Российский кинопрокат постепенно отходит от многомесячной паузы, вызванной пандемией коронавируса, — и на экраны уже начинают выходить заметные фильмы. Главная премьера этой недели — фантастическая драма Гэвина Ротери «Мой создатель», повествующая об ученом, который пытается загрузить сознание покойной жены в созданного им самим андроида. Робота в этой вдумчивой и меланхоличной картине сыграла Стейси Мартин, актриса, которая прославилась требовавшими от нее полного обнажения ролями в «Нимфоманке» Ларса фон Триера и «Молодом Годаре» Мишеля Хазанавичуса, а в «Моем создателе», напротив, была вынуждена облачаться в полное робообмундирование. «Лента.ру» поговорила с Мартин о фильме.
«Лента.ру»: Каким темам посвящен «Мой создатель»?
Стейси Мартин: Это кино о любви и горечи утраты — но также и об идентичности. Все эти темы раскрываются через сюжет об ученом, который создает андроида J3, чтобы таким образом воссоединиться с покойной женой.
Вы ведь, соответственно, сыграли и жену, и андроида?
Даже больше. Я играю и Джулс, и J3, а еще озвучиваю J2 — предыдущую, неудачную версию. J3 и J2, как и предшествовавшая им J1, в определенном роде все являются эхами Джулс, ушедшей из жизни жены Джорджа, героя Тео Джеймса. J3 — его наиболее продвинутое творение. Она — полноценный, почти человекоподобный робот.
Как вы попали в этот проект?
На самом деле я подключилась, еще когда он существовал только в виде сценария — мне сразу очень понравилась история. Мне показалась очень интересной идея героя, который так тяжело переживает горе, что превращает его в источник творческой, продуктивной энергии — Джордж создает роботов, потому что не способен смириться со смертью жены. В сценарии, который режиссер «Моего создателя» Гэвин Ротери написал там, к тому же уже чувствовалось его мощное видение того, как эта история будет снята. Какое-то время от него и продюсеров не было новостей, а спустя год после того, как я впервые прочитала сценарий, они мне позвонили и предложили обсудить участие в фильме. Мы встретились с Гэвином — и он не замолкал, наверное, целый час. Я только чай пила и не успевала даже слово вставить. Такая страсть не могла не подкупать. Я влюбилась в проект, потому что Ротери так сильно горел им. Решиться на участие было, в общем, очень и очень легко.
Кадр: фильм «Мой создатель»
Что было для вас главным вызовом в работе над «Моим создателем»?
Вообще, меня с самого начала больше всего привлекла идея сыграть робота — ничего подобного я прежде не делала. У меня где-то в дневниках даже записано: моя следующая роль должна быть прямой противоположностью того, что я делала раньше. И список составила возможных ролей, которые бы подходили под этот принцип. Сыграть робота было в самом вверху этого списка. И тут мне предлагают эту роль, представляете? Это был знак. Меня интриговал сам процесс. Каково это играть робота? Тем более, что хотя J3 и андроид, но у нее есть собственная личность. Даже душа. Она думает и чувствует, как человек, но вот двигается, функционирует иначе. Мне также показалось интересным, что Гэвин очень ясно дал понять: он хотел, чтобы J3, J2 и J1 отличались от всех предыдущих роботов в истории кино. Чтобы каждая из них обладала отдельной, особенной сущностью.
Как выглядел сам процесс работы над ролью?
Он невероятно сильно отличался от любого опыта, который у меня был в кино до этого. В других ролях мне нужно было отталкиваться от самой себя — вырабатывать связь или эмпатию к своей героине и выстраивать ее характер на основе собственных чувств. А в случае J3 персонаж так сильно определялся внешним видом, что уже сам костюм андроида задавал импульс для моей игры. Ротери к тому же очень четко описывал, как он видит эволюцию персонажа. С каждой фазой своего создания J3 должна была становиться все более и более человекоподобной. Я знала, как будет меняться ее цвет, какими будут линии на ее лице.
А потом мне приходилось всю эту машинерию на себя надевать
.
Все спецэффекты в фильме аналоговые. Никакого CGI. По-моему, это очень умное режиссерское решение — так моя героиня выглядит намного более реальной, чем если бы она была нарисована на компьютере или если бы мы создавали ее с помощью motion capture. Так что на мне целыми днями был полный костюм робота — буквально с ног до головы была покрыта протезами. Это определяло буквально все — как я двигалась, как говорила, даже как думала. Никогда даже не могла представить, что костюм может так мощно влиять на твою игру.
Кадр: фильм «Нимфоманка: Часть 1»
«Мой создатель», получается, был полноценным авторским кино Гэвина Ротери?
Да, он придумал почти все в этом фильме — от идеи сюжета до дизайна. Он с самого начала сказал мне, что хочет использовать как можно больше рукотворных спецэффектов, включая как костюм, так и декорации на площадке. Поэтому все в «Моем создателе» так органично сочетается друг с другом. Текстуры, цвета, даже шрифты определяют то, как каждый робот двигается, например. Я знала, что у Ротери была блестящая идея, но не могла и вообразить, что ему удастся воплотить ее настолько полноценно, без всяких компромиссов. Благодаря четкости его видения я могла расслабиться на площадке. В сущности, я себя чувствовала как ребенок в песочнице. И это при том, что когда ты каждое утро перед съемками по пять часов проводишь на гриме, все, чего тебе хочется, это ворчать. Это очень утомительный процесс, поверьте. И даже когда он заканчивается, тебе не становится легче — потому что буквально все твое тело оказывается покрыто костюмом. Я с большим трудом слышала, что говорят люди вокруг — потому что на мне были специальные уши-протезы, в которых себя чувствуешь, как в зимних наушниках. Ни черта не слышно! Все мое лицо было покрыто гримом настолько, что мои собственные эмоции вообще никак не считывались на нем. Поэтому на площадке я неизбежно все время была в образе — и все вокруг видели не меня, а персонажа. Проще говоря, человеческое общение вдруг стало почти невозможным. Но именно это и требовалось — я же, в конце концов, играла робота!
«Мой создатель» (Archive) вышел в российский прокат 13 августа