Голливудская актриса и бывший боец MMA Джина Карано потеряла роль Кары Дюн во вселенной «Звездных войн» из-за скандальных постов в соцсетях и расколола общество надвое — кто-то увидел в произошедшем попытки «мультикультурных гендерно-нейтральных чертей» заткнуть артистку, практикующую свое право на свободу слова, кто-то обрадовался, что женщина потеряла работу за «неправильные» взгляды. Рада, скорее всего, и сама Карано, за считаные дни после увольнения оказавшаяся самой популярной актрисой в мире. О том, кто такая Джина, почему Disney разорвал с ней связи, и при чем тут Китай, — в материале «Ленты.ру».
Боевая единица
38-летняя Джина Карано родом из обеспеченной семьи — ее отец, бывший профессиональный футболист, выступавший за клуб Национальной лиги, после окончания спортивной карьеры взялся за управление крупным семейным бизнесом, который входит в крупнейшую сеть казино в США (из них восемь расположены на знаменитом Лас-Вегас-Стрипе). Карано окончила христианскую школу, где ее травили из-за большого веса, а позже обучалась на психолога в Университете Невады. В это время она увлеклась тайским боксом, а позже перешла в ММА и в 2006-м приняла участие в первом в истории женском бое в этом виде искусств, одолев соперницу.
Спортсменка с голливудской внешностью и актерской харизмой быстро завоевала симпатии зрителей, ее стали приглашать в разнообразные телешоу и на съемки, в том числе и для видеоигр — в вышедшей в 2008 году стратегии Command & Conquer: Red Alert 3 артистка исполнила роль советской снайперши. К тому моменту, когда гонорары Карано за участие в поединках достигли сотен тысяч долларов, она потерпела первое в жизни поражение в смешанных боевых искусствах и закончила спортивную карьеру, сфокусировавшись на работе моделью и кинематографе.
Первая роль Карано в полнометражном фильме была эпизодической — она снялась в боевике «Кровь и кость». Первая большая роль ей досталась от Стивена Содерберга, снявшего ее в ленте «Нокаут» 2012 года наряду с такими звездами, как Майкл Фассбендер, Юэн Макгрегор, Антонио Бандерас, Майкл Дуглас и Ченнинг Татум. Затем на актрису буквально посыпались роли в боевиках и супергеройских фильмах; она, в частности, сыграла в шестом «Форсаже», боевике «Спасение» с Брюсом Уиллисом, ремейке «Кикбоксера» и «Дэдпуле». В конце 2010-х ей предложили второстепенную роль в диснеевском сериале «Мандалорец», действие которого разворачивается во вселенной «Звездных войн».
Кино и немцы
Если до середины 2010-х за карьерой Карано следили в основном любители боевых искусств и боевиков-блокбастеров, то с ее переходом к ролям в супергеройских франшизах фан-база актрисы расширилась до невероятных размеров; соответственно, и за постами артистки в соцсетях следили уже гораздо больше людей, взгляды которых, как выяснилось, не совсем совпадали со взглядами Карано. На деле решению Disney разорвать отношения с актрисой предшествовала череда скандалов, многие из которых произошли еще до выхода второго сезона «Мандалорца». Первый из них, по иронии, тоже был связан с нацистской Германией.
26 августа 2020-го Карано опубликовала в Twitter известную на весь мир фотографию 1936 года, на которой толпа немецких рабочих вскидывает руки в нацистском приветствии в честь спуска военно-морского учебного судна «Хорст Вессель» на воду. Снимок прославился благодаря единственному человеку, не ставшему салютовать, — это был немец Август Ландмессер, который позже был сослан на каторгу за отношения с еврейкой, которые нацистский суд посчитал осквернением расы. Ландмессер, скорее всего, не дожил до окончания Второй мировой войны, погибнув в штрафбате в Хорватии.
За пост с этой фотографией на Карано обрушился шквал критики и обвинений в расизме — дело в том, что в это время по США гремели протесты движения Black Lives Matter, вспыхнувшие после убийства полицейским афроамериканца Джорджа Флойда. Многие сторонники BLM придерживаются позиции, что отказ высказываться на тему полицейского насилия в адрес чернокожих приравнивается к поддержке насилия, — Карано, судя по всему, своим постом решила провести параллель с поддержкой истреблявшего евреев нацистского режима, чем спровоцировала волну гневных комментариев, правда, без особых последствий.
Бип/боп/бууп
Следующий скандал вокруг Карано развернулся в сентябре из-за шутки, оскорбившей ЛГБТ-сообщество: актриса высмеяла на своей странице в Twitter то, как трансгендерные персоны указывают в описании аккаунтов местоимения, с которыми к ним следует обращаться, написав «Бип/боп/бууп». За это ее обвинили в трансфобии, и многие фанаты «Звездных войн» потребовали уволить артистку из «Мандалорца». Едва ли Карано не предполагала реакции интернета на подобный юмор — несколькими месяцами ранее похожий скандал развернулся вокруг твита главы Tesla и SpaceX Илона Маска, написавшего фразу «местоимения — отстой». Впрочем, Маску, который сам себе начальник, прилететь за это могло максимум от звездной супруги Граймс, а вот Карано тогда пришлось разбираться с руководством принадлежащей Disney студии Lucasfilm, занимавшейся «Мандалорцем».
Актрису попытались принудить опубликовать подготовленное Lucasfilm обращение с извинениями по поводу выходки. Карано отказалась извиняться, вместо этого выпустив собственное обращение, в котором объяснила, что ее шутка направлена не против транс-персон, а против того, что общество заставляет людей указывать местоимения в своих аккаунтах в сети. Руководству Lucasfilm такое неповиновение не понравилось, и артистку не стали использовать в рекламной кампании продолжения «Мандалорца», а также отказали прессе в интервью с ней.
Они хотели, чтобы я дословно повторила написанные ими извинения по поводу местоимений. Я отказалась и вместо этого выпустила собственное обращение
Как впоследствии признается Карано, это был единственный раз, когда Lucasfilm просила ее извиняться за посты в соцсетях. Скандальные высказывания, впрочем, на этом не закончились — в том же месяце актриса начала активно критиковать антикоронавирусные меры, введенные в Соединенных Штатах, призывая открыть церкви и предприятия несмотря на запреты, апеллируя к тому, если сторонники BLM собираются на митинги, то у остальных должно быть право подхватить коронавирус в более привычной обстановке. Помимо этого Карано высмеивала обязательное ношение медицинских масок, предотвращающее распространение COVID-19.
Я уже больше десятилетия не была в церкви, но теперь точно пойду
После победы демократа Джо Байдена на выборах президента США в ноябре Карано еще раз разозлила интернет-пользователей серией мемов и постов с предположениями о том, что на избирательных участках могли происходить вбросы бюллетеней. К этому времени Карано уже была прекрасно осведомлена о том, что подобными твитами и постами вызывает волны негодования. Она сама высказывалась об этом в интервью YouTube-блогеру Drunk3PO: «Если мои высказывания вас беспокоят, — окей, но многих они вовсе не волнуют. Я больше фокусируюсь на них. Я пробуждаю в них пламя. Не знаю, почему».
Обсуждая интернет-войны, Карано подчеркнула, что регулярно видит, как травле подвергаются как противники ее ценностей, так и сторонники. В этом же интервью, вышедшем 1 января 2021-го, Карано признает, что многие фанаты «Звездных войн” ее недолюбливают: «[У этой вселенной] много поклонников. И по моему опыту, в прошлом году у меня была одна фан-база из сообщества “Звездных войн”, а в этом году она кардинально поменялась».
Опальная консерваторка
В феврале произошел скандал, поставивший точку на карьере Карано в «Диснее»: актриса выложила в TikTok и Instagram чужой пост, в котором гонения немцев на евреев, активно поддерживавшиеся и одобряемые нацистской властью в 1930-х, сравнивались с ненавистью на почве политических взглядов в современном мире.
Поскольку историю правят, сегодня многие не понимают, что до того как нацистские солдаты начали арестовывать евреев тысячами, правительство сперва заставило собственных граждан ненавидеть их за то, что они были евреями. Как это отличается от того, чтобы ненавидеть кого-либо из-за политических взглядов?
Интернет-пользователи, уже знакомые с идеологическими взглядами Карано, быстро провели параллели в этом посте с современной политической атмосферой в США — получается, что правительство демократов во главе с Байденом здесь выступает нацистской верхушкой Германии, а «левые» американцы предстают в роли поддерживающих режим немцев. Республиканцы и в целом «правые», таким образом, сравнивались с евреями.
Руководство Lucasfilm отреагировало на новый разгорающийся скандал моментально, объявив о том, что более не сотрудничает с Карано, и не рассматривают возможность совместной работы с ней в будущем. Представители студии отметили, что высказывания актрисы в соцсетях, в которых та «порочит людей на основании их культурных особенностей или религиозных убеждений», являются неприемлемыми и отвратительными. Помимо этого от сотрудничества с Карано отказалось агентство UTA. О произошедшем она узнала, как и все, — из соцсетей.
Издание The Hollywood Reporter со ссылкой на источники сообщило, что решение об увольнении принимали топ-менеджеры Lucasfilm. Также стало известно, что Карано неоднократно предупреждали о том, что ее мемы и неоднозначные высказывания могут сыграть с ней злую шутку, и артистка полностью отдавала себе отчет в том, что делала.
Увольнение актрисы спровоцировало волну негодования, активно разогревавшуюся консервативными американскими медиа; более того, главный редактор The Daily Wire Бен Шапиро через считанные дни после увольнения опальной артистки объявил, что издание подписало с ней контракт на фильм, в котором она выступит и режиссером, и продюсером, и актрисой.
«Дисней» решил уволить актрису Джину Карано из «Мандалорца», потому что она — консерватор. Все просто. Не потому, что она сделала что-то по-настоящему оскорбительное по отношению к кому-либо, не потому, что она провела параллель с нацистской Германией. Давайте по-честному: левые постоянно делают сравнения с Гитлером и нацистской Германией. Ясно, что они ждали причины уволить ее, потому что она — консерватор
Между молотом и наковальней
Впрочем, едва ли Disney целенаправленно избавляется от сторонников консервативных ценностей — правда в том, что этот медиаконгломерат индустрии развлечений на протяжении уже долгого времени придерживается одного и того же сценария минимизации ущерба в любых скандальных ситуациях. К примеру, в 2018 году принадлежащая Disney компания ABC отказалась давать в эфир эпизод сериала «Черноватый», который посчитали слишком анти-Трамповским (в нем также поднималась тема движения BLM и протестов спортсменов против полицейского беспредела). Тогда же режиссер «Стражей Галактики» Джеймс Ганн, критиковавший тогдашнего президента США и высмеивавший вышеупомянутого Шапиро, был уволен с поста режиссера третьих «Стражей Галактики» после того, как в сети всплыли его старые твиты, в которых он по-черному шутил про писающих младенцев, СПИД и мастурбирующих мартышек (впрочем, после того, как выяснилось, что скандал вокруг Ганна мог быть спровоцирован и раскручен ультраправыми троллями, ему все же позволили снять очередную часть супергеройского блокбастера).
Disney как крупнейшая мегакорпорация, единственная цель которой — максимизация прибыли (ну и, конечно же, «создание историй, которые радуют миллионы семей по всему миру»), склоняет вектор своей политики не вправо или влево, а туда, где есть деньги. То есть в Китай — достаточно вспомнить молчание компании в ответ на скандал вокруг фильма «Мулан», звезда которого Лю Ифей поддержала полицию Гонконга, жестоко разгонявшую участников протестов за права автономного региона. Если из-за социально-политического раскола в американском обществе этому гиганту и приходится маневрировать между молотом и наковальней, то в случае с этим скандалом призывы многочисленных активистов к бойкоту фильма из-за артистки оказались проигнорированы.
В интернете еще с 1990-х распространилось шуточное выражение, известное как «Закон Годвина», гласящее, что по мере разрастания дискуссии вероятность сравнения, в котором упоминаются нацизм или Адольф Гитлер, стремится к стопроцентной. Закон этот, как правило, вспоминают, чтобы обратить внимание заговорившего о Гитлере оппонента на то, что подобные сравнения не всегда корректны — скорее, в большей части случаев являются в корне неверными. О том, что нацизм никак не связан с противостоянием двух политических партий в демократической стране, и что нет ничего общего у Гитлера и протестующих против убийства и дискриминации чернокожего населения Штатов полицейскими, скорее всего, не надо объяснять даже Джине Карано — ее посты являлись скорее троллингом левых, который, однако, обернулся довольно болезненным обесцениванием трагедии холокоста и потерь, которые принесла Вторая мировая война. В любом случае пострадавшая за подобные параллели артистка хоть и потеряла роль Кары Дюн в грядущих спин-оффах «Мандалорца», но все же вынесла из короткого сотрудничества с Disney очень многое — преданную фан-базу, мировую известность и даже контракт на собственный фильм. В котором она, без сомнения, сможет свободно продолжать ругать «тоталитарную мафию» и троллить левых.