В августе музыкальная индустрия вместе со всем остальным миром начала понемногу оправляться от пандемии и активно наверстывать упущенное. Одни артисты начали снимать видео на давние хиты, другие вспомнили о таком актуальном жанре, как «музыка для летнего безделья», а некоторые и вовсе наконец всерьез взялись за сольную карьеру. «Лента.ру» рассказывает, кто из них выпустил самые интересные клипы месяца.
Marie Davidson, L’Œil Nu — Renegade Breakdown
Монреальская артистка Мари Дэвидсон, последние два года все больше увлекающаяся жанром spoken word, который она умело миксует с бойким электро и даже с некоторыми вкраплениями диско, решила обзавестись коллективом, в который вошел и ее муж Пьер Герино. Ранее пара уже сотрудничала в рамках дуэта Essaie Pas и создавала куда более мягкие треки, чем то, что мы слышим сейчас, но новообретенная токсичность Дэвидсон явно пришлась к лицу. В то время как рэперы год из года упражнялись в умении «стрелять» словом, часто скатываясь в банальное хвастовство, хрупкая исполнительница научилась раздавать своими текстами настоящие болезненные пощечины, переключаясь с английского языка на французский. Ее Renegade Breakdown, вдохновленный периодом активных гастролей и вытекающим из того времени раздражением, сочится притягательной дерзостью, вызывая желание снова и снова ставить на репит строки: «В следующий раз, когда подумаете обо мне, можете вычеркнуть меня из своего списка. Мне действительно не нужны аплодисменты, ваша вечеринка все равно отстой».
Tom Misch, Yussef Dayes — Tidal Wave
Продюсер Том Миш и барабанщик Юсеф Дайес сотворили, пожалуй, один из лучших саундтреков уходящего лета. Сумев обуздать слегка беспорядочную и хаотичную манеру исполнения своего лондонского коллеги, Миш пригладил композицию элементами соула и шелковистым вокалом. При этом Tidal Wave — не приставучий хит, а в хорошем смысле фоновый трек, идеально подходящий для релаксации на каком-нибудь белоснежном пляже. Сопровождающий его анимационный клип как раз про это: про серфинг, красивую любовную историю, разворачивающуюся на берегу океана и, как это ни внезапно, про экологическую катастрофу.
Ólafur Arnalds, JFDR — Back To The Sky
На фоне остальных неоклассиков современности резидент Erased Tapes Оулавюр Арналдс стоит немного особняком, поскольку каким-то загадочным образом именно ему удается делать самую пронзительную, красивую и минорную музыку. Оттого вдвойне обидно, что в последнее время композитор зачем-то гонится за коллаборациями и вслед за совместной работой с австралийским певцом RY X записывает дуэт с исландской исполнительницей Йофридур Акадоттир, выступающей под псевдонимом JFDR и своей манерой исполнения в чем-то напоминающей Бьорк. И нет, проблема совсем не в том, что RY X или Акадоттир плохи в своем деле или в чем-то не дотягивают до своего коллеги — просто их присутствие не привносит в музыку Арналдса никакой магии, а, скорее, наоборот превращает ее в очередной образец меланхоличной электроники в духе Кристиана Леффлера. Попытка дополнить композицию изображением холодной природы тоже не выглядит оригинальной и заставляет надеяться, что когда-то исландский мультиинструменталист наиграется в модное звучание и заново отыщет свой собственный стиль.
Tkay Maidza — You Sad
Пока Лана Дель Рей обвиняла темнокожих артисток в исполнении песен про измены, секс за деньги и прочие пороки человечества, Тикей Майдза делала приятный хип-хоп, избегая перечисленных штампов. Пока музыканты брали творческий отпуск во время внезапно свалившегося на мир карантина, Тикей Майдза выпускала клипы один за другим. Пока слушатели, узнавшие артистку по работам с Baauer и Мартином Сольвейгом, пророчили ей будущее звезды дэнс-попа, Тикей Майдза не зацикливалась на успешных песнях и смело пробовала себя в других жанрах. Иными словам в последние годы австралийская артистка была тем персонажем, за кем как минимум не скучно следить. В новом клипе You Sad исполнительница лениво зачитала рэп под звуки гитары и прогулялась по пестрому саду, который в комментариях сравнили с миром телепузиков. Игрушечно-мультяшная эстетика пришлась по вкусу фанатами Майдзы, которые посчитали, что следующим шагом в карьере австралийки станет дуэт с Tyler, the Creator — хочется верить, что их предсказание обязательно сбудется.
FKA twigs — sad day
Один из главных хайлайтов прошлогоднего альбома FKA twigs MAGDALENE — беспокойный и чувственный трек sad day — наконец-то обзавелся обещанным клипом, за создание которого отвечал Хиро Мурай.
Именно он когда-то срежиссировал видео на ставший абсолютной сенсацией трек Дональда Гловера This is America, а теперь решил посотрудничать с одной из самых самобытных звезд современной поп-музыки. Как это ни парадоксально, саму песню, в которой артистка дрожащим голосом поет о попытках дать второй шанс подошедшим к концу отношениям, Мурай смело задвинул на задний план — она в ролике звучит лишь отдельными частями и то и дело прерывается тишиной, пока перед зрителем разворачивается настоящее и очень даже зрелищное короткометражное кино с драками, левитацией и всаженным в грудь мечом, ставшим банальной, но красивой метафорой разбитого сердца.
МС Сенечка — «Давай брейк»
В прошедшем месяце самый добрый и беспечный рэпер всея Руси МС Сенечка представил свой третий альбом «Звуки», ставший логическим продолжением первых двух релизов артиста. Радостный, пропитанный олд-скульным саундом и местами донельзя оптимистичный сборник мало чем отличается от остального творчества Сени Лисейчева, но новаторство и тяга к экспериментам здесь на самом деле и ни к чему. В конце концов прославился молодой музыкант именно за счет теплого и ничем не грузящего хип-хопа, что понравилось не только аудитории, но и другим представителям российской сцены.
Дебютник МС Сенечки поддержали GONE.Fludd и ЛАУД, а на его третьей работе можно услышать фронтмена группы «Пасош» Петара Мартича. В преддверии выхода «Звуков» хип-хоп-артист также поделился клипом «Давай брейк» — его в качестве учебного пособия можно показывать тем, кто ничего не слышал о юном рэпере из Самары. В видео есть все, из чего складывается вселенная МС Сенечки: бесконечное лето, тусовки с друзьями и возмутительная беззаботность. «Зачем тебе грустить, если все просто зашибись?» —спрашивает музыкант в одном из куплетов. «Правда ли зашибись?» — наверняка переспрашивает слушатель, нервно листая новостную ленту.
Darkstar — Blurred
Британский дуэт Darkstar, состоящий из Джеймса Янга и Эйдена Уолли и в 2020-м году отметивший десятилетие своей музыкальной деятельности, всегда тяготел к клубным хитам (и речь здесь само собой не о примитивных EDM-мелодиях), но, по признанию самих участников, часто сворачивал с намеченного пути. Вот и на четвертом альбоме коллектива Civic Jams обнаружилось куда больше безмятежной и убаюкивающей электроники, чем танцевальных бэнгеров. Получивший продолжение в виде клипа трек Blurred и вовсе был соткан из таких минималистичных элементов, что оказался совсем незапоминающимся на фоне видео, которое, очевидно, задумывалось не столько как музыкальное произведение, сколько как увлекательная, но не особо зрелищная экскурсия по знаковым культурным точкам Великобритании — закрывшимся или простаивающим без дела из-за пандемии.
Луна — «Летние бульвары»
Как и МС Сенечка, Луна продолжает воспроизводить устоявшиеся творческие паттерны, которые работают на ура. Правда, если самарский рэпер пока числится в списках перспективных фрешменов, то Кристина Герасимова, которая еще несколько лет назад закрепилась в статусе одной из наиболее ярких украинских исполнительниц, уже считается неким эталоном жанра, из-за чего под свежими работами начинающих артисток постсоветского пространства то и дело появляются комментарии: «Чем-то напоминает Луну». В очередном клипе, для которого певица выбрала чуть ли не самую слабую песню мини-альбома Fata Morgana (куда интереснее было бы посмотреть на видеоработу, сделанную под песню «Жанна д'Арк»), зритель в очередной раз видит неоновые тона, ночной город и печальную главную героиню, опять столкнувшуюся с любовными неудачами. Все это в том или ином виде было и в предыдущих роликах певицы, однако от клипа к клипу в томном образе Луны и сконструированном вокруг нее мире ощущается все больше выверенности и холодного расчета.
U.S. Girls — And Yet It Moves / Y Se Mueve
Проект Меган Реми U.S. Girls всегда славился диковинными работами вроде Rosebud, где птица буквально разговаривает при помощи клюва, или 4 American Dollars с жуткими летающими в воздухе ртами и разгуливающими отдельно от человека ботинками. При этом эпатаж в том, чем занимается канадская артистка, всегда использовался в меру, без перегибов, а музыка оставалась мелодичной и приятной на слух. В And Yet It Moves / Y Se Mueve Реми балансирует как между привычными для нее полюсами — попом и экспериментальной музыкой, так и между двумя языками — испанским и английским. Смешивая разнородные ингредиенты, исполнительница каким-то образом умудряется выдать вполне гармоничную песню, которая уравновешивает совершенно сюрреалистичный клип, где творится всякая красочная чертовщина.
Will Butler — Close My Eyes
Участник Arcade Fire Уилл Батлер выпустил второй сингл с грядущего сольного альбома Generations, релиз которого намечен на 25 сентября. И если монреальский коллектив может похвастаться и навороченными клипами с сюжетом, и более многослойным звуком, то в своем самостоятельном творчестве музыкант отсекает все лишнее и решает по-честному и без прикрас рассказать о внутреннем кризисе, который по всей видимости настиг его на пороге 40-летия. На черно-белом экране — сам Батлер, с умиротворенным видом плывущий в лодке, за кадром — его голос, произносящий строки: «Я устал ждать лучшего дня, но боюсь, что я ленив, и ничего не изменится». Кажется, больше здесь ничего и не нужно, ведь узнаваемого вокала Батлера, который, кстати, звучит точь-в-точь как его брат Уин, достаточно, чтобы проникнуться этой незамысловатой и пронизанной светлой грустью мелодией.