Греция давно стала одним из любимых мест отдыха русских туристов. Теплое море, античные развалины, пляжи, острова, паруса, вино, морепродукты, расслабленная нега Средиземноморья... Те же, кому недостаточно пляжного комфорта, отправляются в Фессалию и еще дальше на восток — на Афон, чтобы увидеть и посетить знаменитые монастыри Афона и Метеоры. В Грецию ежегодно приезжает до миллиона наших соотечественников. Но вот на северо-западе континентальной Греции — в Эпире — русских туристов практически не бывает. Впрочем, как и гостей из других стран, включая, казалось бы, всепроникающих китайцев. Между тем это один из самых замечательных регионов страны, и всякому грекофилу там просто необходимо побывать. Корреспондент «Ленты.ру» побывал в Эпире и поделился впечатлениями.
Коротко об истории
Даже по меркам Греции история Эпира уникальна. По одной из версий, именно он был колыбелью греческого этноса. Отсюда предки греков расселились по Балканскому полуострову и многочисленным островам Эгейского и Ионического морей. Две с половиной тысячи лет назад в центре Эпира — Додоне — находился храм Зевса с самым почитаемым в Греции оракулом. О нем упоминал в «Илиаде» Гомер и писал Геродот.
Фото: Петр Каменченко
В VI-III веках до нашей эры могущества достигло Древнеэпирское царство, прославленное царем Пирром и его многочисленными пирровыми победами над Римом. Злопамятные римляне отомстили в середине II века до н.э.: захватив Эпир, они разорили 70 городов-полисов и увели в рабство 150 тысяч жителей.
До IV века Эпир был римской провинцией, а затем вошел в состав Византии, став важной частью Восточной империи. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году Эпирское царство со столицей в Арте на недолгое время превратилось в крупнейшее государство на Балканах.
С падением Византии в 1453 году Эпир перешел под контроль Османской империи. К христианам турки относились веротерпимо, более того — многие православные монастыри и храмы были построены именно в этот период.
В конце XVIII века главным городом Эпира стала Янина, где находилась резиденция правителя региона Али-паши. Те, кто читал «Графа Монте-Кристо», наверняка помнят красавицу Гайде, дочь Али-Тебелина, паши из Янины, свидетельствовавшую против врага Эдмона Дантеса графа де Морсера.
Али-паша, формально являясь вассалом Османской империи, вел независимую политику, объединив под своей властью значительные территории. Брокгауз и Ефрон назвали его «первым апостолом могущества европейской культуры» на Балканах. В 1820 году турецкие войска вторглись в Эпир и после многочисленных стычек принудили Али-пашу сдать цитадель на озере Янина. Вопреки обещаниям турок Али-паша был казнен, а его голова отправлена в подарок султану Махмуду II.
Эпир активно участвовал в войне за освобождение Греции от турок, в Балканских войнах, во Второй мировой войне и греческой гражданской войне. И все эти события оставили на его земле отчетливые следы.
Янина и Арта
Янина и Арта — крупнейшие города Эпира. Добраться до Арты можно на автомобиле из Афин (374 километра) или с Корфу, где есть аэропорт. Янина расположена в 75 километрах к северу от Арты.
Арта (Амбракия) — один из древнейших городов мира — был основан коринфянами в 640 году до н.э. От древней Амбракии здесь остались многочисленные исторические развалины, в том числе храм Аполлона. От Византии — множество православных храмов с редчайшими фресками и иконами.
Фото: Петр Каменченко
Обязательно нужно побывать в церкви Богородицы Утешительницы (Panagia Paregoritissa), где сохранились мозаики XIII и фрески XV веков. Церковь необычной архитектуры с огромным внутренним пространством, под куполом — одно из древнейших изображений Иисуса Пантократора одиннадцати метров в диаметре. Неподалеку — музей раннехристианской скульптуры с экспонатами IV-VI веков.
Символ Арты — знаменитый арочный мост, возведенный еще в эпоху Артского деспората (1358-1416) и перестроенный в 1602 году. Артский мост известен во всей Греции благодаря песням и легендам. Самая популярная из них рассказывает о том, как 45 мастеров и 60 учеников под руководством знаменитого зодчего день за днем строили мост, а каждую ночь его разрушали демоны. Но однажды птица человеческим голосом объяснила зодчему суть проблемы: чтобы мост стоял, он должен принести в жертву собственную жену. Бедную женщину замуровали, оставив снаружи ногу, чтобы она могла качать люльку с младенцем, руку, чтобы она могла его утешить, и грудь — чтобы кормить. Оригинальное технологическое решение сработало: демоны в ужасе разбежались, а мост стоит до сих пор.
Главный город Эпира — Янина (ударение на первом слоге). Янина известна с IX века. За это время городом поочередно распоряжались византийцы, норманны, венецианцы, албанцы, сербы, турки, греки. И каждый народ оставил о себе память. От древних греков сохранился огромный амфитеатр, построенный царем Пирром в Додоне. Вмещает он до 18 тысяч зрителей и используется до сих пор для представлений разного рода.
Восточно-римская империя оставила Янине православные церкви и монастыри. На одном только Янинском острове (остров посреди одноименного озера) шесть византийских монастырей. От эпохи крестовых походов сохранился замок Боэмунда, от Али-паши — цитадель на острове. Янина — центр серебряных ремесел Греции. Здесь работает около сотни мастерских, изготавливающих из серебра все, что только возможно придумать. Янинские серебряных дел мастера славятся своей честностью.
Две курицы и тайная комната
При всей значительности Арты, Янины, Превезы и других городов региона самое интересное в Эпире — это горные районы. В окрестных горах бесчисленное множество древних византийских и поствизантийских памятников — монастырей, церквей, часовен, любопытных исторических развалин.
Фото: Петр Каменченко
За несколько дней благодаря бодрости отца Константина (о нем ниже) и собственной любознательности нам удалось побывать в нескольких отдаленных деревнях и монастырях. Накрутили за это время по горным дорогам около полутора тысяч километров. Можно было увидеть и больше, вот только световой день в ноябре короткий. Хотя не холодно — днем около +18, ночью 8-10 тепла.
От Арты до горного монастыря Гиромери примерно 130 километров, а если ехать из Янины в сторону албанской границы — всего 75. Гиромери похож на замок. Кастро, как говорят в Греции. Висит, обняв гору, над пропастью. Высокие скошенные стены, черепичные крыши, маленькие окошки-бойницы, закрытые ставнями, мощные окованные железом ворота, серый камень, прямые линии, строгие формы. Внизу шумит невидимая река.
Монастырь был основан в начале XIV века византийским монахом знатного имперского рода. В период расцвета (XVI век) Гиромери считался главным культурным, религиозным и общественным центром всего региона. Здесь была собрана обширная библиотека, работала мастерская каллиграфии и иконописи. За шесть столетий монастырь не раз подвергался набегам и осадам, горел, восстанавливался, приходил в запустение и вновь оживал.
Сейчас в нем всего четыре единицы братии: три монаха — 50, 48 и 40 лет и один послушник 28 лет от роду. Кроме них в монастыре работают реставраторы из Афин и художник, расписывающий фресками стены в восстановленных помещениях. Приезжают добровольцы и паломники. В отдаленных планах — строительство небольшой гостиницы, пока же в монастыре могут разместиться не больше пяти гостей одновременно. Немного жителей осталось и в окрестных деревнях.
— До гражданской войны (1946-1947 годов — прим. «Ленты.ру») деревни были большие, по 700-800 жителей, — рассказывает настоятель обители отец Мефодий. — Но во время войны люди уехали и назад уже не вернулись. В деревнях осталось по десять-двадцать человек, в основном старики.
Гарантированного дохода братия получает 1850 евро в год на всех. Негарантированный доход — пожертвования прихожан и туристов. На эти деньги нужно содержать монастырь, делать текущий ремонт и кормиться. Из хозяйства есть сад с лимонными и оливковыми деревьями, огород, сорок овец и две курицы (остальных перетаскали лисы).
Встают в 5 утра. С 6 до 8.30 служба, затем завтрак и работа. Делают вино и оливковое масло. Не на продажу, для себя. Есть электричество, но из-за ненастья его нередко отключают. На этот случай припасен генератор. Есть телевизор, но из-за гор он практически ничего не показывает. В келье видел стойку с компакт-дисками.
В библиотеке — небольшое собрание старинных книг и рукописей. Часть из них привезены из России еще в XIX веке. Отец Мефодий нажимает скрытую пружину, и стеллаж, в лучших традициях Умберто Эко, отъезжает в сторону, открывая тайную комнату. У всякого хорошего монастыря должны быть свои секреты.
Откровение отца Константина
Пока едем, отец Константин рассказывает о себе. Родился в Конго (Киншаса), где у его семьи был торговый бизнес. В конце 1980-х в стране началась очередная гражданская война. Их дом три раза грабили и сжигали. Но отец любил Африку и не хотел уезжать. Здесь он построил на свои деньги больницу, православный храм, детский дом, пригласил на работу врачей и учителей. Наконец, в 1991 году он все же отправил семью в Грецию, а сам остался в Конго.
Так в 15 лет Константинос Тампакис оказался на родине своих предков, в Янине. Окончил школу, поступил на экономический факультет университета, а после его окончания устроился на работу в банк. За 18 лет дослужился до директора крупного филиала. Помогло знание французского языка. Но однажды в храме Гроба Господня в Иерусалиме у него было откровение. Что именно привиделось будущему отцу Константину, он не сказал — «время еще не пришло», — но понял, что должен служить церкви.
Духовник на Афоне велел ему вначале жениться и завести детей, а уж потом принять сан. Так он и поступил. Уже став священником, первые два года отец Константин работал бесплатно. Жили бедно. Сейчас на его попечении пять деревень, разбросанных на добрые полторы сотни километров, и дом для престарелых. Кроме того, отец Константин работает с детьми с ограниченными возможностями, ведет программу на радио.
На границе
В пограничной деревне с трудно выговариваемым названием Моливдоскепасти нас встречают броневик и с десяток вооруженных автоматами солдат греческой армии. До Албании отсюда не больше километра. Поговаривают о наркотрафике с той стороны, о том, что дома и церкви в деревнях нужно запирать, а еще лучше — ставить на сигнализацию: иконы и церковная утварь представляют немалую ценность для грабителей. Крадут даже мощи святых, которые потом перепродают на черном рынке.
Фото: Петр Каменченко
На крутом обрыве стрелки рек Аоус и Сарантапорус примостился Свято-патриарший монастырь Моливдоскепасту. За рекой уже Албания, до нее всего каких-то 400 метров. В монастыре хранится чудотворная икона Богоматери Моливдоскепасту. Ей приписывают множество чудес, одним из которых когда-то стало местоположение границы между странами.
После Первой Балканской войны Османская империя потеряла свои европейские владения, за исключением Стамбула (Константинополя). По Лондонскому договору 1913 года Греция получила Македонию, а на ее северной границе появилось новое государство Албания. Представители великих европейских держав прибыли в регион, чтобы определить, где именно должна пройти пограничная черта между двумя государствами.
По первоначальному решению деревня и монастырь должны были отойти к Албании, однако когда европейцы собрались уезжать, их лошади неожиданно взбесились, сбросили седоков и разбежались. Делегатам пришлось задержаться. Вечером они хорошенько угостились, а наутро решили, что новую границу следует перенести за реку. Местные греки, не желавшие становиться гражданами Албании, посчитали произошедшее чудом.
Сам же монастырь был основан в VII веке византийским императором Константином IV Погонатом после успешного похода на Сицилию (670 год). За тринадцать с половиной веков монастырь не раз грабили и разрушали. В последний раз — в 1943 году, когда его основательно отбомбили самолеты люфтваффе. Пострадала тогда и чудотворная икона, точный возраст которой неизвестен.
В главном храме монастыря сохранились византийские фрески начала XIV века. Здесь же находится восстановленная чудотворная икона, вокруг которой развешаны серебряные пластинки с объемными изображениями младенцев — подарки благодарных женщин, которым Богоматерь помогла забеременеть и родить. А пластинки с фигурами взрослых людей — от излеченных от хвори.
Святой Грааль и изгнание бесов
В 62 километрах на северо-восток от Арты, в Пиндских горах, красивейшие водопады: два потока, срываясь с живописных стометровых скал, дают здесь начало горной речке. В нескольких километрах от водопадов в уютной долине расположился монастырь Святой Екатерины.
Фото: Петр Каменченко
Вот уже 11 лет за ним присматривает отец Митрофаний — единственный здешний монах. До того как перебраться в Дзумерку (так называется этот горный район), он преподавал теологию, а когда вышел в отставку, решил стать монахом. 58-летний Митрофаний живет в монастыре один, нет ни собаки, ни даже кошки.
— Монастырь достаточно большой, и нужно постоянно работать. Встаю в 5 утра, но времени все равно не хватает даже на огород. Раньше была кошка, но потом она пропала, теперь только мыши и змеи, — сетует отец Митрофаний. — Но я монах и обязан жить скромно.
Живет отец Митрофаний очень скромно. Денег от государства не получает. Единственный доход — пожертвования прихожан. На эти деньги нужно и монастырь содержать в порядке, и как-то кормиться. Жители деревни поднимаются в монастырь нечасто, в основном по религиозным праздникам. Молодежь совсем редко приходит, только если появляются какие-то проблемы. Туристы практически не добираются. Русских тут еще не было.
У монастыря интересная история. Построили его византийцы в начале XIV века. Долго он был центром религиозной, культурной и общественной жизни региона. Помимо прочего здесь изгоняли бесов из одержимых. От прикладного экзорцизма остались тяжелые кандалы и цепь, вделанная в пол одного из монастырских помещений. Отец Митрофаний не без удовольствия демонстрирует нехитрое психотерапевтическое приспособление.
Несколько столетий главным сокровищем монастыря были мощи святой мученицы Екатерины Синайской, доставленные в Грецию из Египта. Мощи пережили турецкое владычество и множество войн. Во время немецкой оккупации с их помощью монахи исцеляли от ран местных партизан. Узнав об этом, фашисты сожгли монастырь, но реликвию так и не нашли. Монахи, рискуя жизнью, успели ее спрятать и не выдали место даже под угрозой смерти. А в 2007 году, за год до приезда Митрофания, когда монастырь стоял пустым, мощи украли. Осталась лишь древняя икона святой. Именно она и является теперь главным достоянием монастыря.
Фото: Петр Каменченко
Патриарх и 70 митрополитов в Арте
Греческое и русское православие — одна религия. В догматах и канонах между нами нет разницы. Не зря же в России термины «православие» и «греческая вера» всегда считались синонимами, в отличие от «веры латинской». В то же время в обрядах и практике двух родственных церквей немало различий — как внешних, так и в отношениях между священнослужителями и прихожанами.
В современной России священники составляют как бы отдельную касту, стоящую выше обычных граждан. Греческие батюшки гораздо ближе к народу, проще и доступнее. А к церковным сановникам, даже высшего ранга, здесь относятся очень спокойно. Во время моего пребывания в Арте там проходил мощный церковный форум, на котором присутствовали 70 (!) митрополитов греческой церкви и сам патриарх.
Легко представить, что происходило бы в России: давка, истерики, ОМОН, очередь от храма Христа Спасителя до Кремля. В Арте же событие не вызвало абсолютно никакого ажиотажа. Более того, на утреннюю службу в кафедральном соборе, которую проводили сразу семь митрополитов, пришло всего-то человек тридцать местных жителей.
При этом более 96 процентов греков считают себя православными, а во всем Эпире нет ни одной действующей мечети. Зато маленькие часовенки размером в половину человеческого роста с крестом сверху, иконой и лампадкой внутри можно встретить у въезда практически в любую греческую деревню, на пересечении дорог, вдоль шоссе — если в этом месте случилась авария, кто-то погиб или, наоборот, чудесным образом спасся. Иногда кажется, что такие часовенки греки ставят по любому пришедшему в голову поводу. Видел часовенку даже у городской помойки.
Праздник святого Мины и чудо с камнем
На следующий день на празднике святого Мины в деревне Колинолифари, куда меня завез батюшка Константин, на площади у церкви собрались едва ли не все жители. Церковный двор накрыли от дождя, икону святого вынесли на улицу, ставили к ней свечи, крестились, целовали оклад, ели сувлаки, фету, запивали горячим ципуро с медом. Разговаривали, пели, танцевали, веселились.
Фото: Петр Каменченко
И крестный ход в Греции — это больше народный праздник, чем мистическое действо. У нас, как правило, обходят храм. А в Греции идут с духовым оркестром на центральную площадь, где с песнями и плясками сжигают по случаю символическое чучело Иуды, а потом устраивают фаер-шоу с петардами и хлопушками.
В ритуалах двух церквей вообще много отличий. В греческих храмах нет свечных лавок и подсвечников у икон. Свечи греки ставят в притворе церкви в песок, который часто еще и заливают сверху водой. Свечи лежат тут же, и каждый волен оставить за них столько денег, сколько сочтет возможным. В церковных хорах поют только мужчины. Зато женщины могут входить в храм с непокрытой головой и в брюках. Это считается вполне нормальным. Во время службы здесь сидят, для этого в храмах расставлены лавки. И литургии тут заметно короче.
В России священники постоянно носят поверх одежды большие, часто богато украшенные кресты. В Греции кресты надевают только во время архиерейских служб. Здесь уже сам факт ношения креста считается церковной наградой, поэтому рядовые священники наперсный крест не носят. Евангелие в греческих храмах читается лицом к прихожанам, а у нас — лицом к алтарю.
Как греческий коммунист приехал в СССР и поверил в бога
В Греции православие — государственная религия, а церковь не отделена от государства. В результате греческому православию вполне официально приходится считаться с политической конъюнктурой в стране. Так, например, когда под давлением Евросоюза в Греции были легализованы однополые браки, церкви пришлось с этим смириться. Впрочем, это не значит, что гей-пары тут венчают в церкви.
Греческая и Русская православные церкви крепко связаны. И греки благодарны России не меньше, чем мы им. После освобождения от турецкого гнета именно Русская православная церковь (РЦП) и русские меценаты помогали в восстановлении местных храмов и монастырей. В большинстве греческих церквей есть русские иконы и предметы церковной утвари, подаренные и привезенные из России.
В церкви Успения Пресвятой Богородицы в деревне Дельвинаки мне показали чудесный резной алтарь, привезенный из Одессы в 1850 году. В другом храме батюшка вынес и показал золотую чашу русской работы — главное сокровище своей церкви. Еще в одном храме есть роскошное паникадило московской работы. Греки чтут русских святых. В новой росписи монастыря Гиромери присутствуют фрески с изображением Святого Владимира, Александра Невского, Серафима Саровского.
Фото: Петр Каменченко
Тем неприятнее для греков ситуация, сложившаяся вокруг Православной церкви Украины (ПЦУ), которую РПЦ считает раскольнической. Элладская церковь не могла определиться в своем отношении к этому вопросу с марта по октябрь, но под давлением Константинополя все же официально признала ПЦУ.
Понятно, что решение это продиктовано политическими причинами, так как для самой Элладской церкви конфликт с крупнейшей православной церковью, какой является РПЦ, крайне невыгоден. После окончания форума в Арте провели пресс-конференцию четыре митрополита Элладской церкви: Калинникос — митрополит Арты, Хрисостомос — митрополит Додоны, Феофелос — митрополит Лефкады и Итаки, Кириллос — митрополит Родоса и архимандрит Спиридон Катрамадос. Я задал им пару вопросов.
В Грецию из России приезжает около 80 тысяч паломников. Для того чтобы приехать, они должны получить благословение от своей церкви — то есть от Русской православной церкви. Если они его не получат, то просто не приедут. Как вы к этому отнесетесь?
Митрополит Родоса Кириллос: Это личное дело каждого, насколько они считают допустимым, чтобы патриархат или их церковь говорили им, куда ехать или не ехать. Хочу вам кое-что рассказать. В 1978 году, когда я впервые поехал в коммунистическую Россию, меня отговаривали, и тем не менее я продолжал ездить туда каждые два месяца. В одной из моих поездок в группе было 144 человека — священники и представители церкви. Дома все удивлялись — ты везешь их в Советский Союз?! В одной из групп с нами был греческий коммунист, который открыл для себя веру после того, что увидел в России. Так что не дело церкви в это вмешиваться.
О том, как относится Элладская церковь к легализации гомосексуальных браков в стране, я спрашивать не стал — не хотелось ставить в неловкое положение уважаемых старцев.
Фото: Петр Каменченко
Святой Паисий и чудо с цементом
В заключение расскажу еще одну историю. В городке Коница у самой албанской границы есть музей святого Паисия. Канонизировали его совсем недавно, в 2015 году. Музей очень напоминает наши маленькие музеи мучеников революции, где среди пары десятков экспонатов бывали выставлены сапоги, телогрейка, орден, наган и простреленный парт- (комсомольский) билет. В 1990-х жилплощадь героев по большей части приватизировали, а артефакты, включая наган и орден, растащили.
Паисий был монахом, во время войны партизанил в горах, потом восстанавливал церкви и монастыри, жил скромно, помогал людям советом и делом, совершал чудеса. Чудеса вполне бытовые. Не хватало цемента, он молился, ехал и доставал цемент. Не хватало кирпича — молился, ехал, привозил кирпич. Заболел раком легких, стал молиться, лег на операцию, прожил еще несколько лет. Оставил о себе добрую память и был канонизирован. Обычный греческий святой. Обычная греческая история.
«Лента.ру» благодарит за помощь в подготовке материала представительство ГНТО в России и странах СНГ и лично его директора Поликарпоса Ефстатиу, а также руководителя Паломнической службы Священного Синода Элладской церкви, архимандрита Спиридона Катрамадоса