Смоленская компания Whisper Arts начала производить мобильные приложения пять лет назад, а сейчас ее продуктами пользуются десятки тысяч человек по всему миру ежедневно. А всего приложения компании скачали более двадцати пяти миллионов раз. При этом в Whisper Arts всего десять сотрудников, «по удаленке» никто не работает. Как маленькая российская компания с амбициозными целями стала крупным производителем мирового рынка мобильных приложений и начала сотрудничать с такими гигантами, как «Дисней» — в материале Ленты.ру.
Для дома, для семьи
Впервые Олег Демьянов увлекся программированием на втором курсе энергетического института, где получал специальность технолога по огранке алмазов. Из объявления он узнал о наборе желающих обучиться языку программирования Java бесплатно. Демьянов закончил дистанционный курс обучения, который в итоге смогли пройти лишь трое из тридцати начинавших. И, еще будучи студентом, начал работать в компании, производящей мобильные приложения для кнопочных телефонов.
Институт он закончил и несколько лет трудился в IT сфере, занимаясь web-разработками. Но девять лет назад с группой товарищей увлекся производством мобильных приложений для недавно тогда еще появившегося Android. «Мы пробовали, что это такое, экспериментировали, делали постоянно что-то новое дома по вечерам», — вспоминает Олег Демьянов.
Три года эта деятельность была по сути хобби, пока группа смоленских айтишников-энтузиастов не поверила, что это может приносить деньги. В 2014 году они уволились с основных мест работ и зарегистрировали компанию «Whisper Arts».
У всех новоиспеченных разработчиков на тот момент были маленькие дети, поэтому, убедившись на собственном опыте, что на рынке не хватает мобильных приложений для детей, начать решили с них. У Олега Демьянова тогда родился сын, и поэтому первый продукт компании был создан как приложение для обучения цветам, форме и тому подобному самых маленьких. Сын рос и при помощи новых продуктов узнавал, как устроена планета, что такое компьютер, кто такие динозавры.
Демьянов рассказывает, что «все приложения были рождены нашим собственным родительским опытом». «Например, я видел, как моя жена в период вскармливания сына постоянно пользуется блокнотиком, как, вставая к ребенку, часто не помнила, какой грудью кормила. Так, к рождению второго ребенка появилось приложение "Грудное вскармливание", которое позволяет учитывать сцеживания и кормления детей грудью», — делится он воспоминаниями. По словам руководителя Whisper Arts, разработчики, по сути, изначально делали продукт для собственных нужд, тестируя его на себе и членах своих семей.
Со временем сотрудники компании поняли, что способов монетизации взрослых приложений гораздо больше, чем детских. При производстве детских приложений очень большие затраты на производство, прежде всего на «озвучку». И два года назад Whisper Arts начал выпуск продуктов для взрослых, для родителей — на каждый день. Здесь также учитывался личный опыт разработчиков. «Зима, двое детей, все болеют. И жена по блокнотику проверяет, кому какие лекарства дать и когда», — вспоминает Олег Демьянов. Так появилось приложение «Mr. Pillster» для учета и напоминания о приеме лекарств. «Мы никогда не копируем чужие разработки, в продуктах компании всегда есть своя фишка, например, “Mr. Pillster” позиционируется как продукт для всех членов семьи, с удобными напоминаниями для каждого, громким звонком, как будильник», — рассказывает руководитель «Whisper Arts».
При этом, надо сказать, что все приложения, выпускаемые «Whisper Arts», произведены внутри компании, внешние разработчики не привлекаются.
Аудитория — весь мир
Олег Демьянов вспоминает, что в процессе запуска детского интерактивного журнала «Занимашки» выяснилось, что производство контента занимает у сотрудников больше времени, чем разработка новых приложений. «Поэтому мы пошли к тому, у кого этого контента много. Прежде всего — к издателям бумажных журналов». Первым партнером «Whisper Arts» стала смоленская компания «Юнилайн», выпускающая детские журналы «Тридевятое царство» и «Непоседа». Был взят их журнальный контент и запущен в виде мобильного приложения. Следующим партнером выступила московская компания «Открытые системы» с журналом «Понимашка». Есть у «Whisper Arts» и проект с «Мурзилкой».
«Имея в портфолио такое количество журналов, мы вышли на компанию «Дисней» и разработали на основе их контента мобильное приложение. Наше сотрудничество продолжается около трех лет, недавно по франшизе совместно запустили приложение "Холодное сердце". Также мы запустили интерактивные журналы со "Смешариками" и продолжаем развивать эти бренды», — рассказывает Олег Демьянов.
Опыт работы с этими компаниями позволил «Whisper Arts» выйти на зарубежные рынки и участвовать в работе зарубежных акселераторов, в международных программах. Это дало сотрудникам компании возможность получить новые знания процессов построения бизнеса и управления им, лучше понять мировой рынок мобильных приложений.
В прошлом году они приняли участие в работе акселератора LevelUp в Финляндии, провели там три месяца: общались с потенциальными инвесторами, рассказывали о себе, получили большой опыт. В итоге компания заключила контракт с финским партнером DibiDogs и к настоящему времени уже запустила с ними несколько приложений. Герои DibiDogs — это «Вселенная про собак», по мотивам которой в Китае несколько лет назад был снят популярный мультфильм. Сейчас идет работа над вторым сезоном. «Whisper Arts» отвечает за мобильную часть этого проекта и уже выпустила несколько мобильных приложений, готовится еще несколько для старта нового сезона в Китае.
«Китай — очень закрытый рынок для мобильных приложений, — рассказывает Олег Демьянов. — Мы в это долго не верили, пока не съездили туда на неделю. Нам организовали встречи с профильными компаниями. Мы поняли, что работать на этом рынке можно, но необходимы адаптация продуктов и хорошее знание местной специфики. Пока большими успехами на этом рынке мы похвастаться не можем, но работаем в этом направлении».
На данный момент приложения Whisper Arts, а их уже 50, скачало более 25 миллионов человек. Наиболее популярны продукты компании для взрослой аудитории, ими активно пользуются в Бразилии, США, Канаде, Германии, Польше, Франции, странах бывшего СНГ. Пятнадцать процентов пользователей — россияне.
Изображение: «Whisper Arts»
Пять месяцев назад по совету партнеров сотрудники компании начали пользоваться Бизнес-навигатором МСП. Руководитель «Whisper Arts» сетует, что «поздновато, поэтому успели набить много шишек». «А здесь есть много полезной базовой информации, нормативных документов, шаблонов договоров. Сейчас в компании Бизнес-навигатор используют для получения маркетинговой и аналитической информации, информации о льготах, субсидиях, грантах для бизнеса, и ,конечно, мы с интересом читаем статьи о бизнесе, — уверен Олег Демьянов. — А для начинающих предпринимателей — это просто незаменимый драгоценный инструмент».
Аудитория продуктов «Whisper Arts» поистине широка. Это родители и дети, крупный и малый бизнес. Все приложения бесплатные, зарабатывает компания на встроенных покупках и рекламе. Команда сотрудников — десять человек, все разработки «инхауз».
Олег Демьянов считает «Whisper Arts» командой, «которая создает полезные инструменты и решения в мобильном виде для различной аудитории». «Мы хотим, чтобы как можно больше пользователей узнали, что мобильный телефон это не только мессенджеры, социальные сети и видео, — делится Олег. — Это полезный портативный друг, который всегда рядом, всегда под рукой и всегда поможет, подскажет или напомнит. А для этого нужно установить и использовать полезные и правильные приложения».
Компания делает продукты удобными для использования в любой точке мира, уделяя много времени локализации и адаптации под местные рынки. По словам Олега Демьянова, «нам нравится бросать вызов нестандартным ситуациям и искать элегантные и простые решения».