«Лента.ру» продолжает серию публикаций о женщинах, определивших стиль ХХ столетия. В прошлом материале речь шла о звездах и секс-символах 1970-х годов — от британской актрисы до советской певицы. Новая статья посвящена американским и европейским актрисам и певицам предпоследнего десятилетия XX века. Они играли в эротических блокбастерах и рейтинговых сериалах, шокировали публику на своих концертах и собирали стадионы.
Фото: Bill Marino / Sygma via Getty Images
Мадонна
Одна из самых экстравагантных и шокирующих музыкальных исполнительниц 1980-х (популярная, впрочем, и в наши дни), Мадонна не взяла себе свое явно религиозное имя в качестве провокационного псевдонима, а получила его при крещении и конфирмации — Мадонна Луиза Вероника Чикконе. Ее родители были истовыми, почти воинствующими американскими католиками: отец — итальянского происхождения, мать — франко-канадского. Их религиозный фанатизм привел к тому, что мать Мадонны, у которой во время очередной беременности обнаружили рак груди, отказалась начинать агрессивное лечение до родов (процедуры привели бы к выкидышу) и в результате умерла вскоре после рождения ребенка.
Нонконформизм будущей певицы стал ответом на идеологический прессинг семьи (мачеха девочки тоже была, разумеется, истовой католичкой) и религиозных школ, в которых училась Мадонна Луиза. В старших классах она перешла в светское учебное заведение, блестяще училась, играла в театральном кружке и занималась балетом. Это последнее не могло не раздражать отца: когда Мадонне было 14 лет, он запер ее дома за слишком откровенные танцы на публике.
Вторую половину 1970-х годов будущая звезда провела, разрываясь между серьезным обучением балету и выступлениями с труппой хореографа Перл Ланг, с одной стороны, и увлечением панк-роком и вообще богемным образом жизни. В итоге победил рок: под влиянием своего тогдашнего бойфренда она стала барабанщицей в его группе Breakfast Club. Но и там не удержалась надолго, сменив рок, которому не доверяли звукозаписывающие лейблы, на поп-музыку. Уже первая композиция артистки Everybody, выпущенная студией Sire Records, довольно высоко поднялась в музыкальных чартах, а дебютный альбом Madonna 1982 года попал в первую десятку в чарте Billboard 200.
Годом позже альбом Like a Virgin сделал Мадонну звездой первой величины и кумиром подростков. 1980-е уже были временем, когда видеоклипы композиций значили для их популярности едва ли не столько же, сколько музыка и слова. В случае с Мадонной это было верно на сто процентов: девочки прокручивали клипы любимой исполнительницы сотни раз, подражая ей в манере одеваться и вести себя. Это мало радовало родителей подростков — так же, как 10 лет назад поведение самой Марии Луизы мало радовало папашу Чикконе.
Провокативную дихотомию «Мадонна-развратница» подхватили медиа: Penthouse и Playboy раскопали и опубликовали обнаженные фотографии певицы времен ее занятий балетом, а Los Angeles Times написала, что Мадонна снималась в порнофильмах. Об этом долго судачили другие таблоиды, но в итоге газете пришлось опровергнуть не соответствующую действительности информацию. Впрочем, вся эта шумиха шла актрисе только на пользу, как и ее звездная свадьба с актером Шоном Пенном (тоже довольно скандальным персонажем: за время их короткого, около трех лет, брака он успел посидеть в тюрьме).
На сцене и в жизни в 1980-е Мадонна одевалась так же эпатажно, как и вела себя. Она перекрашивалась из брюнетки в платиновую блондинку и обратно, носила ультракороткие мини, рокерскую косуху, корсажи с глубоким декольте, открывающие плечи, и жакеты-болеро. Жакет для ее первого концертного тура разрисовал ультрамодный тогда деятель современного искусства Кит Харинг. Певица могла выйти на сцену в одном атласном балетном купальнике и колготках в сеточку. В 1988 году Мадонна впервые сыграла в бродвейском мюзикле — в пьесе «Пошевеливайся», где познакомилась с бисексуалкой Сандрой Бернхард и явилась вместе с ней в одинаковых костюмах на телешоу Дэвида Леттермана (именно этот ее эпатажный поступок стал последней каплей для Пенна — вскоре пара развелась).
Особый ажиотаж вызывали аксессуары Мадонны: она носила на цепочках крупные кресты и магендавиды, часто позировала фотографам в кожаной фуражке, которая еще со времен рисунков художника Tom of Finland считается символом гей-культуры. Но настоящая fashion-слава поп-певицы была впереди: в 1990 году она отправилась в турне Blond Ambitions Tour, где выступала в корсете от Жан-Поля Готье с конусообразными бюстгальтерными чашечками. Этот эпатажный костюм, возможно, стал для Мадонны «стартовым зарядом» для второго, еще более головокружительного витка ее карьеры, продолжающейся и по сей день.
Фото: Reginald Davis / REX / Shutterstock
Джоан Коллинз
Феномен Джоан Коллинз в том, что она стала секс-символом поколения в весьма зрелом возрасте: строго говоря, как раз по возрасту ее легче было бы отнести к представительницам 1960-х или даже 1950-х, когда она начала сколько-нибудь регулярно играть на сцене и сниматься в кино. Но если в 50-е годы Джоан была просто еще одной хорошенькой старлеткой в почти бесконечном ряду себе подобных, то к началу 1980-х ее стальной характер и характерный стиль, одновременно классический и агрессивно-сексуальный, сформировались в полной мере.
Джоан родилась до Второй мировой, росла в военном Лондоне в весьма богемной семье: ее мать была владелицей ночного клуба и преподавала танцы, отец (кстати, еврейского происхождения) работал театральным агентом. Лондон конца 1940-х и начала 1950-х оставался еще довольно консервативным местом, но Коллинз была свободна от ханжества и предрассудков, снималась в фильме по «Декамерону» Бокаччо и позировала фотографам в стиле pin-up для соответствующих журналов. В 1955 году перебралась в Голливуд и была там звездочкой второго ряда: что называется, на жизнь хватало. В 1970-е фильмы с характерными названиями «Жеребец» и «Сука» с участием Джоан по книгам ее младшей сестры Джеки были довольно успешны в прокате, но звездой первой величины она не стала и тогда. Помогло телевидение.
В первых своих телепостановках Джоан снималась, и не без успеха, еще в 1960-х, но момент триумфа настал в 1981 году, когда ее ввели на роль блестяще элегантной стервы Алексис Колби в идущий на американском канале ABC малопопулярный у зрителей сериал «Династия». Для Джоан ее героиня, судя по всему, стала вторым «я», а мыльная опера превратилась в одну из самых рейтинговых передач канала и в едва ли не самый популярный сериал десятилетия, побив рейтинг сериала «Даллас». Молодые и стремящиеся к успеху женщины копировали не только экранные наряды, но и прическу, и манеру поведения Алексис-Джоан: «Династия» была для них той же азбукой стиля, какой стал «Секс в большом городе» в 2000-е.
Жакеты с широченными плечами и с золочеными пуговицами, плотно облегающие талию, и столь же плотно облегающие бедра юбки, вечерние платья в пол на тонких бретелях, массивные клипсы и браслеты, неизменные лодочки и сандалии, а также сапоги-ботфорты на высоченной шпильке, безупречно уложенная и покрытая тремя слоями лака для волос полудлинная стрижка с «начесом» или волны распущенных темных волос — все это была Алексис Колби, она же Джоан Коллинз, вполне успешно эксплуатировавшая сценический образ в реальной жизни. Комплексами она так и не обзавелась и ханжой не стала: в 50 лет Коллинз вспомнила свою pin-up-молодость и снялась для Playboy — благо фигура вполне позволяла.
За «Династию» актриса получила «Золотой глобус», номинацию на «Эмми» и звезду на голливудской Аллее славы. У Джоан было пять мужей (пятый моложе ее на 32 года), она родила троих детей, встречалась с младшим братом Чарли Чаплина Сидни и кинозвездой Уорреном Битти. На исходе 1980-х она стала писать книги, которые (во многом благодаря ее телевизионной славе) разлетались как горячие пирожки — особенно популярны, как нетрудно догадаться, были мемуары Джоан.
Фото: imago stock&people / legion-media.ru
Ким Бейсингер
Ким — настоящая звезда 1980-х, хотя бы потому, что именно на это десятилетие пришелся ее экранный взлет. В эти 10 лет уложились и серия бондианы «Никогда не говори "никогда"», и «Бэтмен», и комедия «Моя мачеха — инопланетянка», и, конечно, засмотренные до дыр на кассетах советскими гражданами эротические «Девять с половиной недель». Великолепные ноги Бейсингер и ее золотистые локоны западали в душу зрителей едва ли не глубже, чем ее артистический дар.
У Ким, дочери американского финансиста и манекенщицы, было вполне благополучное детство и отличные гены: уже в 17 лет она победила на конкурсе красоты своего штата и стала «Мисс Джорджия». На федеральный уровень красавице выйти не удалось, но конкурсы обеспечили ей модельный контракт: молодая женщина активно снималась для журналов и выходила на подиум, параллельно посещая актерскую школу. Полученные там знания она применила в кино, но первые два фильма с ее участием провалились в прокате. Чтобы получить новые предложения от режиссеров, Бейсингер снялась для Playboy: предложения не замедлили последовать.
Первым успешным фильмом с ее участием стал «Никогда не говори "никогда"», где она сыграла девушку Бонда — Шона Коннери (кстати, это была последняя серия, где Коннери сыграл агента 007). В этой роли говорить почти ничего было не нужно: за Ким говорили ее фигура и волосы. Немалую часть экранного времени актриса провела в одном купальнике, как это водится в бондиане. Примерно так же обстояло дело и с эротической драмой Эдриана Лайна «Девять с половиной недель». Там зрители любовались телом актрисы, а зрительницы — ее гардеробом: эта картина, как никакой, пожалуй, иной фильм 1980-х годов, демонстрировала сексуальность деловых костюмов с жакетами с акцентом на линию плеча, юбками-карандашами с высоким разрезом и шелковыми блузками.
В жизни актриса одевалась с такой же небрежной сексуальностью. Впрочем, иногда она позволяла себе и пройтись по грани хорошего вкуса, появившись на официальной церемонии вручения актерской премии в полупрозрачном платье, под которым был отчетливо виден бюстгальтер. Но так как дело происходило в Америке в не самые консервативные времена, такие рискованные гардеробные эксперименты снимавшейся для Playboy звезды выглядели вполне органично.
Фото: ARALDO Di CROLLALANZA / REX / Shutterstock
Шэрон Стоун
Стоун была конкуренткой Бейсингер за место главной блондинки голливудского кино. Ее детство не было таким благополучным, как у соперницы, и конкурс красоты ей выиграть не удалось, но в модели ее тоже взяли, уже по факту участия: она стала манекенщицей в респектабельном агентстве Ford Models, ходила по подиумам парижских и миланских модных недель, а потом, как многие ее коллеги, решила попытать силы в кино.
Ей повезло: дебютный фильм, где Шэрон удалось получить небольшую роль, ставил сам Вуди Аллен. Это были «Воспоминания о звездной пыли» (в главной роли там блистала Шарлотта Рэмплинг, тогдашняя звезда первой величины). Это было как раз в 1980 году. Все последующее десятилетие карьера Стоун шла по нарастающей: последним фильмом в 1980-е с ее участием стала кассовая околоэротическая драма «Кровь и песок» о коварной и испорченной обольстительнице и честном и страстном тореадоре. У многих зрителей возникло ощущение, что обстоятельства действия картины были выбраны ради антуража: блондинке Стоун необыкновенно шли черный цвет, плоские испанские шляпы и жакеты-болеро.
Для съемок в журналах актриса надевала все хитовые вещи 1980-х: безразмерные джемперы с золотым люрексом, широкие юбки с высокими сапогами на шпильке (и вообще шпильки во всех видах), приталенные платья без рукавов с длинными вечерними перчатками, облегающие кожаные брюки и просто обманчиво простые голубые джинсы с белыми рубашками: мода на это сочетание зародилась как раз в 1980-е годы и актуальна по сей день. Как, кстати, и кроссовки: Стоун была одной из пропагандисток женских кроссовок, вошедших в моду на волне увлечения аэробикой и фитнесом, и нередко надевала их на прогулки или на съемки в «естественной» обстановке.
Сценическими партнерами актрисы в 80-х были Стивен Сигал и Арнольд Шварценеггер, а в жизни она была замужем за кинопродюсером Майклом Гринбургом (который ради нее бросил жену). Пара развелась в конце десятилетия. Позже, уже снявшись в главном фильме своей карьеры — «Основном инстинкте», — Стоун вышла за вице-президента и редактора San Francisco Chronicle Фила Бронштейна (спустя какое-то время он развелся с женой, перенесшей инсульт, сохранив право опекунства над усыновленным совместно с ней ребенком). Оставшись свободной женщиной, актриса восстановилась после инсульта, вернулась в кино (в числе прочего, она сыграла в сиквеле «Основной инстинкт-2») и усыновила еще двоих детей.
Фото: dpa picture alliance / Alamy / Diomedia
Сандра
Певицу Сандру называли «европейской Мадонной», но это, разумеется, было большой натяжкой: популярность, сколько-нибудь сравнимую с популярностью американской исполнительницы, уроженка немецкого Саарбрюккена добилась разве что в Японии (и других странах Юго-Восточной Азии), а также в СССР. Последнее вполне объяснимо: несмотря на то, что вторая половина 1980-х в нашей стране проходила уже под знаком перестройки, центральное телевидение и радио все еще насаждали формальную моральность, в которую Мадонна никак не вписывалась, а несколько более целомудренная Сандра — вполне.
Будущая певица родилась в семье владельца винного магазина Роберта Лауэра и его жены Карин, продавщицы. Сандра Лауэр (как и Мадонна, она взяла свое паспортное имя в качестве сценического) рано начала заниматься музыкой и еще подростком стала местной саарбрюккенской звездой. После первых подростковых записей, всегерманской славы не сыскавших, повзрослевшая исполнительница присоединилась к группе Arabesque, вместе с которой и прославилась.
Бойфренд Сандры Мишель Крету, тоже участник Arabesque, уговорил ее заняться сольной карьерой, и с 1984 года певица стала выступать самостоятельно и много гастролировать. Помимо приятного голоса и ненавязчивых песенок с романтическими текстами, Сандра привлекала своих японских и советских поклонниц броскими сценическими образами, которым они охотно подражали: в отличие от Мадонны, она не выступала в одном купальнике и колготках в сеточку, а одевалась хоть и несколько чрезмерно пышно, но все же более-менее приемлемо для консервативных Японии и СССР.
Любимой вещью певицы был жакет из блестящей ткани (парчи или клоке) с прямо-таки гипетрофированными плечами, стянутый широким поясом с массивной узорчатой пряжкой. К жакету на сцену или съемки для журналов она надевала яркие широкие и длинные юбки в складку или, напротив, облегающие мини, лосины-«велосипедки» (во многом благодаря ей они вошли в 1980-е в бешеную моду у подростков и молодых девушек), брюки-бананы и пышные многослойные короткие юбки.
Эти комбинации вместе со стрижкой Сандры (мелирование, короткая челка и длинные пряди сзади) и ярким макияжем с акцентом на губы и глаза одновременно многократно клонировались на советских улицах поздних 1980-х: так одевались старшеклассницы от Калининграда до Владивостока. Надо сказать, повзрослевшие поклонницы певицы в России не забыли ее (как и свою юность): в 2013-2014 годах Сандра объехала с концертным турне множество российских городов, включая Москву, Питер, Ухту и Березники, и везде ее ждал самый теплый прием.