продолжится, то вся Европа вслед за Египтом, Древним Римом и Германией утратит «старейшее и наиболее ответственное, активное и законопослушное меньшинство». Президент Европейского еврейского конгресса, впрочем, не упомянул, что нередко виновными в антисемитских выходках становятся беженцы с Ближнего Востока, устремившиеся в европейские столицы из объятых войной и банально обедневших стран. Для них, чужаков, рассуждения об исторический ответственности Европы за катастрофу окажутся пустым звуком.
Кантор рассказал, что европейцы применяют против активных антисемитов грубую силу, однако это все же позорное явление, и бороться с экстремистами нужно мягкой силой. Он объявил: в Европе создан Совет по толерантности и примирению, в который войдут международный эксперты, в том числе ведущие историки и философы. Их миссией станет разработка концепции «безопасной толерантности». «Нам всем остро необходима новая европейская идеология, которая бы служила основой для нового общеевропейского и национального законодательства», — воодушевленно заключил Кантор.
Актуальная повестка
Впрочем, Кантор допустил одно спорное высказывание, не ускользнувшее от внимательных слушателей. «Меньше месяца назад синагоги в Мальме и других городах Швеции забросали бутылками с зажигательной смесью из-за абсурдной веры в то, что европейские евреи — виновники дипломатических заявлений, сделанных неевреем за тысячу миль от Европы, который озвучил самоочевидную истину о том, что Иерусалим является столицей Израиля». Речь шла, конечно, о президенте США Дональде Трампе, однако «самоочевидная истина» была очевидной далеко не для всех — на заседании Совета Безопасности ООН 14 из 15 членов осудили решение американского лидера.
Впрочем, заявление Кантора было еще достаточно мягким. Настоящий вербальный погром европейским политикам устроил вице-спикер Кнессета Юлий Эдельштейн. Он начал речь с рассказа о своем отце — тот говорил, что у него нет друзей детства: все мальчишки, с которыми он играл в ранние годы, остались в Бабьем Яру. Затем он вспомнил, как стоял рядом с памятником погибшим евреям в Киеве и думал о детях, которые сгинули в лагерях смерти.
Затем наметил направление для удара, вспомнив события прошедшего года: призывы к убийству евреев на митингах в Вене, Лондоне и Берлине, забросанную «коктейлями Молотова» синагогу в Гетеборге и участь евреев немецкого Бохума, вынужденных бояться признаться в собственном происхождении. И, наконец, пошел в атаку.
«Мы от всего сердца ценим усилия, которые Европа принимает для защиты евреев и борьбы с антисемитизмом. Но как прикажете понимать, когда общественные лидеры в один день участвуют в шествии рука об руку с евреями, а на следующий день идут в антиизраильском марше? Когда после антисемитского преступления местные власти обнимаются с раввином, но относятся к ХАМАС как к легитимному участнику дискуссии? Когда после явной антисемитской выходки начинается критика Израиля "за военные преступления"? Эти противоречивые поступки не вызывают доверия. Они лишь мешают нам выполнять наши общие обязательства!» — громогласно изрек Эдельштейн. Загрохотали аплодисменты, многие зрители повставали со своих мест — больше всего вставших сидело на местах с табличками «Европейский еврейский конгресс».
Политик и не думал останавливаться. «Я знаю, что делегация этого парламента недавно побывала в Тегеране. — Эдельштейн обвел зал многозначительным взглядом. — Я не в курсе, кто принимал участие в этой поездке, кто ее планировал, какие встречи были проведены. Но я знаю, что никто из них не упомянул об отрицании Холокоста, которое для иранского режима стало делом повседневным. Я уверен, что никто не протестовал против конкурса антисемитских карикатур на тему Холокоста, использующих старые и наиболее мерзкие антисемитские стереотипы. А произведение "искусства", которое получило там первое место, декларирует, что еврейский народ использует Холокост для извлечения финансовой выгоды за счет всего мира». В этот момент он извлек из-под кафедры картинку: на ней кассовый аппарат венчали массивные своды концлагерных ворот.
«Этот парламент — источник вдохновения для Европы и всего мира. Используйте его статус, чтобы реализовать ценности, лежащие в его основе. Сделайте, чтобы в Европе нашлось место любому из ее граждан. Вместе мы сможем положить конец антисемитизму, достичь идеала, приверженность которому мы вновь подтверждаем сегодня: "никогда больше!"» — в конце речи аплодисменты грянули еще раз. Зрители вновь встали, чтобы выразить солидарность с зажигательной речью.
Не только евреи
В этом году европейские чиновники вспомнили и о других жертвах Холокоста — цыганах. Фотовыставка, посвященная их трагической судьбе (нацисты считали их такими же «недолюдьми», как и евреев) открылась в фойе зала. Посетители рассматривали фотографии, но больше внимания уделяли непривычному трио — в зале собрались имам, раввин и православный священник, направленный Киевским патриархатом УПЦ. Именно их одухотворенные лица чаще всего показывала камера телетрансляции, установленная в зале.
Когда мероприятие завершилось, публика хлынула на фуршет. Отовсюду звучали веселые разговоры и смех. Фотографии лиц невинно загубленных детей и музыкальная тема из фильма «Список Шиндлера» остались в недавнем, но все-таки прошлом. Остается надеяться, что Холокост будут вспоминать и тогда, когда в живых уже не останется ни одного свидетеля, и скорбный день будет днем памяти и осмысления, а не поводом вновь напомнить о мимолетных и переменчивых политических интересах. Никогда больше.