На HBO Max и в «Амедиатеке» вышел документальный фильм «Обама: В погоне за более совершенным союзом», который на протяжении пяти часов пытается определить место первого чернокожего президента США в истории. «Лента.ру» рассказывает, что можно узнать о Бараке Обаме из этого монументального портрета.
4 августа 44-му президенту США Бараку Обаме исполнилось 60 лет. По этому случаю он устроил вечеринку на острове Мартас-Винъярд, которая спровоцировала дежурный залп обвинений в том, что Обама устроил «пир во время чумы». На деле, судя по просочившимся фотографиям, торжество напоминало довольно скромный по российским меркам выездной корпоратив — ну разве что со Стивеном Спилбергом и Бейонсе среди гостей и Эрикой Баду на сцене. Ситуация эта довольно показательна для разговора о деятельности Обамы — ему к подобному не привыкать. Об этой привычке к непрерывному сопротивлению, среди прочего, рассказывается и в фильме «Обама: В погоне за более совершенным союзом», вышедшим на HBO аккурат к юбилею экс-президента. С его рейтингом, кстати, приключилась почти такая же история, что и с днем рождения: критики в восторге (91 процент на RottenTomatoes), а публика в бешенстве (4,4 процента на iMDb). Но обо всем по порядку.
Кадр: «Амедиатека»
Картина длится чуть меньше пяти часов, которые разбиты на три серии. Режиссером выступил Питер У. Кунхардт — автор документальных фильмов про Джона Маккейна, Мартина Лютера Кинга, чернокожего правозащитника Брайана Стивенсона и других замечательных людей. Очевидно, что предмет исследования Кунхардта — современная Америка в разрезе политики и правозащитной борьбы. И в этом контексте его обращение к деятельности Обамы, конечно, совершенно неудивительно. Тем более что 44-й президент США — на редкость киногеничная фигура, причем в контексте самых разных жанров. Минимум дважды он становился героем игровых фильмов: «Саутсайд с тобой», подпирая политику мелодрамой, рассказывал о первом свидании Барака и Мишель Робинсон; «Барри» был классической историей становления личности, посвященной жизни Обамы в восьмидесятых; фильм Кунхардта, с учетом внушительного хронометража и сложносочиненного названия, уже претендует на исчерпывающий портрет героя.
К счастью, режиссер здраво рассудил, что пяти часов маловато для того, чтобы вместить даже все перипетии двух президентских сроков героя.
Форма стандартна: говорящие головы плюс кадры хроники. Хронология тоже: сначала юные годы, и только потом — общественно-политическая деятельность. Здесь и обретение христианской веры, и первые опыты активизма. Есть видео, где молодого Обаму оттаскивает от микрофона полиция — тут же дается пояснение, что Барак инсценировал нападение, чтобы придать выступлению драматизма. Дальше — общественная работа в Чикаго, выборы в Сенат штата Иллинойс — и так далее, вплоть до Белого дома. Среди рассказчиков — советник президента Дэвид Аксельрод, проповедник Джеремайя Райт, писатель Джелани Кобб, конгрессмен Бобби Раш, которому Обама проиграл на выборах в Палату представителей в 2000-м году.
Если вы родились и живете, например, в Чикаго, историю восхождения Обамы вы и так знаете во всех подробностях. Если же нет, то от обилия спикеров и несколько изматывающей подробности их реплик у вас, скорее всего, зарябит в глазах, а может, и голова разболится. В принципе, велик соблазн сказать, что смотреть фильм Кунхардта в России — примерно то же самое, что показывать массивный и подробный док про Бориса Ельцина в Америке, где вряд ли кто-то знает фамилию, допустим, Хасбулатов.
Однако это, конечно, совсем не одно и то же. Стоит приложить совсем немного усилий, и «Обама» вполне способен всерьез увлечь даже не слишком осведомленного зрителя. Во-первых, фильм полезен уже самой по себе визуализацией героев газетных статей из прошлого десятилетия. Все-таки одно дело — читать о зарождении движения BLM, а другое дело — очень наглядно и всесторонне его наблюдать, пусть и в конспективном формате. Во-вторых, Обама предстает фигурой не только киногеничной, но и во многом показательной, а потому интересной. Президент, не реализовавший, пожалуй, даже половины запланированного и при этом сохранивший положительную репутацию (хотя бы и только в демократических кругах) — здесь есть о чем поговорить.
Кунхардт, в соответствии с названием фильма, сосредоточен на попытках Обамы решить расовые проблемы. Неудача с закрытием Гуантанамо и даже внешняя политика США фактически остаются за кадром. Однако это не сознательное замалчивание, а желание сфокусироваться на том аспекте, который сам герой считал в своей деятельности первостепенным и в котором ему удалось достичь самых заметных результатов. Очевидно, например, что именно президентство Обамы подготовило почву для того, чтобы Америка наконец хотя бы осознала масштабы своей беды с расизмом, которые предыдущие обитатели Белого дома предпочитали преуменьшать.
Кадр: «Амедиатека»
Третья часть фильма, посвященная, собственно, президентству Обамы, предсказуемо вышла самой драматичной и увлекательной (нетерпеливые зрители могут ею и ограничиться). Вряд ли с нашей стороны Атлантики так уж очевидно, с какими проблемами пришлось столкнуться первому черному президенту США. Фильм наглядно демонстрирует, что его инициативы буксовали буквально на каждом шагу. Кунхардту эти неудачи дают повод всмотреться в характер героя — и разглядеть стойкость, ум, выдержку. В одном из самых трогательных эпизодов комик Киган-Майкл Ки рассказывает, что, решив сделать скетч про Обаму, он столкнулся с тем, что в нем нет совершенно ничего смешного: сохраняя живость реакций, он ни разу не сорвался, не повысил голос, хотя поводов было хоть отбавляй.
К чести режиссера, он не навязывает зрителю никаких однозначных выводов. О его отношении к Обаме куда больше сообщает сама выбранная интонация. «В погоне за более совершенным союзом» то и дело почти срывается в панегирик, но славословия в большинстве случаев подтверждены фактами и выглядят вполне оправданно (хотя сравнений с Мартином Лютером Кингом могло быть и поменьше). Как ни относись к значению Обамы для истории, масштабы проделанной Кунхардтом работы впечатляют точно, даже учитывая некоторую сумбурность подачи. Впрочем, едва ли не больше всего поражает тот факт, что в эпоху провозглашенного кризиса демократии такой фильм вообще мог появиться и при этом не вызывать отторжения.
Фильм «Обама: В погоне за более совершенным союзом (Obama: In Pursuit of a More Perfect Union) вышел в «Амедиатеке»