«Лента.ру» продолжает цикл публикаций о самых резонансных нераскрытых преступлениях, совершенных в СССР и России. Несмотря на участие в расследованиях опытных криминалистов и следователей, эти дела так и остались «глухарями». В предыдущей статье речь шла об убийстве звезды советского кино Зои Федоровой. Сегодня наш рассказ — об исчезновении в Москве знаменитого галериста Гарига Басмаджяна. Он пропал 29 июля 1989 года, выйдя из столичной гостиницы. В убийстве Басмаджяна подозревали криминального авторитета и советскую антикварную мафию, а его судьбу пытались прояснить оперативники КГБ, французские сыщики и лучшие частные детективы из Лондона.
Гариг Басмаджян родился 20 декабря 1947 года в Иерусалиме (по другим данным — в Бейруте), куда в свое время перебрались его родители. С детства мальчик проявлял способности к иностранным языкам и поэзии, а также хотел переехать на родину предков — в Армению.
Мечта сбылась в 1967 году: Гариг прибыл в Ереван, где поступил в местный университет на филологический факультет. Попутно Басмаджян принялся за переводы армянской поэзии, вступил в поэтический кружок и подготовил шесть сборников стихов, которые издавались в Ливане, США и Иерусалиме. Помимо этого, Гариг занимался изучением древних языков.
В начале 70-х Басмаджян встретил будущую супругу Варвару — этническую армянку с французским гражданством: после свадьбы в 1972 году молодожены переехали в Париж. Там Басмаджян поначалу организовал собственное издательство, но денег оно почти не приносило.
В конце концов я сказал себе: «Что ты можешь делать, Гарри, в этой жизни, чтобы у тебя не было финансовых трудностей, и в то же время, чтобы ты не ушел от искусства?» У меня был кризис — примерно шесть месяцев. А потом я понял, что могу покупать и продавать картины
Так Гариг всерьез увлекся коллекционированием — свои первые картины он приобрел за пять тысяч долларов, гонорар от выпущенной в США книги «Армянская поэзия». Освоившись в новом деле, Басмаджян начал скупать у эмигрантов из СССР иконы и картины как молодых художников, так и признанных мастеров.
Первая выставка, которую коллекционер организовал в 1978 году в небольшом арендованном помещении, была посвящена работам армянских живописцев. А в 1981 году Басмаджян выставил все свои приобретения в открытой на бульваре Распай личной галерее русского искусства «Горки», которую назвал в честь армянского художника-абстракциониста Аршила Горки.
Вскоре после открытия в галерее Басмаджяна состоялась выставка одного из самых оригинальных советских художников Владимира Вейсберга, из-под кисти которого вышли такие картины, как «Три букета с цветами» и «Три куба и коралл». Также посетители выставки могли видеть работы Исаака Левитана, Филиппа Малявина, Кузьмы Петрова-Водкина и других.
Изображение: Vladey.net
Немногим позже Басмаджян установил связи с советским министерством культуры. Галерист помогал покупать по адекватной цене и возвращать в СССР картины русских мастеров живописи.
Картины в плену Эрмитажа
Басмаджян неоднократно бывал в СССР, привозил в Эрмитаж и Третьяковку картины из своей дорогостоящей коллекции, а некоторые экспонаты безвозмездно дарил музеям. Галерист пристально следил за творчеством молодых художников — талантливых на его взгляд мастеров Гариг всячески продвигал в европейских странах и США, не жалея на это денег.
В апреле 1988 года между Басмаджяном и Минкультом СССР была достигнута договоренность об организации в Эрмитаже и Третьяковке выставок картин, которыми владел Гариг.
Кроме того, галерист пообещал подарить Эрмитажу альбом с сотней фотографий женщин в русских национальных костюмах, три графических работы и три картины кистей Александра Яковлева, Филиппа Малявина и Константина Коровина. По приблизительным оценкам, общая стоимость подарков составляла около 770 тысяч рублей (огромная сумма по тем временам). Впрочем, галерист имел и свою выгоду, которая была прописана в договоре.
Работы советских художников, приобретенные Гаригом Басмаджяном, но находящиеся в данный момент на территории СССР, будут включены в состав выставки в рамках условия настоящего соглашения
Этот пункт соглашения давал коллекционеру право на беспрепятственный вывоз во Францию новых произведений искусства, которые Басмаджян планировал приобрести в СССР. Между тем выставки в Эрмитаже и Третьяковке подходили к концу — и Гариг вылетел за своими картинами в Советский Союз.
В октябре 1988 года Басмаджян попытался переправить картины обратно во Францию, но возникла проблема. Вместе со своими полотнами Гариг хотел вывезти более 50 приобретенных им работ советских художников. Но, несмотря на наличие всех сопроводительных документов и оплаченные пошлины, пройти таможню он не смог.
Произведения выставки «Художественные произведения XVI — XX веков из собрания Басмаджяна» в 1988 году были задержаны Ленинградской таможней при вывозе из страны в связи с тем, что состав вывозимых работ не соответствовал составу ввезенных. Опечатанные ящики с произведениями были переданы на хранение в Государственный Эрмитаж
В Париж коллекционеру пришлось возвращаться без части картин стоимостью 100 миллионов долларов — в оставшейся в СССР коллекции были работы Ореста Кипренского, Ивана Айвазовского, Василия Сурикова, Ивана Крамского и других художников.
Билет в один конец
Последний визит Басмаджяна в СССР состоялся летом 1989 года: первым делом он хотел забрать из Эрмитажа свое имущество, а кроме этого, планировал документально оформить дар Эрмитажу и обсудить сделку по продаже Советскому Союзу картины художника Владимира Боровиковского «Портрет Д.С. Яковлевой».
24 июля галерист прилетел в Ленинград, а спустя три дня прибыл в Москву и остановился в одной из столичных гостиниц. Времени было мало — в Париж Басмаджян планировал вернуться уже 1 августа. Он собирался заняться выставкой художника Михаила Брусиловского: для этого через Минкульт СССР он приобрел около 50 полотен живописца.
Утром 29 июля в номер Басмаджяна пришли гости — сын армянского художника Ерванда Кочара Айказ и его супруга Лала Мартиросян. Спустя пару часов после начала дружеских посиделок в номере раздался звонок. Поговорив по телефону, Гариг достал свой паспорт и сообщил знакомым, что ему нужно отъехать на переговоры. Впрочем, он отметил, что продлятся они недолго — и уже через час он вернется обратно.
Айказ и Лала спустились с Гаригом в холл отеля, где коллекционера ждал незнакомый им мужчина лет 30, среднего роста, с вьющимися светлыми волосами, одетый в бежевую рубашку и брюки.
Увидев, как Басмаджян сел вместе со спутником в бежевые «Жигули», супруги ушли. Час спустя они вернулись в гостиницу — но Басмаджяна там не было. Айказ и Лала прождали приятеля еще пару часов, но Гариг не появился ни вечером, ни на следующий день.
«Черные умы заговорили»
Через несколько дней в посольство Франции обратились взволнованные родственники Басмаджяна, которые сообщили, что не могут связаться с коллекционером. За поиски Гарига взялись прокуратура, КГБ и МВД — дело попало в недавно созданное в ведомстве управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП).
Были допрошены около тысячи знакомых коллекционера, посланы запросы в больницы и морги, исследованы ближайшие к гостинице чердаки и подвалы
Следователи выяснили, что 1 августа в гостиницу звонил некий мужчина, который сообщил, что Басмаджян планирует задержаться в столице еще на неделю. Но личность звонившего установить не удалось.
Самая вероятная версия о похищении Басмаджяна ради выкупа вскоре отпала — шли дни, а на связь с родственниками Гарига никто не выходил и денег не требовал. Тогда следователи предположили, что Басмаджян, который активно помогал финансами Армении, мог погибнуть от рук группировок из Азербайджана. Но и эта версия не подтвердилась.
Оперативники пытались найти и таинственные бежевые «Жигули», на которых увезли галериста: было проверено около двух тысяч похожих автомобилей, но выйти на след преступников это не помогло.
Черные умы вскоре заговорили о том, что «Басмаджяна пропустили через мясорубку». В те годы внезапно закипевшая Россия уже пользовалась мрачной славой черной дыры
Спустя время в Москве поползли слухи, что при осмотре личной машины Басмаджяна сыщики нашли следы крови, а самого галериста якобы могли заманить в один из московских музеев, убить в служебном помещении, а потом сжечь тело в котельной.
Но, несмотря ни на что, близкие коллекционера не теряли надежды, что Гариг найдется. Его сестра несколько раз ездила в Советский Союз, пытаясь прояснить детали расследования, но каждый раз возвращалась ни с чем.
У меня были контакты с ЦРУ, КГБ, французской полицией, послами, художниками, коллекционерами, бывшими заключенными, писателями, экспертами, ясновидящими, священниками, но я не продвинулась ни на шаг по сравнению с тем днем, когда узнала об исчезновении моего брата
Вскоре глава московского УБОП сделал громкое заявление: похитившие Басмаджяна преступники скрылись за границей, а сам галерист с большой долей вероятности уже мертв. Но имен предполагаемых убийц высокопоставленный милиционер не назвал. Выяснить их не удалось даже подключившейся к расследованию инцидента полиции Франции, хотя для этого в СССР лично приезжал глава ведомства Пьер Фокс.
След «бригады Магадана»
Подвижки в деле начались два года спустя с момента исчезновения галериста: в 1991 году следствие сообщило, что к преступлению может быть причастен эмигрировавший в Израиль криминальный авторитет Олег Асмаков, известный в преступных кругах как Асмак или Алик Магадан.
Он на тот момент уже находился под следствием за вымогательство у местного коммерсанта. Позже, к середине лихих 90-х, бандиты из «бригады Магадана» получили мрачную известность благодаря заказным убийствам в Москве, Киеве и Нью-Йорке.
А в конце 80-х Асмаков, только получивший гражданство Израиля, часто посещал Москву и, по данным следствия, вел общие дела с галеристом Басмаджяном. Сыщики не исключали, что Алик Магадан похитил Гарига, чтобы выбить из него крупную сумму денег, но вместе с подельниками «перестарался» и запытал жертву до смерти.
Асмакова в Израиле допросили сотрудники правоохранительных органов — но свою вину он категорически отрицал, а прямых доказательств против него у сыщиков не было. К слову, в 1999 году Алик Магадан погиб в Киеве от рук бывшего подручного: криминального авторитета убили, тело заморозили в холодильнике рыбного цеха, а позже разрубили на куски и закопали в разных частях города.
Расхитители трофеев
Шесть лет спустя после пропажи Гарига Басмаджяна, летом 1995 года, расследование его дела было приостановлено. Узнав об этом, жена и сестра галериста решили прибегнуть к помощи детективов и обратились в лондонское сыскное агентство, известное на всю Европу.
Лондонским сыщикам в итоге не удалось выйти на след Басмаджяна, но они выяснили, что тот мог отнюдь не ограничиваться легальной деятельностью. По версии детективов, галерист, предположительно, был причастен к скупке в СССР, вывозе на Запад и продаже там картин и разнообразного антиквариата.
Но доказательств своей версии они так и не нашли — у них не было возможности вести расследование на территории Советского Союза. Тогда за дело взялся столичный адвокат Карен Нерсесян, который специально для поисков Басмаджяна организовал собственное детективное агентство.
Вскоре Нерсесяну удалось выйти на группу мошенников, которые подменяли произведения известных мастеров идеально выполненными копиями, а оригиналы под видом копий вывозили для продажи за рубеж. С большей долей вероятности полотна преступники доставали из Загорского архива — хранилища трофеев Великой Отечественной войны.
Но версию о том, что Басмаджян был замешан в этой афере, а затем устранен как ненужный свидетель, адвокату доказать так и не удалось.
Таинственный компаньон
Впрочем, Нерсесян выяснил, что галерист был причастен к бизнесу иного рода: вместе со своим знакомым, неким Александром Адамовичем, супруга которого работала в посольстве Франции, Басмаджян организовал бизнес по продаже компьютеров на территории СССР.
При содействии галериста техника ввозилась на территорию страны и тогда в дело вступал Адамович — пользуясь своими обширными связями, он продавал компьютеры, цена которых за одну штуку достигала 25 тысяч долларов. Не исключено, что всю прибыль от этого выгодного дела Гариг направлял на приобретение картин и антиквариата.
Но допросить Адамовича не представлялось возможным — он скончался незадолго до последнего визита коллекционера в Москву. Адвокату Нерсесяну удалось выяснить, что смерть настигла Александра в мае 1989 года прямо в аэропорту Шереметьево, куда он приехал встречать Лалу Мартиросян, которая последней видела Басмаджяна.
По некоторым данным, женщина должна была передать Адамовичу два компьютера. При этом Александра сопровождал некий компаньон, который также участвовал в продаже техники: он потребовал у Мартиросян отдать компьютеры именно ему, а не Адамовичу.
Тогда женщина связалась с Гаригом, и он выступил против передачи компьютеров компаньону
Когда Адамович внезапно скончался, Басмаджян поспешил в Москву, чтобы найти замену Александру в компьютерном бизнесе. Не исключено, что загадочный компаньон связался с Гаригом и предложил ему выход из ситуации — и именно он увез Басмаджяна в неизвестном направлении на бежевых «Жигулях».
К слову, правильность в определении марки машины тоже вызвала сомнение у Нерсесяна — он выдвинул предположение, что страдающий миопией Кочар перепутал «Жигули» с «Фиатом». А именно такой автомобиль бежевого цвета принадлежал жене Адамовича, при этом сам Александр и его компаньон часто передвигались на этой машине по Москве.
Неразгаданная тайна
Но «компьютерная» версия исчезновения Басмаджяна так и осталась версией. Со всеми собранными данными адвокат Нерсесян обратился в Генпрокуратуру и попросил возобновить расследование дела о пропаже галериста, но получил отказ.
Между тем родственники Басмаджяна, изначально обратившиеся за помощью к Нерсесяну, судя по всему, оказались не в восторге от открытий адвоката и прекратили работу с ним.
По поручению сестры Басмаджяна я проводил собственное расследование, однако позже она отказалась от моих услуг
Новый поворот в деле исчезнувшего галериста произошел лишь в 2014 году. Тогда во Францию из Канады был экстрадирован участник «бригады Магадана», бывший боксер Александр Подлесный — за океаном бандит отбывал шестнадцатилетний срок за ограбление и убийство канадского ювелира.
К моменту его освобождения у полиции Франции имелись данные, что таинственные «Жигули», в которые сел коллекционер, принадлежали именно Подлесному.
Мотив преступления, по данным французских следователей, был корыстным: Подлесный планировал обчистить богатого галериста — по слухам, у Гарига с собой была крупная сумма денег
Впрочем, и этот путь оказался ложным: доказать причастность бандита к гибели Басмаджяна не удалось — и судьба галериста неизвестна до сих пор. А родственникам Гарига не удалось вернуть принадлежащие им по праву наследования картины из хранилищ Эрмитажа — их стоимость давно превысила 300 миллионов долларов.
Жена Басмаджяна Варвара, наделенная судом правом управления имуществом Гарига, и представители его галереи неоднократно обращались в министерство культуры и Эрмитаж с требованием вернуть картины, но добиться своего так и не смогли.