«Матрица повсюду» Этот культовый фильм навсегда изменил кино. Спустя 20 лет он перевернул мир моды
00:08, 27 августа 2019Кадр: фильм «Матрица»21 августа председатель кинокомпании Warner Bros. Тоби Эммерих объявил, что в 2020 году начнутся съемки четвертого фильма «Матрица» с теми же актерами в главных ролях. «Матрица» не только изменила кино, но и повлияла на мир моды. «Лента.ру» разобралась, почему спустя 20 лет после премьеры первой части фильма образы его героев до сих пор в тренде.
Бесстрашная дебютантка
Удивительно, но для художника по костюмам трилогии «Матрица» первая часть культовой киноэпопеи стала всего лишь третьим фильмом в карьере. Австралийка Ким Барретт родилась в Брисбене в 1964 году и после окончания Национального университета драматического искусства в Сиднее восемь лет работала в театре и на телевидении. В эти годы Барретт приходилось создавать костюмы для комедий и драм, исторических постановок и триллеров, детективов и даже опер. Однако свое истинное призвание Барретт обрела в кино.
Первым фильмом, над костюмами к которому работала Ким, стал вышедший в 1996 году «Ромео+Джульетта» с молодым Леонардо Ди Каприо в главной роли. Эстетика латиноамериканских гангстеров Майами была во многом создана именно благодаря костюмам Барретт. За этим последовала картина «Нулевой эффект» 1998 года, бюджет которой не превышал двух миллионов долларов.
Кадр: фильм «Матрица»
«Матрица» стала первым по-настоящему крупнобюджетным блокбастером в карьере дизайнера. Если бюджет «Ромео+Джульетта» составлял около 14,5 миллиона долларов, то «Матрица» — все 63 миллиона. От Барретт требовалось создать визуальные образы повстанцев, которые бы четко выделяли их из рафинированного виртуального мира, созданного суперкомпьютером, что ей с блеском и удалось сделать.
Костюмы Нео (Киану Ривз), Тринити (Керри-Энн Мосс) и Морфиуса (Лоуренс Фишборн) в реальном мире и внутри Матрицы кардинально различаются. Если на борту корабля «Навуходоносор» его команда носит максимально простую и удобную в работе одежду, то в виртуальном мире их костюмы призваны выделять из толпы. Они загадочны и выглядят чужаками. Внутри Матрицы все трое носят исключительно черные костюмы и прячут глаза за черными солнцезащитными очками.
«Я старалась максимально дистанцироваться от тогдашнего мира моды, не использовать те приемы, что были в тренде», — вспоминает Барретт. Съемки фильма проходили в достаточно депрессивной атмосфере на фоне всеобщих страхов из-за «проблемы 2000», скандала Левински-Клинтон и возможного импичмента, военных действий в Косово и ожидания вторжения в Югославию сил НАТО. Это подтолкнуло Ким к выбору монохромной цветовой гаммы.
По словам Ким, ей помогло и то, что съемки проходили по большей части в ее родной Австралии — в Сиднее, где она училась. Она старалась создать максимально далекие от мирной и цветущей Австралии образы. Главные герои «Матрицы» смотрелись бы на Зеленом континенте пришельцами из другого мира, кем они в сущности и были внутри созданной суперкомпьютером виртуальной реальности.
«Когда я впервые прочитала сценарий, я подумала, что Матрица — это мир теней, в котором люди появляются и исчезают неожиданно. Поэтому у них должен быть гладкий, будто намазанный маслом внешний вид, контрастный и отражающий реальность. При взгляде на героя должен был возникать вопрос: он здесь или нет?» — рассказывает Баррет.
Кадр: фильм «Матрица»
В первом фильме Нео и Морфиус практически не снимают черные кожаные плащи, при этом герой Киану Ривза носит его поверх черной футболки, а более высокий статус Морфиуса подчеркнут черной рубашкой и галстуком — самой яркой деталью в гардеробе троицы. С костюмами для Тринити у Барретт было немного больше свободы, так как помимо плащей героиня Керри-Энн Мосс носит латексные комбинезоны, подчеркивающие ее сексуальность.
Живая легенда
Успех «Матрицы» был по-настоящему грандиозным. Суммарные кассовые сборы превысили 460 миллионов долларов, рецензии критиков были восторженными, фильм сразу же стали называть современной классикой и растащили на мемы, а использованные в нем приемы вроде замедленной съемки, показа полета пуль, вращающейся на 360 градусов камеры и зависания героев в воздухе стали общим местом в индустрии. А вот костюмы из фильма хоть и были отмечены номинацией на несколько престижных премий, модным мейнстримом не стали. В стиле «Матрицы» одевались лишь косплейщики.
Однако за первым фильмом последовало еще две части с вдвое большим бюджетом. Естественно, от сиквелов ждали столь же высокого уровня во всем, от сценария до костюмов. В гардеробе Тринити стало еще больше латекса, а вот Нео чаще появлялся без очков, кожа уступила место ткани, а в его облике в целом стало больше азиатских мотивов.
«Все мои идеи происходили из сценария фильма и должны были лучше раскрывать образ героя. Особенно много мы уделили внимание костюмам во втором и третьем фильмах, так как они должны были показать развитие персонажа Киану Ривза. Он стал более уверенным в себе, осознавшим свою избранность», — рассказывала Барретт в интервью оргкомитету премии «Оскар».
При этом от костюмера требовалось создать не только стильные, но и функциональные костюмы. Благодаря возросшему бюджету Барретт могла использовать все ноу-хау, которые были в распоряжении художников по костюмам в Голливуде в начале XXI века.
«Нужно было создать костюм, который бы здорово смотрелся в разных условиях и не сковывал бы движений актера. В фильме Нео летает, дерется под дождем, много бегает, поэтому костюм должен был хорошо выглядеть при разном освещении. Поэтому мы создали три или четыре версии костюма для съемок в разных условиях, хотя они все и выглядели как один и тот же костюм. Они были сделаны из разных материалов, поэтому мы провели много тестов, чтобы убедиться, что все они выглядят в кадре абсолютно одинаково», — поделилась она в том же интервью.
Фото: REX
При этом Барретт была открыта к постоянной модификации костюмов, исходя из требований режиссера. Когда Киану Ривз предложил увеличить число единиц вооружения, которые Нео носит с собой, а братья Вачовски его поддержали, Ким тут же добавила пояс, на котором можно было закрепить больше пистолетов. Отчасти необходимостью незаметно носить, а затем эффектно доставать из-под одежды достаточно габаритные стволы и продиктованы широкие и длинные полы плащей.
Запоздалая революция
Совершенно неожиданно одежда в стиле «Матрицы» вдруг возникла на подиумах в 2017 году во время показов коллекции осень-зима 2018. Первым, кто добавил в свою коллекцию длинные кожаные плащи, узкие темные очки и кожаные куртки, стал Демна Гвасалия. Причем «матричные» мотивы прослеживались и в коллекции Vetements, и в коллекции Balenciaga — обоих брендов, креативным директором которых является Гвасалия.
За ними последовали Balmain и Alexander MacQueen, а в следующем году коллекцию осень-зима, посвященную фильму, представил Александр Вонг. Working girl meets The Matrix стала настоящим гимном тотал-блэк и очкам странной формы. Не обошел стороной «матричную» тему и король хайпа Вирджил Абло: в арсенале Off-White появились очки в стиле фильма.
Вероятно, столь повальное, сколь и запоздалое увлечение «Матрицей» связано с выходом на авансцену поколения дизайнеров, выросших на этом фильме. В 1999 году, когда вышла первая «Матрица», Гвасалии было 18, Вонгу — 16, а креативному директору Balmain Оливье Рустену — 14. Так что фильм наверняка произвел на них сильное впечатление. А вот почему к фильму рубежа веков обратилась креативный директор Alexander MacQueen Сара Бёртон, которая на 15-20 лет старше вышеперечисленных дизайнеров, — загадка.
Интересно, что большинство луков в «матричном» стиле — женские. Пожалуй, только Vetements предложил что-то в стиле Морфиуса, остальные явно вдохновлялись Тринити. В связи с этим у Ким Барретт возникло другое объяснение всеобщему увлечению одеждой в стиле «Матрицы». На ее взгляд, дело в феминизме: «Я думаю, образ Тринити резонирует больше всего, потому что она является тем, что мы хотим видеть в феминизме. Она революционна, она не отказывается от своих убеждений, она противостоит условностям и борется за благо человечества. При этом ее манера одеваться суперженственна. Я думаю, что сила женских персонажей в “Матрице” подчеркивается точно так же, как сейчас подчеркивается роль женщин в современном обществе».
Фото: Vanni Bassetti / Getty Images
После того как вдохновленные «Матрицей» костюмы прогремели на подиумах, к ней обратились герои и главным образом героини стрит-стайла. В черных плащах, тренчах и кожаных куртках в комбинации с черными очками были замечены Белла и Джиджи Хадид, Кендалл и Кайли Дженнер, Хайли Бибер, Зейн Малик и многие другие, а Лупита Нионго однажды появилась в плаще, напоминавшем костюм Нео из второй части фильма.
Жизнь после «Матрицы»
Уже после работы над костюмами к «Ромео+Джульетта» о Ким Барретт заговорили в восторженном ключе, а «Матрица» закрепила репутацию талантливой художницы. Сама же Ким, кажется, нашла во время работы над трилогией свое призвание. После работы с братьями Вачовски ее стали приглашать в супергеройские и готические фильмы. «Готика», «Спиди-гонщик», «Облачный Атлас», «Новый Человек-паук» и «Аквамен» — вот лишь несколько фильмов, в которых Барретт работала художницей по костюмам.
Пусть некоторые актеры, сыгравшие главных героев в «Матрице», постарели, а братья Вачовски стали сестрами, но нет сомнений, что именно Барретт будет отвечать за костюмы и в четвертой части киносаги. Главной трудностью для нее будет как раз трендовость многих созданных ею образов. Впрочем, для Ким главным всегда был сценарий, от которого она отталкивалась в создании визуальных образов.
Кроме того, дизайнер признает, что не смогла окончательно отделиться от мира моды, даже работая над костюмами к первой «Матрице». «В конце 90-х все было таким мрачным и монохромным, так что, даже не стараясь использовать мир моды как отправную точку, я все равно подсознательно была связана с ним», — резюмирует Ким.