Пока искусствоведы, культурологи, художники и присоединившиеся к ним политики горячо спорят о допустимом в стрит-арте, бизнес решительно использует новый тренд в искусстве. О том, как банк ПСБ решился на уникальный эксперимент по оформлению своих офисов в стилистике граффити и что из этого вышло, — в материале «Ленты.ру».
«Всегда есть надежда»
Только что аукционный дом Сhristieʼs продал принт работы британского стрит-художника Banksy «Девочка с воздушным шаром» почти за полмиллиона долларов США. Речь идет об очередной репродукции этой знаменитой работы, которая в октябре 2018 года была продана Sothebyʼs за более чем миллион фунтов стерлингов и сразу же после удара молотка аукциониста самоуничтожилась на глазах у изумленных присутствующих, разрезавшись на тонкие ленточки.
Фото: «Лента.ру»
Несмотря на такое феерически неожиданное завершение торгов, покупательница решила приобрести работу. Сам Banksy резко прокомментировал такой выбор, а дом Сhristieʼs так вдохновился откровением стрит-артиста, что взял его цитату для заголовка официального каталога к торгам повторного принта этой работы, по мнению экспертов Sotheby’s, нарисованной художником в 2002 году в районе Шордич в Лондоне. Граффити сопровождалось фразой «Всегда есть надежда». Вот так объекты уличного неформального искусства все уверенней завоевывают первые места в рейтингах самых успешно продаваемых работ, и часто вопреки тому, что думают об этом их авторы.
Становится стрит-арт все более заметным явлением и в общественной жизни. И тут далеко ходить не надо — то, что произошло с «Супрематическим крестом» известного стрит-артиста Покраса Лампаса в Екатеринбурге, — яркое тому подтверждение. В июле этого года в рамках фестиваля уличного искусства STENOGRAFFIA Покрас Лампас создал на одной из площадей Екатеринбурга композицию по мотивам одноименного произведения Казимира Малевича. Православные активисты увидели в этом попрание главного символа христианства — креста.
Начались петиции и просьбы закрасить крест. Организаторы фестиваля настаивали на его сохранении. Страсти накалялись. И тут директор Музея святости, исповедничества и подвижничества Оксана Иванова решила ответить акцией на акцию — православные вышли на площадь в футболках со словами, складывающимися в фразу «Крест — символ победы Христа над твоей смертью. Не растопчи любовь», и держались за руки. Другие выступили с одиночными пикетами по периметру арт-объекта. В итоге художник изменил эскиз своей работы — примирив все враждующие стороны.
В случае с Екатеринбургом Banksy оказался прав: «Всегда есть надежда», несмотря на то, что, по словам культуролога Андрея Ломоносова, «стрит-арт противоречив по своей природе». «С одной стороны, это продукт развития большого города, мегаполиса, капиталистической цивилизации со всеми ее социальными проблемами, с другой — это форма реакции на утрату городом черт городской жизни в классическом смысле, утрату некоей специфической обустроенности микропространств с их своеобразной культурной маркировкой, — говорит в интервью «Ленте.ру» Андрей Ломоносов. — В этом смысле стрит-арт является способом маркировки пространства, которая должна подчеркнуть те специфические процессы, которые происходят в современной цивилизации».
Очищение Москвы
Пока в Екатеринбурге общественность наслаждалась достигнутым гражданским миром, в Москве в середине сентября стали одна за другой исчезать знаменитые работы в стиле граффити. Общественность заметила прежде всего отсутствие работы «Послание» австралийского художника Финтана Маги на Рождественке. Оказалось, что граффити были закрашены в связи с новыми правилами их нанесения, которые ранее утвердило правительство города Москвы.
За этой работой канул в Лету четырехэтажный пейзаж на фасаде дома по улице Гиляровского, написанный художником по прозвищу Nutk. Растворился в небытии пятиэтажный граффити «В синем море, в белой пене» на Беговой улице казанского художника Рустама Салемгараева, известного под псевдонимом Qbic. И уж что совсем обидно — исчезло граффити с портретом Константина Станиславского на Бауманской улице. Граффити великого режиссера и теоретика театра было выполнено художником из столичной группы ZWS Crew в 2013 году в рамках городского фестиваля «Лучший город Земли».
«Коммерсантъ» отмечает, что закрашенные работы регулярно включались в онлайн-путеводители по Москве. Например, про граффити «В синем море, в белой пене» портал Kudago сообщает: «Как и многие работы Рустама, эту отличает синяя цветовая гамма, мечтательно–грустные герои, водная тематика, реалистичное изображение сказочных сюжетов».
По новым правилам мэрии, рисовать на зданиях можно, согласовав дизайн-проект в семи ведомствах под руководством департамента ЖКХ. Но самое главное, что тематика стрит-арта отныне ограничивается наукой, спортом, искусством, историческими событиями и «выдающимися личностями». Вдобавок готовая работа должна еще пройти приемку ведомственным худсоветом.
«Я думаю, что можно было бы просто обратиться к опыту зарубежных коллег — узнать, как в Берлине, Риме, Барселоне регулируется нанесение этих рисунков, как там решают, что закрашивать, а что не закрашивать. А пока у нас решили всех одним махом прикрыть, и в первую очередь постановление создаст проблемы тем, кто организует фестивали, — говорит в интервью «Русскому репортеру» уличный художник и организатор фестивалей стрит-арта Слава Птрк. — Знаковые произведения становятся символом если не города, то отдельных районов точно — это ведь новые городские достопримечательности. А теперь их уничтожают, и это выглядит довольно абсурдно с точки зрения туризма, потому что стрит-арт не воспринимается как явление, привлекающее людей из других городов».
Фото: «Лента.ру»
По пути Третьякова
Когда Павел Михайлович Третьяков стал собирать картины русских художников, он сразу же решил завещать будущую коллекцию родному городу. «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие», — написал великий меценат еще в 1860 году. Концепции коллекции как таковой не было — Третьяков покупал то, что ему просто нравилось. К тому же картины русских художников не особенно и ценились, зато критики они подвергались нещадной.
Выгодное положение любого банка состоит, безусловно, в том, что он волен, как в свое время Павел Третьяков, поступать по своему усмотрению в выборе политики меценатства. ПСБ пошел дальше просто покровительства художникам и решился на уникальный эксперимент — в паблик-проекте «Богатыри своего дела» идея исторической преемственности соединилась с актуальными художественными трендами. И все это имело совершенно прикладное значение — уличные художники оформили в стиле граффити несколько отделений ПСБ в столице, что, кстати, тоже новая отличительная черта нынешнего времени.
По словам куратора проекта Ольги Погасовой, важной задачей было «отразить стилистическое и эстетическое разнообразие и диапазон российского стрит-арта. Мы выбрали художников, которые смогли самобытно интерпретировать богатырскую тематику». В каждой из трех работ проекта — сильные люди глазами «уличного» художника, граффити-богатыри. В офисе ПСБ на Стромынке художник-график и стрит-артист Вова Nootk (Владимир Гупалов) обратился к образам русских былинных витязей, иллюстрациям Ивана Билибина и хрестоматийной работе Васнецова «Богатыри». Кстати сказать, знаменитое полотно мастера Павел Третьяков купил в 1898 году — уже в конце своей деятельности. Промсвязьбанк и Вова Nootk начали с этого знаменитого сюжета.
Эти граффити отсылают к древнерусским былинам и мифам. Узнаваемые пейзажи выполнены в узнаваемом уличном стиле. Однако ни одного из известных нам богатырей на стенах не изображено, но создается полное ощущение присутствия за одним из холмов сразу трех популярных персонажей, настолько позитивной, ненавязчивой уверенностью и мощью заряжена эта работа.
«Сказочная тематика и Билибин вдохновляли меня с юности. Сейчас мне было интересно придумывать персонажей, с одной стороны, такими, как если бы я иллюстрировал книгу о богатырях сегодня, с другой стороны — чтобы они органично смотрелись в отделении банка», — рассказывает Владимир Гупалов. Стрит-артом художник занимается уже более 20 лет. Его работы — это сплав уличной культуры, иллюстрации и мультипликационной эстетики. Художник активно участвует в выставках и многочисленных стрит-арт-фестивалях. Является автором монументальных работ в России, Испании, Италии, Ливане и Грузии.
Фото: «Лента.ру»
«Мы работаем в окружении произведения искусства, и клиенты не остаются равнодушными, очень позитивно на это реагируют. "Круто!" — наиболее частая оценка большинством коллег по банковской сфере», — делится впечатлениями управляющий офисом ПСБ на Стромынке Сергей Саруханян. По его словам, яркие цвета цепляют взгляд. И даже если клиент работает с операционистом, и, например, ждет решения какого-либо вопроса, то с удовольствием рассматривает росписи и часто задает вопросы о художнике.
«Сотрудник начинает рассказывать о проекте, о том, почему наш банк выбрал этот проект. Появляется дополнительное расположение к банку. Такие клиенты часто рекомендуют нас друзьям», — рассказывает Сергей Саруханян.
«Заказчик может выступать некоей силой, способной давать импульс для формирования формата, образов и тем. В этом смысле, это среднее пространство, открытое, лабораторное между уличными художниками и заказчиком. Здесь можно говорить об осмыслении городской среды как определенного рода пространственной дискуссии, — говорит об эксперименте Андрей Ломоносов. — Мы живем в эпоху постмодернизма, и то, что написано на стене, — это дискурс. Там, где речь идет о некоей знаковости текста и его художественного оформления, визуальных образов можно говорить о смыслах в их формате современной цивилизации, то есть как эти смыслы мигрируют, трансформируются, вступают во взаимодействие».
По следам Рябушинских
Стрит-артист Роман Мураткин внимательно изучил историю здания Промсвязьбанка и выяснил, что в этих стенах до Октябрьской революции находились несколько контор братьев Рябушинских. По мнению художника, «братья Рябушинские — герои начала прошлого века. Амбициозные предприниматели и широкой души люди — меценаты и коллекционеры. Своим примером они вдохновляют на свершения».
Но еще сильнее художника вдохновил образ промышленной революции, двигателем которой была семья Рябушинских. Для Романа Мураткина главный богатырь XIX века — технический прогресс. А сильные люди российской истории — это люди труда, освоившие сильные машины, мощные для того времени ткацкие станки. На стенах офиса ПСБ на Китай-городе — трудовые будни текстильной промышленности позапрошлого века.
Роман Мураткин в оформлении офиса на Китай-городе особое внимание уделяет пластичности формы, использует большое количество орнаментов и декоративных элементов, смешивает графику и акварель. Он любит творчество советских художников 20-30-х годов, из самых ценимых — Филонов, Дейнека, Пименов.
Управляющая дополнительным офисом на Китай-городе Елена Демонова проработала при «старом дизайне» в этом здании восемь лет. Решение о смене художественного оформления отделения она встретила с восторгом. «У нас большие окна, и росписи хорошо видны с улицы. Часто к нам заходят экскурсии, и экскурсоводы, как в музее, рассказывают о развитии ткацкой промышленности в России XIX века, о семье Рябушинских. Кстати, после таких экскурсий в отделении появилось два новых VIP-клиента, которые сначала заинтересовались историей, а потом и банковскими услугами», — рассказывает Елена Демонова.
Сила духа, воли и интеллекта
Художник-монументалист, графический дизайнер Артем Стефанов (aka STFNV) увидел русскую мощь в силе духа, воли и интеллекта. На стенах офиса на Кутузовском проспекте — знаковые персонажи российской истории, богатыри науки и культуры. Русскими богатырями художник считает Льва Толстого, Петра Первого, Михаила Кутузова, Михаила Ломоносова и Анну Ахматову.
«Я хотел найти не просто важных для России героев, а тех, кого каждый узнает без подписи. Так появились пять ярких портретов, воплощающих безграничность человеческих возможностей и великую силу духа», — рассказывает Артем Стефанов.
Артем Стефанов (aka STFNV) специализируется на масштабных уличных работах c ярко выраженным оптическим эффектом. Он участвовал более чем в тридцати фестивалях уличного искусства в Германии, Австрии, Швейцарии, Испании, Грузии, Украины и России.
Начальник отдела розничных продаж и клиентского обслуживания офиса «Кутузовский» Екатерина Фофанова отмечает, что офис понравился и сотрудникам, и клиентам. «Мы ждали с нетерпением реакции клиентов на наш новый дизайн. Большинству нравится, особенно молодежи, к нам даже заходят фотографироваться. Клиенты отмечают, что банк идет в ногу со временем». Все сотрудники офиса готовы ответить на вопросы об изображенных на стенах исторических персонажах.
А вопросы бывают самые неожиданные, например, почему художник причислил к великим духом россиянам Михаила Ломоносова. В отличие от Петра Первого, «мирный гений в парике», по словам Екатерины Фофановой, не кажется некоторым посетителям великим. Даже поэтесса Анна Ахматова не вызывает вопросов. Не говоря уже о Дмитрии Менделееве, изобретателе периодической системы элементов, которому многие, кроме того, по-прежнему ошибочно приписывают изобретение водки. Может быть некоторые воспринимают Ломоносова как чистого гуманитария, автора хвалебных од? Но сотрудники офиса на Кутузовском всегда готовы рассказать любопытным клиентам о величии духа этого ученого и его вкладе в мировую науку.